г. Красноярск
21 мая 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска - Анцыпирович Е.В., на основании доверенности от 29.01.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 марта 2009 года по делу N А33-17385/2008, принятое судьей Куликовской Е.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 24.11.2008 N 3071 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 24.11.2008 N 3071 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в размере 38 136,80 рублей (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 12.01.2009 N 12-0003).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 марта 2009 года требование закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор" удовлетворено. Решение от 24.11.2008 N 3071 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, признано недействительным в части взыскания 38 136,8 рублей налоговой санкции, начисленной на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор".
Не согласившись с данным решением, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор".
В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе от 20.05.2009 налоговый орган указывает следующие доводы:
- вывод суда первой инстанции о несоблюдении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки, предусмотренной статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и существенном нарушении прав налогоплательщика является неправомерным; согласно протоколу от 05.11.2008 рассмотрение материалов проверки осуществлялось в присутствии представителя общества; статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает процедуру изготовления мотивированного решения по результатам рассмотрения материалов проверки и не устанавливает для этого процессуальных сроков, не предписывает налоговому органу изготовить решение в день рассмотрения материалов проверки и вручить его налогоплательщику;
- судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (подпункт 1 пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ), нарушены права и интересы налогового органа в связи со взысканием с налогового органа государственной пошлины в размере 2000,00 рублей.
Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Общество считает, что нарушение обеспечения возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является существенными нарушениями процедуры проведения мероприятий налогового контроля и нарушении прав налогоплательщика. 05.11.2008 результат рассмотрения материалов проверки представителю общества не оглашался. Кроме того, общество просит так же учесть, что нарушение порядка декларирования было самостоятельно обнаружено закрытым акционерным обществом "Ваш Регистратор", сумма налога на добавленную стоимость самостоятельно исчислена и уплачена в бюджет. Предоставление налоговых деклараций помесячно не обусловило негативные последствия для бюджета и не повлекло занижение налогооблагаемой базы. Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" является добросовестным налогоплательщиком, который своевременно выполнял свою обязанность по уплате обязательных платежей с момента государственной регистрации.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе от 20.05.2009. Пояснил, что решение о привлечении к налоговой ответственности от 24.11.2008 N 3071 принято в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, влекущих безусловную отмену решения, налоговым органом не допущено. Оснований для признания недействительным оспариваемого решения не имеется, так как налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года представлена обществом с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления от 27.04.2009 N 66013602300627, 66013602300603), в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор". В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.05.2009 объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 21 мая 2009 года.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" (до переименования (15.01.2007) закрытое акционерное общество "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.1996 администрацией Железнодорожного района г. Красноярска за номером 685, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 09.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Красноярска Красноярского края за основным регистрационным номером 1022401785636.
21.01.2008 закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года. Согласно указанной декларации сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила 4 420 342,00 рубля, сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, - 725 658,00 рублей.
22.04.2008 закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года. Согласно указанной декларации сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила 2 224 397,00 рублей, сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, - 381 368,00 рублей.
На основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган осуществил камеральную проверку своевременности представления налогоплательщиком налоговой декларации за декабрь 2007 года и установил факт нарушения срока ее представления. Результаты камеральной налоговой проверки указанной налоговой деклараций отражены в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 09.09.2008 N 3189.
09.09.2008 налоговый орган направил в адрес общества заказным письмом с уведомлением акт камеральной налоговой проверки от 09.09.2008 N 3189 и уведомление от 09.09.2009 N 09-10/2946 о вызове налогоплательщика на 05.11.2008 для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Закрытым акционерным обществом "Ваш Регистратор" в налоговый орган представлены письменные возражения от 23.09.2008 N 21902, подписанные главным бухгалтером Крохмалевой И.Н. Однако, указанные возражения не были приняты налоговым органом, ввиду отсутствия документа, подтверждающего полномочия главного бухгалтера представлять интересы организации.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 09.09.2008 N 3189 рассматривался налоговым органом без участия представителя налогоплательщика (на рассмотрение материалов проверки явилась главный бухгалтер Крохмалева И.Н., однако, полномочия представителя документально не подтверждены), что подтверждается протоколом от 05.11.2008 N 3878. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности 24.11.2008 решение изготовлены в полном объеме.
На основании решения от 24.11.2008 N 3071 закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 76 273,60 рублей.
Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор", не согласившись с выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с апелляционной жалобой на решение от 24.11.2008 N 3071.
Управлением жалоба рассмотрена и 12.01.2009 принято решение N 12-0003, из резолютивной части которого следует, что апелляционная жалоба общества удовлетворена частично, решение налогового органа от 24.11.2008 N 3071 изменено, а именно, Управление с учетом смягчающих ответственность общества обстоятельств уменьшило сумму штрафа до 38 136,80 рублей.
Считая, что решение налогового органа от 24.11.2008 N 3071, с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 12.01.2009 N 12-003, в части взыскания штрафа в размере 38 136,80 рублей, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования налогоплательщика и признавая решение налогового органа от 24.11.2008 N 3071 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания 38 136,80 рублей налоговых санкций, начисленных на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно необеспечение возможности общества участвовать 24.11.2008 в процессе рассмотрения материалов проверки через своего представителя и представить объяснения.
Однако, указанный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (статья 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации) в результате их неверного толкования, что в соответствии с пунктом 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При вынесении нового судебного акта суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Процедура производства по делу о налоговых правонарушениях предусмотрена статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте (пункт 1). Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4).
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5).
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7).
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа (пункт 10).
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (пункт 12).
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 09.09.2008 N 3189 (фактически в акте указана дата его составления - 29.09.2008, однако, на странице 2 решения о привлечении к налоговой ответственности от 24.11.2008 N 3071 указано, что данная дата является опечаткой, датой акта является 09.09.2008, что также подтверждается письменными пояснениями налогового органа от 21.05.2008). Копия акта направлена в адрес налогоплательщика по почте, получена налогоплательщиком 17.09.2008, что подтверждается копией почтового уведомления.
Уведомлением от 09.09.2008 N 09-10/2946 (фактически в уведомлении указана дата его вынесения - 29.09.2008, однако, согласно письменным пояснениям налогового органа от 21.05.2008, указанная дата является опечаткой, датой уведомления является 09.09.2008) налоговый орган сообщил закрытому акционерному обществу "Ваш Регистратор" о том, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоится в 09.00 часов 05.11.2008. Указанное уведомление получено налогоплательщиком 17.09.2008, что подтверждается копией почтового уведомления (л.д. 67-68).
05.11.2008 налоговый орган рассмотрел материалы камеральной налоговой проверки, в отсутствие представителя налогоплательщика: на рассмотрение материалов проверки явилась главный бухгалтер Крохмалева И.Н., однако, полномочия представителя документально не подтверждены (протокол от 05.11.2008 N 3878), и принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. 24.11.2008 решение N 3071 изготовлено в полном объеме.
Учитывая получение налогоплательщиком уведомления от 09.09.2008 N 09-10/2946 и явку главного бухгалтера общества к назначенному времени, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" надлежащим образом было уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Факт отсутствия в протоколе рассмотрения информации о принятом решении, не свидетельствует о том, что 05.11.2008 налоговым органом не было принято решение. Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ведения протокола во время рассмотрения материалов проверки, и фиксирования в нем результатов рассмотрения материалов проверки. Протокол рассмотрения материалов проверки, является внутриведомственным актом, который подтверждает присутствие либо отсутствие налогоплательщика на рассмотрении материалов проверки.
Факт изготовления решения от 24.11.2008 N 3071 не в день рассмотрения материалов проверки (05.11.2008), не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку законодательством не предусмотрено изготовление решения в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14645/08.
Таким образом, налоговым органом не нарушена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, установленная статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения. Следовательно, решение налогового органа необоснованно признано судом первой инстанции недействительным по мотивам нарушения процедуры.
Вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор" в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено этой главой Кодекса. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими двух миллионов рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Таким образом, плательщик налога на добавленную стоимость, у которого сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) превысила два миллиона рублей, утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и обязан представлять налоговые декларации ежемесячно, начиная с месяца, в котором сумма полученной выручки превысила установленный предел.
Материалами дела подтверждено, что сумма выручки налогоплательщика превысила два миллиона рублей в декабре 2007 года, в связи с чем у общества возникла обязанность представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года в срок не позднее 20.01.2008. Материалами дела подтверждено, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года подана обществом в налоговый орган 22.04.2008.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Налоговый орган доказал факт совершения обществом налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации, что подтверждается материалами дела. Представление декларации с нарушением установленного срока менее чем на 180 дней образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности в связи с тем, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года является уточненной по отношению к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года правомерно отклонен судом первой инстанции.
Ежемесячные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость являются первоначальными, поскольку представляются за определенные налоговые периоды. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года является первоначальной, поскольку ранее обществом налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года в налоговый орган не представлялась.
Доводы общества, изложенные по существу спора в отзыве на апелляционную жалобу, не являются основаниями освобождения от ответственности, являются смягчающими ответственность обстоятельствами, которые были учтены Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю при снижении размера штрафа в два раза.
Таким образом, решение налогового органа от 24.11.2008 N 3071 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в размере 38 136,80 рублей (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 12.01.2009 N 12-0003), является законным и обоснованным.
Довод налогового органа о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (подпункт 1 пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) в связи со взысканием с налогового органа государственной пошлины в размере 2000,00 рублей, является неправомерным. Из текста обжалуемого решения следует, что в порядке распределения судебных расходов с налогового органа взыскано 2000,00 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 15.12.2008 N 416. Таким образом, сумма в размере 2000,00 рублей не является государственной пошлиной, а представляет собой судебные расходы по делу, понесенные закрытым акционерным обществом "Ваш Регистратор".
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать, в том числе, указание на распределение между сторонами судебных расходов.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренных главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного орган как стороны по делу.
Ссылка налогового органа на пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерной. Указанный пункт подлежит применению при непосредственном обращении налогового органа в суд: в качестве заявителя - в суд первой инстанции, в качестве заявителя или ответчика - в суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (в том числе, апелляционной жалобы), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления в суд первой инстанции закрытым акционерным обществом "Ваш Регистратор" уплачена государственная пошлина в размере 2000,00 рублей по платежному поручению от 15.12.2008 N 416 (л.д. 20). Поскольку решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования заявителя отказано, следовательно, по первой инстанции судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ, вступившим в законную силу с 30.01.2009).
Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец (заявитель жалобы) был освобожден, взыскивается с ответчика (другой стороны по делу) в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик (другая сторона по делу) не освобожден от уплаты государственной пошлины.
По апелляционной инстанции судебные расходы должны быть распределены следующим образом: в связи с удовлетворением требований апелляционной жалобы судебные расходы по государственной пошлине в размере 1000,00 рублей подлежат отнесению на закрытое акционерное общество "Ваш Регистратор".
Таким образом, с закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000,00 рублей государственной пошлины.
Таким образом, основанием отмены решения суда первой инстанции от 10.03.2009 явилось несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применены норм материального права в результате их неверного толкования (пункты 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 марта 2009 года по делу N А33-17385/2008 отменить.
Вынести новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска от 24.11.2008 N 3071.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Ваш Регистратор" в доход федерального бюджета 1000,00 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17385/2008
Истец: ЗАО Ваш Регистратор
Ответчик: ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска
Кредитор: ЗАО Ваш Регистратор
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1545/2009