А74-2224/2008/03АП-513/2009
г. Красноярск
"05" мая 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
Асочаковой С.Г. на основании паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" декабря 2008 года по делу N А74-2224/2008, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
Асочакова Светлана Гордеевна обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган, ответчик) о признании незаконным исключения Управления культуры администрации Аскизского района из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.12.2008 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия налогового органа по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) Управления культуры администрации Аскизского района, налоговый орган обязали устранить допущенные нарушения.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 12.12.2008 не согласен по следующим основаниям:
- поскольку Управление культуры являлось недействующим юридическим лицом, то налоговый орган правомерно исключил его из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Закона о регистрации;
- порядок исключения Управления культуры из ЕГРЮЛ налоговым органом соблюден;
- Закон о регистрации не содержит каких-либо исключений или ограничений при его применении в зависимости от субъекта отношений.
Асочакова С.Г. представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 12.12.2008 согласна по следующим основаниям:
- ст. 41 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не применима в данном деле, поскольку Управление культуры администрации Аскизского района являлось подразделением администрации Аскизского района - территориального органа государственной власти, действовавшего в соответствии с Законом Республики Хакасия "О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия" до образования на территории района органа местного самоуправления;
- правовой статус органов государственной власти устанавливается Конституцией Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации и к ним по смыслу ч. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц и порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- организационные мероприятия по прекращению полномочий территориальных органов государственной власти районов в Республике Хакасия до конца не проведены;
- субъекты не вправе по своему усмотрению ликвидировать органы власти;
- никакой публикации о ликвидации Управления культуры не было;
- Асочакова С.Г. восстановлена в должности начальника Управления культуры, в связи с чем, оспариваемые действия налогового органа нарушают права заявителя.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 66013602287690. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие налогового органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании Решения Аскизского районного Совета депутатов от 20.11.2001 N 370, постановления администрации Аскизского района от 01.12.2001 N 23пл отдел культуры администрации района переименован в управление культуры с наделением правами юридического лица с 01.12.2001.
Управление культуры администрации Аскизского района зарегистрировано на основании Постановления администрации Аскизского района от 23.04.2002 N 177п, о чем выдано свидетельство серии 5 N 11. Главой Администрации Аскизского района утверждено и зарегистрировано в Администрации Аскизского района "Положение Управления культуры администрации Аскизского района".
Налоговым органом принято решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 01.02.2008 N 4 в отношении Управления культуры администрации Аскизского района. Решение принято в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с отсутствием движения денежных средств на расчетном счете в течение более чем 12 месяцев (закрыт 05.06.2003), а также непредставлением предусмотренной действующим законодательством отчетности.
В Вестнике государственной регистрации N 5 за 2008 год (дата выхода тиража 06.02.2008) опубликовано сообщение о принятии МИФНС N 2 по Республике Хакасия решения о предстоящем исключении Управления культуры Администрации Аскизского района из ЕГРЮЛ. В преамбуле раздела сведений о принятых регистрирующим органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ имеется предложение юридическим лицам, в отношении которых принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторам и иным заинтересованным лицам, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из реестра, в течение 3 месяцев со дня публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
Асочакова С.Г. с указанным заявлением не обращалась.
МИФНС N 2 по Республике Хакасия 28.05.2008 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении Управления культуры администрации Аскизского района из ЕГРЮЛ в связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, содержащих возражения против исключения из ЕГРЮЛ Управления культуры администрации Аскизского района.
Асочакова С.Г., считая действия налогового органа по внесению указанной записи в ЕГРЮЛ незаконными и нарушающими ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов_входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не установил наличие указанных обстоятельств, необходимых для признания оспариваемых действий налогового органа об исключении Управления культуры администрации Аскизского района из ЕГРЮЛ незаконными на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), в силу следующего.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из содержания изложенных норм права следует, из ЕГРЮЛ может быть исключено недействующее юридическое лицо, которое отвечает следующим признакам: в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Как следует из материалов дела, Управление культуры отвечает всем признакам недействующего юридического лица, предусмотренным ч. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации; процедура исключения Управления культуры как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренная ст. 21.1 Закона о регистрации, налоговым органом соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится понятие юридического лица - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Вместе с тем, Гражданский кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательных положений о том, что публично-правовые образования являются юридическими лицами.
В силу статей 124,125 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные образования вправе участвовать в гражданских правоотношениях, но именно в целях достижения публичных интересов. При этом правовой статус публично-правовых образований определен Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, либо уставами муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Управление культуры было создано до образования на территории Республики Хакасия органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в качестве структурного подразделения Администрации Аскизского района, являющейся территориальным органом государственной власти на уровне района в Республике Хакасия. Указанные органы действовали на основании Закона Республики Хакасия от 17.11.1998 N 41 "О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия".
Согласно статье 1 данного закона государственную власть на уровне районов Республики Хакасия осуществляют территориальные представительные и исполнительные органы государственной власти районов. Территориальным исполнительным органом государственной власти района является администрация района, которую возглавляет глава администрации района. Территориальные представительные и исполнительные органы государственной власти районов Республики Хакасия являются юридическими лицами (т. 1 л.д. 94-109). Данный Закон утратил силу согласно Закону от 10.02.2003 N 4 (т. 1 л.д. 110).
