г. Красноярск
"28" мая 2009 г.
А33-18049/2008-03АП-1160/2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" февраля 2009 года по делу N А33-18049/2008, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Союз-Техно" в связи с переменой местонахождения юридического лица.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Союз-Техно", Денисенко Александр Иванович, Бессонов Виктор Александрович, Мордвинов Дмитрий Валерьевич.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" февраля 2009 года по делу N А33-18049/2008 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе налоговый орган указал, что возможность оспаривания действий регистрирующего органа предполагает оспаривание правового основания их совершения; решение о государственной регистрации изменений не обжаловалось; договор купли-продажи доли в уставном капитале от 13.11.2008 и решение участника N 3 не признаны недействительными в установленном законом порядке; закон не содержит положений, обязывающих налоговые органы проверять достоверность сведений, вносимых в учредительные документы; заявитель не доказал нарушение его прав оспариваемой регистрацией изменений.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-Техно" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1062464046534.
Бессонов Виктор Александрович являлся учредителем общества с ограниченной ответственностью "Союз-Техно" согласно уставу общества, утвержденному единственным учредителем решением N 1 от 24.03.2006.
Между Бессоновым В.А. и Мордвиновым Д.В. 15.09.2008 заключен договор купли-продажи доли (100%) в уставном капитале ООО "Союз-Техно". Мордвинов Д.В. 15.09.2008 принимает решение участника N 3 - войти в состав участников ООО "Союз-Техно" в связи с приобретением доли в уставном капитале и утверждает изменения и дополнения в Устав ООО "Союз-Техно", согласно которым учредителем общества является Мордвинов Дмитрий Валерьевич ( пункт 1.2 Устава), учредитель вносит имущественный вклад в уставной капитал, составляющий - 10000 руб. - 100% (пункт 4.2 Устава). Указанные изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица, 18.09.2008 зарегистрированы Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю, номер записи 2082468668478.
Бессонов В.А. 13.11.2008 повторно заключает договор купли-продажи доли (100%) в уставном капитале ООО "Союз-Техно" с Денисенко А.И.
Денисенко А.И. 13.11.2008 принимает решение участника N 3 - войти в состав участников ООО "Союз-Техно" в связи с приобретением доли в уставном капитале и утверждает изменения и дополнения в Устав в отношении места нахождения общества: 156005 Костромская область, г. Кострома, ул. Кузнецкая,18, назначении директором ООО "Союз-Техно" Денисенко А.И. Указанные изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица, 19.11.2008 зарегистрированы Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю, номер записи 2082468802986.
Межрайонная ИФНС N 23 по Красноярскому краю сопроводительным письмом N 08-08/1/090Вдеп от 21.11.2008 направила в адрес ИФНС России по г. Костроме регистрационное дело юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Союз-Техно" ОГРН 1062464046534 в связи с изменением места нахождения организации.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.11.2008 N 23570А в отношении ООО "Союз-Техно" адрес постоянно действующего исполнительного органа - Костромская область, г. Кострома, ул. Кузнецкая, 18.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориального управления по Костромской области N 20 от 25.01.2006 за Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Костроме на праве оперативного управления закреплено федеральное недвижимое имущество - казарма со штабом общей площадью 4356 кв.м, расположенная по адресу: г.Кострома , ул. Кузнецкая, 18.
В соответствии с актом о приеме-передаче здания (сооружения) N 1 от 26.08.2006 войсковая часть 77120 передала, а Инспекция федеральной налоговой службы по г. Костроме приняла объект - казарма со штабом (г.Кострома, ул. Кузнецкая, 18) -четырехэтажное кирпичное здание.
При таких обстоятельствах заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы ООО "Союз-Техно" в связи с переменой местонахождения юридического лица: 156000 г. Кострома, ул. Кузнецкая, д. 18, недействительной.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд, при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме оспаривает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Союз-Техно" в связи с переменой местонахождения юридического лица, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение о государственной регистрации изменений от 19.11.2008 N 23570А принято на основании заявления, подписанного неуполномоченным лицом; указанным решением нарушены права и законные интересы участника ООО "Союз-Техно" Мордвинова Д.В.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правомерным, основанным на нормах действующего законодательства в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 25 указанного закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлены требования к содержанию пакета документов, представляемого для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. Названной статьей предусмотрены обязательные условия, которым должны соответствовать представляемые на государственную регистрацию документы. К таким условиям относятся: соответствие вносимых в учредительные документы изменений установленным законодательством Российской Федерации требованиям и их достоверность. Заявитель в подаваемом на регистрацию заявлении подтверждает, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, обязанность по представлению на регистрацию документов, соответствующих установленным законом требованиям, содержащих достоверные сведения и принятых в соответствии с требованиями закона, лежит на заявителе. Заявитель, подписывая соответствующее заявление, подтверждает, что представленные на регистрацию документы являются законными и достоверными.
