г. Красноярск |
|
"09" июля 2009 г. |
Дело N А33-17901/2008-03АП-1675/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" июля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Кириловой Н.А., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" (истца)- Сергеевой М.В., представителя по доверенности от 15 сентября 2008 года;
от Министерства финансов Красноярского края (ответчика) - Ветровской Е.Ю., представителя по доверенности от 12 февраля 2009 года N 06;
от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Сикорского П.В., представителя по доверенности от 19 января 2009 года;
от государственного предприятия Красноярского края "Красноярскавтотранс" - Ждановича Л.А., представителя по доверенности от 26 февраля 2009 года;
от Министерства транспорта и связи Красноярского края (третьего лица)- Шадрина Р.Р., представителя по доверенности от 5 мая 2009 года N 55,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Красс-Бус" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" марта 2009 года по делу N А33-17901/2008, принятое судьей Мозольковой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Красноярскому краю в лице Министерства финансов Красноярского края о взыскании расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан в общей сумме 11 354 721 рубль 80 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и связи Красноярского края и государственное предприятие Красноярского края "Красноярскавтотранс".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации расходы, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, в сумме 5 222 810 рублей 30 копеек, с Красноярского края в лице Министерства Финансов Красноярского края - 4 764 300 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 марта 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия произведенного истцом расчета утвержденной методике и заключенным с истцом договорам, и посчитал, что доказательства превышения количества перевезенных по единым социальным проездным билетам граждан количества, указанного в договорах, не представлены.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 марта 2009 года по делу N А33-17901/2008 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Согласно пункту 66 Постановления государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31 октября 2002 года N 207 "Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта", при отсутствии данных натуральных обследований количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда. Лица с правом бесплатного проезда как в городском, так и пригородном сообщении должны учитываться только в одном из видов сообщения (внутригородском или пригородном).
В этот же период был издан Приказ департамента промышленной политики администрации Красноярского края N 27 от 11 мая 2006 года, устанавливающий количество поездок в месяц по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территории муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте в размере 26 поездок. Данный приказ не основан на данных натурного обследования пассажиропотока. Кроме того, отсутствуют сведения об опубликовании указанного приказа, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Действующее законодательство не ограничивает льготников каким-либо количеством поездок, поэтому требование о возмещении убытков из расчета фактического пассажирооборота льготных категорий граждан не противоречит статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствует Постановлению Госкомстата от 31 октября 2002 года N 207, Постановлению Росстата от 19 января 2007 года N 9.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2009 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 27 мая 2009 года.
От Министерства транспорта и связи Красноярского края суду поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, где указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в виду следующего.
В период с 1 января по 30 июня 2006 года действовал договор от 10 января 2006 года N 02/24-06, согласно пункту 3.1 которого расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, средств, поступивших от реализации единых социальных проездных билетов, в соответствии с "Методикой распределения средств, поступивших из федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств, поступивших от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями" (далее - Методика распределения средств), утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 28 февраля 2005 года N 66-п. Истцом данный порядок возмещения расходов не оспаривается, имеются лишь расхождения по количеству перевезенных льготных категорий пассажиров и пассажиров, осуществляющих проезд за плату.
В своем исковом заявлении (а также в апелляционной жалобе) истец, при расчете выпадающих доходов, использовал данные, по перевезенным пассажирам, исходя из Инструкции, а именно из расчета 50 поездок льготных категорий граждан в месяц. Однако, применение в спорном периоде Инструкции, является неправомерным, поскольку в период с 1 января по 11 мая 2006 года действовало Постановление администрации города Красноярска от 17 марта 2006 года N 150 "Об установлении количества поездок". Данным постановлением было установлено количество поездок на городском пассажирском транспорте общего пользования, в размере 26 поездок в месяц, для расчета потребности в средствах на возмещение организациями пассажирского транспорта расходов, связанных с перевозкой в 2006 году льготных категорий граждан. О существовании указанного постановления администрации города Красноярска истец знал и руководствовался им при расчете выпадающих доходов в спорный период, что подтверждается ежемесячными отчетами к расчету возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных пассажиров, оформляемыми истцом (прилагаются).
В период с 1 июля по 31 декабря 2006 года действовал договор N 02-2/14-06 от 3 июля 2006 года. В соответствии с условиями пункта 3.1 договора расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Положением о возмещении расходов транспортных организаций (индивидуальным предпринимателям) на предоставление транспортных услуг (транспортного обслуживания) гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, Методикой расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, утвержденные постановлением Совета администрации Красноярского края от 28 февраля 2005 года N 66-п (в ред. Постановления от 22 июня 2006 года N 170-п). Аналогичный порядок действовал и в период действия договора N 02/45-07 от 9 января 2007 года (с 1 января по 31 октября 2007 года).
В пункте 6 Методики установлено, что количество поездок по ЕСПБ на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждается департаментом промышленной политики администрации Красноярского края. Приказом департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11 мая 2006 года N 27 в г. Красноярске было утверждено количество поездок по ЕСПБ на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте в месяц в размере 26 поездок. Ссылка истца на то, что данный приказ не был опубликован, несостоятельна, в силу того, что в момент подписания истцом договора от 3 июля 2006 года N 02-2/14-06 он был извещен о принятии приказа и его содержании, в связи с этим, у истца реально существовала возможность произвести расчет суммы для возмещения расходов.
Использование в исковом заявлении данных о количестве пассажиров, пользовавших ЕСПБ, кафедры "Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте" политехнического института СФУ не правомерно. Более того, данные о количестве пассажиров, пользовавших ЕСПБ, кафедры "Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте" политехнического института СФУ содержащиеся в справке, оформленной по результатам обследования, проведенного на основании муниципального контракта от 1 ноября 2006 года, были получены в результате выборочного обследования, произведенного лишь 19, 21, 23 ноября 2006 года, в то время как справка содержит данные за ноябрь 2006 года в целом. В связи с этим, данная справка не может являться объективным показателем количества поездок на протяжении длительного времени.
Истцом не указано в чем именно выражается невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств одной из сторон договора. Договоры на возмещение расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям гражданам, оказанием мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края истец заключал добровольно, без принуждения, тем самым выражая свое согласие с предлагаемыми условиями возмещения, при несогласии с ними истец имел возможность отказаться от заключения указанных договоров. Обязательства Агентства, по перечислению денежных средств на расчетные счета истца, в счет компенсации расходов связанных с предоставлением транспортных услуг льготным категориям гражданам пассажиров, выполнены в полном объеме, что подтверждается копиями платежных поручений.
Министерство финансов Красноярского края также направило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановлением администрации города Красноярска от 17 марта 2006 года N 150 установлено количество поездок на городском транспорте общего пользования в размере 26 поездок в месяц, начиная с 1 января 2006 года.
В обоснование размера понесенных убытков истец представил расчет, исходя из количества перевезенных пассажиров, зафиксированного в Справке по результатам выборочного обследования пассажиров, перевезенных по проездным билетам в городском транспорте общего пользования г. Красноярска, подготовленной кафедрой Организации перевозок, управление и безопасность на транспорте Политехнического института Сибирского федерального университета, и с учетом количества рейсов, выполненных автобусами истца в ноябре 2006 года. Вместе с тем, указанный документ был исследован арбитражным судом кассационной инстанции при рассмотрении дела N А33-2690/2008 - Ф02-6989, 6997/2008. В отношении указанного документа был сделан вывод о том, что он является ненадлежащим доказательством, поскольку его невозможно идентифицировать на предмет относимости к исполнению муниципального контракта от 1 ноября 2006 года N 13.
Иных доказательств, подтверждающих, что количество перевезенных в период с 1 января по 30 июня 2006 года по ЕСПБ граждан превышает количество, определенное условиями договора и Методикой расчета, истцом в материалы дела не представлено.
В период с 1 декабря 2006 года по 31 октября 2007 года действовала Методика расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края. Согласно пункту 6 Методики количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте должно быть утверждено департаментом промышленной политики администрации Красноярского края. Приказом департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11 мая 2006 года N 27 утверждено количество поездок граждан по ЕСПБ месяц - 26.
В обоснование расчета размера убытков истец ссылается на данные официального обследования пассажиропотока, проведенного в ноябре 2008 года, что не основано на нормах постановления и вышеуказанных договоров. При этом постановление N 66- п в заявленный ко взысканию период являлось действующим, в установленном порядке оспорено не было.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2009 года рассмотрение апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Красс-Бус" отложено на 18 июня 2009 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
Представитель Министерства финансов Красноярского края также отклонил доводы апелляционной жалобы по изложенным в своем отзыве основаниям, а кроме того представил дополнительный отзыв, где указал следующее.
Истцу были компенсированы расходы в полном объеме на основании представленных последним отчетов о выполненной работе по соответствующему договору. Истец в нарушение договора самостоятельно изменяет порядок расчёта расходов перевозчика, что не основано на нормах гражданского законодательства.
Расчетное количество перевозок (50) применительно к истцу документально не подтверждено. Напротив, введенная с 21 апреля 2008 года система социальных карт на базе электронных пластиковых карт и транспортных терминалов свидетельствует об обратном. Справка по результатам выборочного обследования пассажиров, перевезенных по проездным билетам в городском транспорте общего пользования г. Красноярска является ненадлежащим доказательством по делу.
Представитель Министерства финансов Красноярского края заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки государственного предприятия Красноярского края "Красноярскавтотранс" от 4 июня 2009 года N 287 об осуществленных обществом с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" перевозок льготных пассажиров по г. Красноярску по социальным картам на основании договора от 20 января 2009 года N 24-СК в период с января по апрель 2009 года.
Представитель истца возразил против удовлетворения ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции в силу абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворяет ходатайство Министерства финансов Красноярского края и приобщает представленную ответчиком справку к материалам дела.
Представитель Министерства транспорта и связи Красноярского края поддержал позицию, изложенную ответчиками выше.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
С 1 января 2006 года истец осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам.
10 января 2006 года между истцом (исполнитель) и государственным предприятием Красноярского края "Красноярскавтотранс" (заказчик) подписан договор N 02/24-06 на возмещение расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (т.1, л.д. 22).
Согласно пункту 1.1. договора, его предметом является возмещение за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края транспортных услуг по проезду на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров, имеющих единые социальные проездные билеты, на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Красноярского края.
В пункте 2.1.6 договора исполнитель обязался предоставлять заказчику ежемесячно, не позднее 10-го числа следующего за отчетным месяцем:
отчет о фактическом пассажирообороте по маршруту за месяц по форме согласно приложению N 2 к настоящему договору;
отчет к расчету возмещения расходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров по форме, приложения N 3 к настоящему договору (в части информации, предоставляемой ежемесячно);
справку из территориальных органов социальной защиты населения о количестве перевезенных пассажиров, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом на пригородных перевозках;
счет-фактуру на выполненные работы.
В пункте 2.2.1 заказчик обязался оплачивать исполнителю расходы, связанные с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, по проезду на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Красноярского края, имеющим единые социальные проездные билеты, за счет средств от реализации социальных проездных билетов в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно пункту 3.1 договора расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств, поступивших от реализации единых социальных проездных билетов, в соответствии с Методикой распределения средств, поступивших из федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями.
Согласно пункту 6.1 договора он действует с 1 января до 31 декабря 2006 года.
Постановлением Администрации города Красноярска от 17 марта 2006 года N 150 установлено количество поездок на городском пассажирском транспорте общего пользования в количестве 26 поездок в месяц для расчета потребности в средствах на возмещение организациям пассажирского транспорта расходов, связанных с перевозкой в 2006 году. Постановление вступает в силу с 1 января 2006 года.
Приказом Департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11 мая 2006 года N 27 (т.1, л.д. 106) в соответствии с постановлением Совета администрации края от 28 февраля 2005 года N 66-п "О едином социальном проездном билете" (в редакции постановления Совета администрации края от 4 мая 2006 года N 111-п), утверждено количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территории муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте. приказ вступает в силу со дня подписания. Согласно приложению к данному приказу количество поездок в месяц в г. Красноярске установлено -26.
3 июля 2006 года и 9 января 2007 года между истцом (исполнитель) и Агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края (плательщик) подписаны договоры N 02-2/14-06 и N 02/45-07 на возмещение расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (т.1, л.д. 27, 33).
Согласно пункту 1.1. данных договоров, их предметом является возмещение за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края транспортных услуг по проезду на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии междугородних (внутрирайонных) маршрутов на территории края.
В соответствии с пунктами 1.2 договоров плательщик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров, имеющих единые социальные проездные билеты, на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородних (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории края.
В пункте 2.1.6 договоров исполнитель обязался предоставлять плательщику ежемесячно, не позднее 7-го числа следующего за отчетным месяцем:
отчет о выполнении программы перевозок (акт выполненных работ) за месяц по форме согласно приложению N 2 к настоящему договору;
счет-фактуру на выполненные работы;
отчет, заверенный органами социальной защиты населения о фактически перевезенных пассажирах по единому социальному проездному билету на пригородных перевозках и суммах выпадающих доходов за месяц по форме согласно приложению N 3 к настоящему договору.
В соответствии с пунктами 3.1 договоров расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Положением о возмещении расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и края, установленными постановлением Совета администрации края от 28 февраля 2005 года N 66-п (в редакции постановления совета администрации края от 22 июня 2006 года N 170-п).
В силу пункта 6.1 договора от 3 июля 2006 года N 02-2/14-06 данный договор действует с 1 июля до 31 декабря 2006 года.
В силу пункта 6.1 договора от 9 января 2007 года N 02/45-07 данный договор действует с 1 января до 31 декабря 2007 года.
В материалы дела представлены согласованные с администрацией города Красноярска отчеты о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском сообщении г. Красноярска за январь 2006- июль 2006 года, о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском, пригородном, междугороднем (внутрирайонном) сообщении г. Красноярска за август 2006 года - январь 2007 года, о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском сообщении, пригородном г. Красноярска за февраль - октябрь 2007 года (т.1, л.д. 39-59).
За период с 1 января 2006 года по 31 октября 2006 года, и с 1 декабря 2006 года по 31 октября 2007 года истцу возмещено на основании заключенных договоров от 10 января 2006 года N 02/24-06, от 3 июля 2006 года N 02-2/14-06, от 9 января 2007 года N 02/45-07 расходы в сумме 16 188 683 рубля, связанные с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (т.2, л.д. 53-91).
Истец полагает, что понес расходы по предоставлению транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, в большем размере, чем объем переданных ему средств. Размер его убытков за период январь 2006 - октябрь 2007 года составил - 9 987 111 рублей 10 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
Часть 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из искового заявления, истец просит взыскать с ответчиков 9 987 111 рублей 10 копеек убытков, возникших в связи с перевозкой в период с 1 января по 31 октября 2006 года и с 1 декабря 2006 года по 30 октября 2007 года пассажиров по единым социальным проездным билетам. Правовым основанием иска указаны статьи 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал неисполнение ответчиками обязательства по компенсации возникших у него расходов в связи с перевозкой льготных категорий лиц, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Как следует из норм названного закона, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 827 "Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 г." субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия и формы предоставления компенсации предприятиям, оказывающим транспортные услуги льготной категории граждан.
Во исполнении Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ администрацией Красноярского края принято Постановление от 28 февраля 2005 года N 66-п "О едином социальном проездном билете" (т.1, л.д. 111, 118), которым на территории Красноярского края отдельным категориям граждан предоставлено право на приобретение единого социального проездного билета.
Данным постановлением также утверждено Положение о возмещении транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к Российской Федерации и Красноярского края а также в редакции Постановления Совета администрации края от 29 декабря 2005 года N 351-п Методика распределения средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями (т.1, л.д. 126), в редакции Постановления Совета администрации края от 22 июня 2006 года N 170-п - Методика расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению российской федерации и красноярского края (т.1, л.д. 116).
В целях реализации указанных выше нормативных актов, между истцом (исполнитель) и государственным предприятием Красноярского края "Красноярскавтотранс" (заказчик), а также Агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края (плательщик) заключены договоры от 10 января 2006 года N 02/24-06, от 3 июля 2006 года N02-2/14-06 и 9 января 2007 года N 02/45-07.
