г. Красноярск
08 июня 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 08 июня 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 08 июня 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Первухиной Л.Ф.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А..
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу отделения по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "18" марта 2009 года по делу N А33-17359/2008, принятое судьей Е.М. Шайхутдиновым
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области
к отделению по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю
о признании незаконными действий по возврату без исполнения постановлений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждениия), в Тайшетском районе Иркутской области
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (отделения по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю): Сикорского П.В. - по доверенности от 14.01.2009,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделению по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о признании незаконными действий по возврату без исполнения исполнительных документов - постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенных в отношении страхователей - организаций.
Заявлением от 06.02.2009 (исх. N АА-09/696) орган пенсионного фонда просил суд в качестве восстановительной меры нарушенных прав и законных интересов обязать Казначейство принять на исполнение постановления органа пенсионного фонда от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенные в отношении страхователей-организаций.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.03.2009 заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тайшетском районе Иркутской области удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, отделение по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- поскольку статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, орган Федерального казначейства не вправе принять к исполнению иные исполнительные документы,
- судом в нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно отказано в принятии дополнительных доводов отделения казначейства,
- постановления N N 135, 136, 145 не соответствуют требованиям Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку подписаны заместителем начальника управления Л.В. Юргевич,
- постановления N N 145, 294, 295 в отношении колоний N 46 и N 49 вынесены после их ликвидации, следовательно, указанные постановления не являются исполнимыми,
- судебный пристав не исследовал вопрос о фактическом наличии счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации, наличии денежных средств на них, следовательно, неправомерно возвратил исполнительные документы,
- заявитель не подтвердил документально факт принятия всех необходимых мер для уплаты задолженности страхователями в добровольном порядке,
- в заявлении органа пенсионного фонда не указано, какие именно его права как учреждения нарушены оспариваемыми действиями, судом не указано, какой норме Бюджетного кодекса Российской Федерации противоречат действия отделения казначейства.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тайшетском районе Иркутской области не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Из материалов дела следует, что органом пенсионного фонда в адрес отделения казначейства направлены следующие документы:
1. заявление от 05.09.2008 N ЛБ-10/3771 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 N 135 на сумму 7 499,43 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю" и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 N 135, постановление от 07.08.2008 N 135, постановление судебного пристава-исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);
2. заявление от 05.09.2008 N ЛБ-10/3772 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 N 136 на сумму 1 922,54 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального бюджетного учреждения "Объединение исправительных учреждений N 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 N 136, постановление от 07.08.2008 N 136, постановление судебного пристава - исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);
3. заявление от 05.09.2008 N ЛБ-10/3773 о принятии на исполнение постановления от 07.08.2008 N 145 на сумму 12 168,65 руб. о взыскании страховых взносов и пени с Федерального бюджетного учреждения "Колония - поселение N 49 объединения исправительных учреждений N 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" и прилагаемые к нему документы (решение от 07.08.2008 N 145, постановление от 07.08.2008 N 145, постановление судебного пристава - исполнителя от 29.08.2008 о возвращении исполнительного документа);
4. заявление от 10.09.2008 N ЛБ-10/3774 о принятии на исполнение постановления от 09.09.2008 N 294 на сумму 3 157,28 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения "Колония - поселение N 46 объединения исправительных учреждений N 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" и прилагаемые к нему документы (решение от 09.09.2008 N 294, постановление от 09.09.2008 N294);
5. заявление от 10.09.2008 N ЛБ-10/3875 о принятии на исполнение постановления от 09.09.2008 N 295 на сумму 378,86 руб. о взыскании пени по страховым взносам с Федерального государственного учреждения "Колония - поселение N 49 объединения исправительных учреждений N 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" и прилагаемые к нему документы (решение от 09.09.2008 N 295, постановление от 09.09.2008 N 295);
Письмами от 16.09.2008 N 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 3 19-38-03-02/371, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/372, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/373 отделение казначейства вернуло заявителю вышеуказанные документы без исполнения, указав, в том числе, что:
- несмотря на то, что в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлен специальный порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов с бюджетных учреждений, взыскание таких платежей с бюджетных учреждений осуществляется с учетом установленных законодательством РФ особенностей обращения взыскания обязательных платежей на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
- кроме того, согласно вступившим в силу с 01.01.2007 изменениям, внесенным в статьи 45 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание недоимки и соответствующих пеней с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, производится только в судебном порядке;
- в силу изложенного территориальные органы Пенсионного фонда РФ не вправе взыскивать с бюджетных учреждений суммы недоимок, пеней и штрафов во внесудебном порядке, вне зависимости от размера взыскиваемой суммы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий отделения казначейства по возврату без исполнения исполнительных документов - постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафам, вынесенных в отношении страхователей - организаций.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В письмах отделения казначейства от 16.09.2008 N 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/371, 16.09.2008 N 19-38-03-02/372, 16.09.2008 N 19-38-03-02/373 в качестве основания отказа в принятии к исполнении постановлений органа пенсионного фонда от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 указано то обстоятельство, что в соответствии с положениями статьи 242.1 (в частности, пунктом 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейство принимает к исполнению только судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов.
Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Федеральное бюджетное учреждение "Объединение исправительных учреждений N 25 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 49 объединения исправительных учреждений N 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Федеральное государственное учреждение "Колония-поселение N 46 объединения исправительных учреждений N 52 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю", Федеральное государственное учреждение являются федеральными бюджетными (государственными) учреждениями, имели лицевые счета в отделении казначейства, источником их финансовых ресурсов являлись бюджетные средства.
Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Порядок исполнения постановлений органов пенсионного фонда о взыскании недоимок по страховым взносам и пени с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.
Вместе с тем, в силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи 7 органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств отнесены к числу исполнительных документов.
Суд первой инстанции правильно указал, что внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы. Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Нормы, закрепленные в статье 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривающей внесудебную процедуру взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также в статье 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", включающей постановления органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, в число исполнительных документов, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой органом пенсионного фонда во внесудебном порядке на основании постановлений от 07.08.2008 N 135 на сумму 7499,43 рублей, от 07.08.2008 N 136 на сумму 1922,54 рублей, от 07.08.2008 N 145 на сумму 12168,65 рублей, от 09.09.2008 N 294 на сумму 3157,28 рублей, от 09.09.2008 N 295 на сумму 378,86 рублей не превышает 50000 рублей по каждому постановлению.
Направленные заявителем в Тайшетский районный отдел судебных приставов на исполнение постановления от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145 возвращены судебным приставом-исполнителем (постановления от 29.08.2008) со ссылкой на то, что начиная с 01.01.2006 службой судебных приставов в отношении бюджетополучателей исполняются только исполнительные документы, выданные судебными органами, и при наличии счетов, открытых в Банке России и иных банках.
С учетом изложенного, отделение казначейства неправомерно возвратило без исполнения постановления органа пенсионного фонда от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 о взыскании с организаций-страхователей недоимки по страховым взносам, пени, штрафам по основанию, указанному в письмах ответчика от 16.09.2008 N 19-38-03-02/369, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/370, от 16.09.2008 N 19-38-03-02/371, 16.09.2008 N 19-38-03-02/372, 16.09.2008 N 19-38-03-02/373 (казначейство принимает к исполнению только судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов (статья 242.1)
Поскольку суд проверяет законность и обоснованность оспариваемых действий отделения казначейства с учетом указанного в письмах ответчика основания, иные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения вышеуказанных постановлений органа пенсионного фонда, на которые ссылается отделение казначейства (исполнительное производство по вышеуказанным постановлениям органа пенсионного фонда судебным приставом-исполнителем не возбуждалось, лицевые счета двух Федеральных бюджетных учреждений закрыты на даты вынесения постановлений, постановления N N 135, 136, 145 подписаны заместителем начальника управления Л.В. Юргевич, постановления NN 145, 294, 295 в отношении колоний N 46 и N 49 вынесены после их ликвидации, судебный пристав не исследовал вопрос о фактическом наличии счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации, заявитель не подтвердил факт принятия всех необходимых мер для уплаты задолженности страхователями в добровольном порядке) не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не указал, какие права учреждения нарушены оспариваемыми действиями, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Неуплата и несвоевременная уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации нарушает пенсионные права застрахованных лиц.
Незаконными действиями отделения казначейства по возврату без исполнения постановлений Управления нарушены права и законные интересы органа пенсионного фонда, установленные пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в части реализации полномочий по взысканию недоимки по страховым взносам во внесудебном порядке, и частью 2 статьи 13 указанного Закона в части осуществления управления средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает правильным избранный судом первой инстанции способ устранения ответчиком допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя с учетом изложенного в письмах отделения казначейства основания отказа в принятии к исполнению постановлений органа пенсионного фонда. Суд первой инстанции обоснованно указал в качестве восстановительной меры нарушенных прав и законных интересов заявителя на обязанность отделения по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю принять постановления от 07.08.2008 N 135, от 07.08.2008 N 136, от 07.08.2008 N 145, от 09.09.2008 N 294, от 09.09.2008 N 295 к рассмотрению.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 18 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2009 года по делу N А33-17359/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17359/2008
Истец: УПФ в Тайшетском районе
Ответчик: Отделение по Нижнеингашскому району Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю