г. Красноярск
"30" апреля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" апреля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от Администрации Кежемского района Красноярского края: Калюжиной Н.М., представителя по доверенности от 13.01.2009,
от УФАС по Красноярскому краю: Мироненко Т.Г., представителя по доверенности от 11.01.2009, Барановой А.В., представителя по доверенности от 14.04.2009 (до перерыва),
от ООО "Сибсэбл": Самотесова В.П., директора общества; Илларионова А.А., представителя по доверенности от 15.04.2009 (до перерыва),
от Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края: Лалетиной Ю.А., представителя по доверенности от 08.09.2008 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрация Кежемского района Красноярского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания от 18.09.2008 по делу N 182-15-08
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края,
общество с ограниченной ответственностью "Сибсэбл"
установил:
Администрация Кежемского района Красноярского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения и предписания от 18.09.2008 по делу N 182-15-08.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края (далее - служба, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2009 отменено, суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибсэбл" ( далее ООО "Сибсэбл").
Заявленные требования администрации основаны на следующих обстоятельствах:
- в соответствии со статьями 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем, служба обратилась с письмом о согласовании условий предоставления в пользование территории для ООО "Сибсэбл" в ненадлежащий орган,
- статьи 33, 35, 36, 37 ФЗ "О животном мире", пункт 6 Порядка предоставления в пользование животного мира и территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром не предусматривают необходимость участия органов местного самоуправления в согласовании условий предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира, следовательно, администрация не является субъектом согласования условий предоставления территории;
- в соответствии со статьей 8 ФЗ "О животном мире" органам местного самоуправления не передавались полномочия в области охраны и использования объектов животного мира;
- из смысла статей 20, 37, 39 ФЗ "О животном мире", ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе", пункта 6 Порядка предоставления в пользование животного мира и территории или акватории следует, что в полномочия органов местного самоуправления не входит согласование условий предоставления территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира при определении победителя в конкурсе на предоставление таких территорий в пользование;
- порядок согласования, предусмотренный абз. 3 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе", в настоящее время законодательством не установлен;
- отказ ответчика в удовлетворении ходатайства администрации об отложении рассмотрения дела в антимонопольном органе является необоснованным;
- антимонопольный орган обязал администрацию осуществить действия, которые не входят в его компетенцию;
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям:
- на основании статей 4, 37, 39, 20 ФЗ "О животном мире", ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" антимонопольный орган пришел к выводу, что наличие согласования органами местного самоуправления условий предоставления территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира при определении победителя в конкурсе на предоставление таких территорий в пользование обязательно, в связи с чем, отказ администрации в таком согласовании ООО "Сибсэбл" является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции;
- отказ в согласовании ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории Кежемского района для осуществления пользования объектами животного мира не соответствует статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации; препятствует осуществлению предпринимательской деятельности ООО "Сибсэбл", поскольку создают административные барьеры для участия заявителя в конкурсе на право пользования объектами животного мира;
- согласование условий предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира ООО "Охотничье хозяйство Чадобец" свидетельствует о нарушении принципа равенства прав хозяйствующих субъектов на доступ к осуществлению долгосрочного пользования объектами животного мира;
- ходатайство об отложении рассмотрения дела обоснованно отклонено антимонопольным органом, поскольку в ходатайстве отсутствует упоминание о направлении запросов, имеющихся материалов было достаточно для рассмотрения дела.
Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края представила отзыв (с учетом дополнений), в котором указала следующее:
- в соответствии со статьей 37 ФЗ "О животном мире" решение о предоставлении территории для осуществления пользования животным миром принимается с согласованием собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда условий предоставления территории; предоставление в пользование животного мира и территорий должно проходить гласно с учетом интересов местного населения;
- отказ администрации в согласовании условий предоставления территории ООО "Сибсэбл" противоречит статье 39 ФЗ "О животном мире";
- в процедуре получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, и территории (акватории), необходимой для пользования ими, органы местного самоуправления присутствуют на двух этапах: при проведении государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим получение лицензии на осуществление заявленной деятельности (п. 3 ст. 12, абз. 3 и 5 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе", п. 3 Порядка предоставления в пользование животного мира и территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; непосредственное предоставление в пользование животного мира и территорий лил акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения (ст. 37 ФЗ "О животном мире").
Общество с ограниченной ответственностью "Сибсэбл" представило отзыв, в котором указало следующее:
- согласно ст. 37 ФЗ "О животном мире" и п. 6 Порядка предоставления в пользование животного мира и территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром все согласования осуществляет специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации. Службой направлен соответствующий запрос в администрацию;
- отказ в согласовании условий предоставления объектов животного мира в пользование в нарушение антимонопольного законодательства влечет исключение ООО "Сибсэбл" из конкурса на право получения в пользование объектов животного мира на заявленной территории в Кежемском районе.
При этом, ООО "Сибсэбл" представлено заключение государственной экологической экспертизы от 28.11.2008, в соответствии с пунктом 1 которого экспертная комиссия, рассмотрев предоставленные материалы, учитывая положительные заключения контролирующих органов, считает возможным выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира ( кроме выдры) ООО "Сибсэбл" в границах Богучанского и Кежемского муниципальных районов, общей площадью 3 958 420 га_ Из перечня представленных на экологическую экспертизу материалов следует, что экспертной комиссией учтено, в том числе письмо администрации Кежемского района от 19.08.208 N 01-21-2108, которое расценено ответчиком в качестве отказа в согласовании условий предоставления в пользование территории Кежемского района ( в границах территории КГУ "Кодинское лесничество") ООО "Сибсэбл".
Заявленные требования рассмотрены в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края (далее - служба) в адрес главы Кежемского района Красноярского края направлено письмо от 28.07.2008 о согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Сибсэбл" (далее - ООО "Сибсэбл") условий предоставления в пользование территории Кежемского района (часть участка N 1 площадью 766 588 га, участок N 2 площадью 241 709 га - территория КГУ "Кодинское лесничество") для осуществления пользования объектами животного мира.
В соответствии с ответом администрации Кежемского района от 19.08.2008 N 01-21-2108, администрация воздерживается от какого-либо согласования условий предоставления в пользование территории района, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира по следующим основаниям.
Во-первых, все леса Кежемского района либо переданы в долгосрочную аренду для заготовки древесины, либо зарезервированы для этих же целей, а Лесной кодекс Российской Федерации не предполагает одновременное осуществление двух разных видов лесопользования двумя разными лицами на одном и том же участке лесного фонда.
Во-вторых, в настоящее время на территории Кежемского района осуществляется мониторинг отношений по геологической разведке, продолжается работа по организации лесосводки и лесоочистки ложа будущего водохранилища Богучанской ГЭС.
При этом, письмом от 01.08.2008 N 01-03-1992 администрации Кежемского района сообщает о том, что администрацией Кежемского района согласованы условия предоставления территории Кежемского района общей площадью 2300042 гектара для осуществления пользования объектами животного мира обществом с ограниченной ответственностью "Охотничье хозяйство Чадобец".
ООО "Сибсэбл" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с заявлением от 21.08.2008 вх. N 6821 о признании незаконными действий администрации Кежемского района Красноярского края, выразившихся в отказе в согласовании условий предоставления в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира и принятии мер по восстановлению права общества на участие в конкурсе для получения в пользование объектов животного мира в Богучанском и Кежемском районах Красноярского края.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18.09.2008 N 182-15-08 действия администрации Кежемского района Красноярского края, выразившиеся в отказе в согласовании ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории Кежемского района для осуществления пользования объектами животного мира признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом выдано предписание от 18.09.2008 N 182-15-08 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым администрации надлежит:
- в течение семи календарных дней с момента получения предписания антимонопольного органа рассмотреть обращение Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края о согласовании ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории Кежемского района, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира с учетом требований статьи 39 Федерального закона "О животном мире", запрещающей воспрепятствование доступа к участию в конкурсе всем желающим приобрести право пользования животным миром;
- о результатах согласования ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, уведомить Службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле являются решение антимонопольного органа от 18.09.2008 N 182-15-08, в соответствии с которыми действия администрации, выразившиеся в отказе в согласовании ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории Кежемского района для осуществления пользования объектами животного мира, признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и предписание от 18.09.2008 N 182-15-08 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом не доказано в действиях (бездействии) администрации об отказе в согласовании ООО "Сибсэбл" условий предоставления территории Кежемского района для осуществления пользования объектами животного мира необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО "Сибсэбл" по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при направлении запроса от 28.07.2008 Главе Кежемского района (л.д. 47) служба исходила из Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), без указания конкретных норм данного закона. Согласно отзыву службы от 18.12.2008 (л.д. 58-60) данный запрос направлен в целях реализации положений статьи 37 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей в спорный период), в соответствии с которой высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 24.12.2007 N 499-п утверждено Положение о службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края (действовавшего на день направления запроса от 28.07.2008), в соответствии с пунктами 1.1, 3.6, 3.13, 3.14 служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в области охраны и использования объектов животного мира, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
К компетенции Службы относится выдача лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пункт 3.6); выдача заключений о предоставлении территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром (п. 3.13); согласование условий предоставления территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3.14).
Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 20-п утверждено Положение о службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, в котором в пунктах 1.2, 3.9, 3.15, 3.16 установлены положения, аналогичные изложенным.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.03.2006 N 71-п утвержден Порядок предоставления в пользование объектов животного мира (далее - Порядок N 71-п). В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка служба рассматривает поступившие заявки в течение 30 дней от срока окончания приема заявок и готовит заключение о возможности предоставления в пользование объектов животного мира на заявленной территории, а также направляет на согласование с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления территории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что согласование службой условий предоставления территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, с органами местного самоуправления, не предусмотрено, согласование проводится с указанными в данной статье субъектами - собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Муниципальное образование Кежемский район в лице администрации к числу указанных субъектов не относится.
Антимонопольным органом при рассмотрении дела установлено, что ООО "Сибсэбл" просило предоставить в пользование участки на территории Кежемского района - территория КГУ "Кодинское лесничество", для осуществления пользования объектами животного мира.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочие по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации, Законом Красноярского края от 17.01.1996 N 8-220 "Об управлении государственной собственностью Красноярского края" в целях реализации переданных органам государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации по организации использования лесов, их охране, защите и воспроизводству на землях лесного фонда создаются лесничества.
В силу статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные данной статьей полномочия в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, в ведении Министерства находятся: агентство лесной отрасли края; служба по контролю в сфере природопользования края; служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания края (п. 1.3).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края (далее - Агентство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края. Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края (пункт 3.3).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку участки, за согласованием предоставления которых обществу с ограниченной ответственностью "Сибсэбл" обратилась служба, находится на территории КГУ "Кодинское лесничество" и относится к лесному фонду, то предоставление данной территории для осуществления пользования объектами животного мира согласовывается с Агентством лесной отрасли Красноярского края.
С учетом изложенного, вывод антимонопольного органа о том, что наличие согласования с органами местного самоуправления условий предоставления территорий для долгосрочного пользования объектами животного мира при определении победителя в конкурсе на предоставление таких территорий в пользование обязательно (л.д. 15), является нормативно необоснованным.
Антимонопольный орган ссылается на то, что в соответствии со статьей 37 Закона о животном мире предоставление в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения. При этом, Закон о животном мире не предусматривает порядок учета интересов местного населения.
Статьей 42 Устава Кежемского района предусмотрен порядок опроса граждан для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Запрос от 28.07.2008, направленный службой Главе Кежемского района, не предусматривает проведение администрацией опроса граждан для выявления мнения местного населения по вопросу предоставления в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в Кежемском районе. Ответ администрации Кежемского района от 19.08.2008 N 01-21-2108 на данный запрос также не содержит отказа в проведении опроса граждан.
Учитывая, что требование о согласовании условий предоставления территории за плату или бесплатно с соответствующими субъектами и требование при предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, учитывать интересы местного населения, изложенных в различных нормах статьи 37 Закона о животном мире, с учетом оценки содержания запроса службы от 28.07.2008, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что указанный запрос был направлен в администрацию в целях учета интересов местного населения.
Ссылку антимонопольного органа на статью 20 Закона о животном мире, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологический экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) в подтверждение довода об обязательности согласования органами местного самоуправления условий предоставления территории для долгосрочного пользования объектами животного мира суд апелляционной инстанции также считает несостоятельной на основании следующего.
Статьей 20 Закона о животном мире установлено, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статья 14 Закона об экологической экспертизе государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов, в том числе:
- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Однако, порядок получения согласований с органами местного самоуправления нормативно не урегулирован. Кроме того, в статье 14 Закона об экологической экспертизе отсутствует конкретизация предмета согласования. Обязанность органов местного самоуправления выдавать согласование условий предоставления в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, указанными нормами права также не установлена. Как указано выше, вопрос об организации органом местного самоуправления обсуждения с гражданами и общественными организациями службой перед администрацией не ставился.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что письмо администрации от 19.08.2008 N 01-21-2108 не явилось препятствием для проведения и получения ООО "Сибсэбл" заключения государственной экологической экспертизы.
Ссылка антимонопольного органа на статью 15.1 Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" не может быть принята судом апелляционной инстанции как обоснованная, поскольку данной нормой установлены право (а не обязанность) органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов. При этом, доказательств передачи администрации как органу местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств на основании статьи 8 Закона о животном мире ответчиком не представлено.
Действительно, согласно письму от 01.08.2008 N 01-03-1992 ( л. д. 48) Администрация Кежемского района согласовывает предоставление территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира в Кежемском районе Красноярского края ООО "Охотничье хозяйство Чадобец", общей площадью 2 300 042 гектаров. При этом, какие-либо условия предоставления территории в указанном письме не отражены.
Довод антимонопольного органа о том, что согласование условий предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира ООО "Охотничье хозяйство Чадобец" свидетельствует о нарушении принципа равенства прав хозяйствующих субъектов на доступ к осуществлению долгосрочного пользования объектами животного мира, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Как указывает в заявлении администрация, ей было подготовлено письмо о признании письма от 01.08.2008 N 01-03-1992 (л.д. 48) недействующим и не подлежащим применению и об отзыве согласования ( в материалы дела не представлено). Независимо от указанного обстоятельства, с учетом изложенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии нормативно установленной обязанности администрации согласовывать условия предоставления в пользование территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира.
Следовательно, необоснованное (то есть за пределами полномочий) согласование предоставления территории какому-либо субъекту не означает возникновение обязанности администрации по выдаче согласования другому лицу.
Таким образом, основания для вывода о нарушении администрацией статьи 37 Закона о животном мире отсутствуют.
Поскольку законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по согласованию условий предоставления территории, в том числе территории лесного фонда, для осуществления пользования объектами животного мира; орган местного самоуправления не является тем уполномоченным субъектом, у которого необходимо получать такое согласование, то основания для вывода о том, что отказ администрации в таком согласовании, выраженный в письме от 19.08.2008 N 01-21-2108, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту (ООО "Сибсэбл"), отсутствуют.
С учетом изложенного, приведенные в оспоренном решении доводы ответчика по основаниям отказа, изложенным в вышеназванном письме администрации, судом апелляционной инстанции не оцениваются.
При этом, доводы администрации о нарушении ответчиком процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, суд апелляционной инстанции находит необоснованными.
Таким образом, антимонопольным органом не доказано нарушение администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, решение и предписание от 18.09.2008 N 182-15-08 являются недействительными как противоречащие Лесному кодексу Российской Федерации, Закону о защите конкуренции, Закону о животном мире и Закону об экологической экспертизе и нарушающие права и законные интересы заявителя и незаконно возлагающие на него предусмотренные в предписании обязанности. Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы администрации по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в сумме 2 000 руб. согласно платежному поручению от 07.10.2008 N 3263 подлежат взысканию с антимонопольного органа в пользу администрации. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) администрация и антимонопольный орган освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, то государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит уплате.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18.09.2008 по делу N 182-15-08.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу Администрация Кежемского района Красноярского края 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13895/2008
Истец: Администрация Кежемского района Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому
Третье лицо: Служба по охране, конторлю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обетания администрации КК, ООО "Сибсэбл"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-839/2009