Наличие у Управления культуры Администрации Аскизского района признаков и функций органа публичной власти подтверждает Положение Управления культуры администрации Аскизского района, утвержденное постановлением администрации Аскизского района от 23.04.2002 N 177п (т. 1 л.д. 85-89). Так, согласно пунктам 1.1 - 1.6 Положения Управление осуществляет государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия на территории района. В своей деятельности Управление культуры руководствуется законодательными актами Российской Федерации, Республики Хакасия, постановлениями, распоряжениями администрации Аскизского района, рекомендациями Министерства культуры Республики Хакасия, данным Положением. Основной деятельность Управления культуры является исполнение Закона Российской Федерации, Республики Хакасия "О культуре", районных программ развития культуры Аскизского района и других нормативных документов.
В разделе 3 указанного Положения предусмотрены функции Управления культуры. Так, Управление культуры разрабатывает совместно с другими управлениями, общественными организациями, деятелями культуры районные программы в сфере культуры; осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития культуры, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности; осуществляет в пределах своей компетенции учет (паспортизация), контроль за соблюдением порядка, охраны, реставрации и использования историко-культурных памятников, установка и открытие мемориальных досок и знаков; оказывает содействие и поддержку деятельности центра национальных культурных обществ, землячеств; разрабатывает в установленном порядке предложения по развитию сети учреждений культуры и вносит их на рассмотрение в вышестоящие органы; обеспечивает проведение фестивалей, творческих смотров и конкурсов, художественной части районных праздников, выставок изобретательного искусства, народного творчества; осуществляет финансирование подведомственных учреждений культуры, контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью; организует информационно-справочное обеспечение населения района и т.д.
Из объяснений Асочаковой С.Г. (от 23.04.2009) в суде апелляционной инстанции следует, что никаких гражданско-правовых договоров Управление культуры фактически не заключало, собственного имущества и денежных средств не имело; платных услуг не оказывало, а организовывало смотры, концерты и т.д.
Вместе с тем, в соответствии с Положением Управление культуры является юридическим лицом, имеет на балансе на праве оперативного управления обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет самостоятельный баланс, смету расходов, расчетный счет в банковских учреждениях, гербовую печать установленного образца, соответствующие штамп и бланки со своим наименованием.
23.04.2002 Управление культуры было зарегистрировано в качестве юридического лица.
Таким образом, Управление культуры могло участвовать в гражданских правоотношениях ( что влечет необходимость наличия статуса юридического лица) только в качестве органа публичной власти - структурного подразделения территориального органа государственной власти и для решения задач, возложенных на Управление культуры как орган, осуществляющий государственную политику в области культуры на территории района.
Вывод о том, что Администрация района и ее подразделение Управление культуры имели особый правовой статус органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сделан судом первой инстанции. Однако, судом не учтено, что функции органа публичной власти осуществляются независимо от наличия или отсутствия у властного органа статуса юридического лица. Следовательно, исключение недействующего юридического лица в порядке статьи 21.1 Закона о регистрации не означает прекращения деятельности Управления культуры как органа публичной власти.
Из материалов дела следует, что Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 29 января 2003 г. N 578-15 "О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия" в связи с избранием органов местного самоуправления муниципальных образования районов в Республике Хакасия и прекращением полномочий территориальных органов государственной власти районов в Республике Хакасия на Правительство Республики Хакасия были возложены задачи по обеспечению в соответствии с действующим законодательством проведения организационных процедур по прекращению полномочий территориальных органов государственной власти районов в Республике Хакасия и предоставлению высвобождаемым работникам льгот и компенсаций за счёт средств республиканского бюджета.
Однако, с учетом предмета спора по настоящему делу в предмет доказывания входят обстоятельства правомерности исключения Управления культуры из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. Обстоятельства прекращения полномочий Управления культуры как органа публичной власти в предмет исследования по настоящему делу не входят. При этом, исключение из ЕГРЮЛ органа публичной власти как юридического лица не влечет прекращение деятельности такого органа публичной власти.
Таким образом, при наличии указанных оснований налоговый орган правомерно в соответствии с требованиями статьи 21.1 Закона о регистрации исключил Управление культуры из ЕГРЮЛ, в связи с чем, основания для признания оспариваемых действий налогового органа незаконными и удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При этом, восстановление Управления культуры в ЕГРЮЛ (данная мера по восстановлению нарушенных прав заявителя указана судом первой инстанции в решении), то есть такого юридического лица, у которого отсутствует счет, денежные средства, хозяйственные операции не осуществляются, не является той мерой, которая приведет к реальному восстановлению нарушенных прав заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы Асочаковой С.Г., изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные и не влияющие на выводы суда апелляционной инстанции о правомерности оспариваемых действий налогового органа.
Довод заявителя о том, что Асочакова С.Г. восстановлена в должности начальника Управления культуры, в связи с чем оспариваемые действия налогового органа нарушают права заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку с учетом изложенных выводов суда апелляционной инстанции действия по исключению из ЕГРЮЛ Управления культуры администрации Аскизского района как недействующего юридического лица не влекут нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поскольку выводы суда первой инстанции о незаконности действий налогового органа по исключению из ЕГРЮЛ Управления культуры администрации Аскизского района не соответствуют обстоятельствам дела, то решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы Асочаковой С.Г. по оплате государственной пошлины в сумме 100 руб. согласно квитанции от 10.09.2008 за рассмотрение заявления в суде первой инстанции подлежат отнесению на Асочакову С.Г.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина, уплаченная налоговым органом за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. согласно платежному поручению от 09.12.2008 N 767, зачтенная при принятии апелляционной жалобы в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу, подлежит возврату налоговому органу из федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, судебный акт принят в пользу налогового органа, то на основании подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит взысканию с Асочаковой С.Г. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" декабря 2008 года по делу N А74-2224/2008 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Асочаковой Светланы Гордеевны в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2224/2008
Истец: Асочакова Светлана Гордеевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия