г. Красноярск
"15" июня 2009 г.
А74-507/2009-03АП-1915/2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" июня 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.
с участием представителей:
заявителя - Гранкина Д.А. по доверенности от 03.03.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "06" апреля 2009 года по делу N А74-507/2009, принятое судьей Чугуновой Н.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Насруллаев" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в установлении (согласовании) границ земельного участка по улице Тараса Шевченко, 65 в г. Абакане (изложенном в письме от 26.01.2009 N 268), об обязании устранить допущенные нарушения прав путем установления (согласования) границ указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "06" апреля 2009 года по делу N А74-507/2009 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе департамент указал, что общество не выполнило условия мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом 11.04.2005, которое являлось основанием вынесения постановления мэра г.Абакана от 06.05.2006 N 889 об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; у общества не возникло право на получение земельного участка в аренду в связи с отсутствием кадастрового паспорта на земельный участок; департамент не имеет полномочий по распоряжению земельными участками; к участию в деле не привлечено МУ "Абаканский рынок".
В дополнении к апелляционной жалобе департамент указал, что на спорном земельном участке размещены инженерные коммуникации (колодцы и люки на поверхности земли), что препятствует установлению границ земельного участка, предназначенного для строительства.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Насруллаев" зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900529034.
Уполномоченной комиссией обществу 14.02.2006 выдан акт выбора и обследования предварительного размещения объекта по улице Тараса Шевченко, 65, в городе Абакане, с приложением к акту схемы генплана, согласованной главным архитектором от 10.02.2006.
Обществу 27.04.2006 выдано архитектурно-планировочное задание N 78 на разработку проектной документации на объект - здание кафе с магазином промышленных товаров по адресу: г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 65.
Постановлением мэра города Абакана от 06.05.2006 N 889 обществу утвержден акт выбора земельного участка предварительного согласования места размещения объекта - здания кафе с магазином промышленных товаров по улице Тараса Шевченко, 65.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2008 по делу N А74-2313/2007 суд обязал общество освободить земельный участок в границах, указанных на схеме земельного участка (приложение к акту проверки использования земельного участка N 297 от 11.06.2008), расположенный по адресу: г. Абакан, в районе муниципального учреждения "Абаканский рынок" и здания по ул. Тараса Шевченко, 67, от строительных материалов и забора, в течение 10 дней, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Рыбьяковой Ю.А., исполнительное производство N 95/10/20456/1/2009, возбужденное 15 января 2009 года на основании исполнительного листа N001335 по делу NА74-2313/2007 об освобождении земельного участка ООО "Насруллаев", окончено 26.02.2009 в связи с фактическим исполнением.
Общество 24.12.2008 обратилось с заявлением в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана с заявлением об установлении (согласовании) границ земельного участка, расположенного по адресу: город Абакан, улица Тараса Шевченко, 65.
Письмом от 26.01.2009 N 268 департамент отказал в удовлетворении заявления общества об установлении (согласовании) границ земельного участка в связи с тем, что на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2008 по делу N А74-2313/2007 спорный земельный участок подлежит освобождению обществом в связи с его самовольным занятием.
Общество с данным отказом не согласно, считает отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа недействительным.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, общество оспаривает отказ в установлении (согласовании) границ земельного участка, изложенный в письме от 26.01.2009 N 268.
В качестве подтверждения правомерности принятия решения об отказе в установлении (согласовании) границ земельного участка Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана должен доказать:
- наличие полномочий на право принятия решения;
- законность решения об отказе в установлении (согласовании) границ земельного участка.
В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1.1, 2.5, 3.1, 3.2.6, 3.2.11 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 N 100 (в редакции от 26.11.2007 N 432), Департамент является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, в том числе, осуществляет управление и регулирование земельных отношений, градостроительной деятельности на территории города Абакана; осуществляет в установленном порядке подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство и реконструкцию объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства; готовит предложения и организует работу комиссии по выбору земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства, а также по установлению границ указанных земельных участков.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что оспариваемое решение об отказе в установлении (согласовании) границ земельного участка принято уполномоченным органом - Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, в рамках компетенции последнего.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Т. Шевченко, 65, в аренду для строительства здания кафе с магазином промышленных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31.12.2005) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пунктам 5, 8 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Указанный порядок включает в себя несколько этапов, в том числе, принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением об установлении границ земельного участка, на котором предварительно согласовано место размещения объекта для строительства, и представление указанным лицом всех необходимых документов, влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности по установлению границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что в период с февраля по май 2006 года между администрацией города Абакана и обществом возникли публичные правоотношения по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Т. Шевченко, 65, для строительства здания кафе с магазином промышленных товаров, а именно:
- уполномоченной комиссией обществу 14.02.2006 выдан акт выбора и обследования предварительного размещения объекта;
- выдано архитектурно-планировочное задание от 27.04.2006 N 78 на разработку проектной документации на объект;
- постановлением мэра города Абакана от 06.05.2006 N 889 обществу утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта.
Общество 24.12.2008 обратилось с заявлением в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана с заявлением об установлении (согласовании) границ земельного участка, расположенного по адресу: город Абакан, улица Тараса Шевченко, 65.
Письмом от 26.01.2009 N 268 департамент отказал в удовлетворении заявления общества об установлении (согласовании) границ земельного участка в связи с тем, что на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2008 по делу N А74-2313/2007 спорный земельный участок подлежит освобождению обществом в связи с его самовольным занятием.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для отказа обществу в установлении (согласовании) границ спорного земельного участка в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана департамент является органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Из данной нормы следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
В отношениях по установлению границ земельных участков департамент является субъектом публичной власти, полномочия которого определены действующим законодательством.
Принятие администрацией города Абакана постановления 06.05.2006 N 889 о предварительном согласовании обществу места размещения объекта влечет возникновение публично-правовой обязанности по осуществлению дальнейших действий, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства.
Обязанность департамента установить границы земельного участка, на котором постановлением мэра города Абакана от 06.05.2006 N 889 предварительно согласовано место размещения объекта, вытекает из положений части 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.11 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана.
При этом, то обстоятельство, что на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2008 по делу N А74-2313/2007 спорный земельный участок подлежит освобождению обществом в связи с его самовольным занятием, не является правовым основанием для отказа в установлении границ земельного участка, также как не освобождает департамент от выполнения возложенной на него указанной публично-правовой функции.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не выполнило условия мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом 11.04.2005, которое являлось основанием вынесения постановления мэра г.Абакана от 06.05.2006 N 889, является несостоятельным.
Заключив мировое соглашение от 11.04.2005, общество приняло на себя следующие обязательства:
- прекратить осуществление торговой деятельности в самовольной постройке - кафе "Восток" и магазине "Ткани" незамедлительно после разработки и согласования нового проекта на строительство здания кафе, но не позднее 15.10.2006;
- добровольно снести самовольную постройку - кафе "Восток" и магазин "Ткани" незамедлительно после разработки и согласования нового проекта на строительство здания кафе, но не позднее 01.11.2006.
Указанные обязательства являются гражданско-правовыми обязательствами общества, неисполнение в добровольном порядке которых влечет выдачу исполнительного листа на исполнение мирового соглашения в принудительном порядке в соответствии с положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве". Наступление иных неблагоприятных последствий для общества в связи с неисполнением условий мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, неисполнение условий мирового соглашения не является правовым основанием для отказа обществу в установлении границ земельного участка, на котором предварительно согласовано место размещения объекта.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что у общества не возникло право на получение земельного участка в аренду в связи с отсутствием кадастрового паспорта на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 16 указанного закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно пункту 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, документы об установлении границ земельного участка являются, в том числе, основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и выдачи кадастрового паспорта. Кроме того, установление границ земельного участка является необходимым условием для возникновения земельного участка как объекта земельных и иных правоотношений. В данном случае общество имеет право на предоставление в аренду земельного участка в силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что департамент не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, является несостоятельным, поскольку в настоящем деле оспариваются действия департамента, выразившиеся в отказе в установлении границ земельного участка, а не отказ в предоставлении земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не привлечено МУ "Абаканский рынок", рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Согласно постановлению мэра г.Абакана от 13.03.2009 N 421 земельный участок площадью 318 кв.м., расположенный по адресу: г.Абакан, ул. Т.Шевченко, 65, предоставлен МУ "Абаканский рынок" в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев для временного размещения торговых мест.
При этом, оспариваемый в настоящем деле отказ в установлении границ земельного участка имел место в отношении земельного участка, границы которого не определены. Следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что МУ "Абаканский рынок" предоставлен именно спорный земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что на спорном земельном участке размещены инженерные коммуникации (колодцы и люки на поверхности земли, принадлежащие МП "Водоканал"), что препятствует установлению границ земельного участка, является несостоятельным.
Согласно акту выбора и обследования предварительного места размещения объекта от 14.02.2006, границы земельного участка, выбранного для размещения здания кафе с магазином промышленных товаров, согласованы с директором МП "Водоканал" 25.03.2006. Кроме того, данное обстоятельство не указано в письме от 26.01.2009 N 268 в качестве основания для отказа в установлении границ земельного участка.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 апреля 2009 года по делу N А74-507/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-507/2009
Истец: ООО "Насруллаев"
Ответчик: Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1915/2009