Вместе с тем, приведенные правовые нормы не содержат положений о том, что заявитель подтверждает наличие у него полномочий на подписание заявления о государственной регистрации изменений, а также несет установленную законом ответственность за подачу в регистрирующий орган указанного заявления в отсутствие соответствующих полномочий.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что в статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится закрытый перечень лиц, имеющих право быть заявителями при государственной регистрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что регистрирующий орган обязан проверять наличие у заявителя соответствующих полномочий при приеме документов на государственную регистрацию.
Как следует из материалов дела, 13.11.2008 ООО "Союз-Техно" в лице директора Денисенко А.И. обратилось в Межрайонную ИФНС N 23 по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма 13001) вх. N 23570А, и изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, (форма 14001) вх. N 23571А. Заявления подписаны директором Денисенко А.И., подпись последнего удостоверена нотариально.
На основании указанных заявлений и приложенных к ним документов Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю приняты решения о государственной регистрации от 19.11.2008 NР 23571А, NР 23570А.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при государственной регистрации изменений регистрирующий орган не проверял полномочия заявителя на подписание соответствующих заявлений, в связи с чем, произвел государственную регистрацию изменений в отношении учредителя общества - Денисенко А.И., места нахождения общества: 156005 Костромская область, г. Кострома, ул. Кузнецкая,18, назначении директором ООО "Союз-Техно" Денисенко А.И., на основании заявлений, подписанных неуполномоченным лицом.
Согласно представленному на регистрацию договору купли продажи доли в уставном капитале ООО "Союз-Техно" от 13.11.2008, продавцом доли являлся Бессонов В.А.
При этом, на дату заключения указанного договора единственным учредителем ООО "Союз-Техно" с долей в уставном капитале в размере 100% являлся Мордвинов Д.В. на основании договора купли-продажи доли от 15.09.2008. Мордвинов Д.В. 15.09.2008 принял решение участника N 3 - войти в состав участников ООО "Союз-Техно" в связи с приобретением доли в уставном капитале и утвердил изменения и дополнения в Устав ООО "Союз-Техно", согласно которым учредителем общества является Мордвинов Дмитрий Валерьевич ( пункт 1.2 Устава), учредитель вносит имущественный вклад в уставной капитал, составляющий - 10000 руб. - 100% (пункт 4.2 Устава). Указанные изменения, внесенные в учредительные документы юридического лица, 18.09.2008 зарегистрированы Межрайонной ИФНС N 23 по Красноярскому краю, номер записи 2082468668478.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц содержались сведения о том, что учредителем ООО "Союз-Техно" является Мордвинов Д.В. Следовательно, договор купли продажи доли от 13.11.2008, заключенный между Бессоновым В.А. и Денисенко А.И., не мог быть принят регистрирующим органом в качестве документа, подтверждающего полномочия Денисенко А.И. на принятие решения N 3 от 13.11.2008 о назначении себя директором ООО "Союз-Техно" и внесении и регистрации изменений в устав в отношении учредителя общества и места нахождения юридического лица, а также на подписание заявления о регистрации соответствующих изменений.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор купли-продажи доли в уставном капитале от 13.11.2008 и решение участника N 3 не признаны недействительными в установленном законом порядке, является несостоятельным.
В данном случае регистрирующий орган обязан проверить полномочия заявителя, обратившегося за государственной регистрацией, на основании представленных последним документов и сведений, имеющихся в Едином государственном реестре юридических лиц. То обстоятельство, что договор купли-продажи доли от 13.11.2008 и решение участника N 3 не признаны недействительными, не влияет на указанную обязанность регистрирующего органа. При проверке полномочий Денисенко А.И. регистрирующий орган имел возможность установить, что договор купли-продажи заключен Бессоновым В.А., который на 13.11.2008 не имел каких-либо прав на долю в уставном капитале общества, поскольку в государственном реестре в качестве единственного учредителя общества указан Мордвинов Д.В.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что закон не содержит положений, обязывающих налоговые органы проверять достоверность сведений, вносимых в учредительные документы. В данном случае речь идет не о проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы, а о проверке полномочий заявителя на подписание заявлений о государственной регистрации изменений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возможность оспаривания действий регистрирующего органа предполагает оспаривание правового основания их совершения; решение о государственной регистрации изменений не обжаловалось, являются несостоятельными.
Согласно заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме по настоящему делу оспаривается решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Союз-Техно" в связи с переменой места нахождения юридического лица. Таким образом, в данном случае оспаривается решение о государственной регистрации, а не отдельно действия по внесению соответствующей записи в реестр.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не доказал нарушение его прав оспариваемой регистрацией изменений, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по данной категории дел заявитель обязан доказать, в частности, несоответствие государственной регистрации требованиям закона, а также нарушение указанной регистрацией прав и законных интересов иного лица. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что государственная регистрация изменений в отношении ООО "Союз-Техно", осуществленная на основании заявления неуполномоченного лица, нарушает права учредителя общества Мордвинова Д.В.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 февраля 2009 года по делу N А33-18049/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18049/2008
Истец: ИФНС Росии по г. Костроме
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "Союз-Техно", Мордвинов Дмитрий Валерьевич, Денисенко Александр Иванович, Бессонов Виктор Алескандрович