Предметом указанных договоров являлось возмещение за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края транспортных услуг по проезду на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии междугородних (внутрирайонных) маршрутов на территории края.
В соответствии с пунктами 1.2 договоров исполнитель принял на себя обязательство по перевозке пассажиров, имеющих единые социальные проездные билеты, на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородних (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории края.
Согласно пункту 3.1 договора от 10 января 2006 года N 02/24-06 расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств, поступивших от реализации единых социальных проездных билетов, в соответствии с Методикой распределения средств, поступивших из федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями.
В соответствии с пунктами 3.1 договоров от 3 июля 2006 года N 02-2/14-06 и 9 января 2007 года N 02/45-07 расчет возмещения расходов за перевозку пассажиров осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Положением о возмещении расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и края, установленными постановлением Совета администрации края от 28 февраля 2005 года N 66-п (в редакции постановления совета администрации края от 22 июня 2006 года N 170-п).
В силу частей 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Указав в заключаемых договорах способ определения понесенных исполнителем расходов, стороны обязались его соблюдать и руководствоваться положениями названных выше методик.
Пунктом 6 Методики распределения средств, поступивших из федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями (действовавшей в период правоотношений сторон с 1 января по 30 июня 2006 года) предусмотрено, что количество поездок льготных категорий пассажиров утверждается органами местного самоуправления в установленном порядке по согласованию с агентством промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края.
Пунктом 6 Методики расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению российской федерации и красноярского края (действовавшей в период с 1 июля 2006 года) предусмотрено, что количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждается Департаментом промышленной политики администрации Красноярского края.
Указанными органами количество поездок по единым социальным проездным билетам на городских перевозках на территории г. Красноярска при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждены 26 поездок в месяц (постановление Администрации города Красноярска от 17 марта 2006 года N 150 и приказ Департамента промышленной политики администрации Красноярского края от 11 мая 2006 года N 27).
Следовательно, у истца отсутствовали основания применять при расчете своих затрат в период с 1 января про 31 октября 2006 года количество поездок, установленное в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 31 октября 2002 года N 207. Истец по сути в одностороннем порядке изменил условия заключенных им договоров, что противоречит части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В виду указанного выше истец также был не вправе применять при расчете расходов в период с 1 декабря 2006 года по 31 октября 2007 года количество перевезенных пассажиров, зафиксированное в Справке по результатам выборочного обследования пассажиров, перевезенных по проездным билетам в городском транспорте общего пользования г. Красноярска, подготовленной кафедрой Организации перевозок, управление и безопасность на транспорте Политехнического института Сибирского федерального университета (т.1, л.д. 60), и с учетом количества рейсов, выполненных автобусами истца в ноябре 2006 года.
В названной Справке отсутствуют сведения о том, когда и на основании чего проведено выборочное обследование пассажиров, перевезенных по проездным билетам по отраженным в ней маршрутам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что представленная истцом Справка выполнена и количество перевезенных по единому социальному проездному билету граждан определено на основании обследования, произведенного во исполнение муниципального контракта от 1 ноября 2006 года N 13
Кроме того, в пункте 3 раздела 1.2 копии Обследования пассажирских потоков и разработка комплексной маршрутной сети общественного транспорта г. Красноярска (далее - Обследование), выполненного на основании муниципального контракта, указано, что обследование коммерческих рейсов проводилось 19, 21, 23 ноября 2006 года. Выборочное обследование, произведенное на коммерческих рейсах не может подтвердить количество перевезенных по единому социальному проездному билету граждан в целом за ноябрь 2006 года.
В материалы дела представлены согласованные с администрацией города Красноярска отчеты о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском сообщении г. Красноярска за январь 2006- июль 2006 года, о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском, пригородном, междугороднем (внутрирайонном) сообщении г. Красноярска за август 2006 года - январь 2007 года, о выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету в городском сообщении, пригородном г. Красноярска за февраль - октябрь 2007 года.
За период с 1 января 2006 года по 31 октября 2006 года, и с 1 декабря 2006 года по 31 октября 2007 года истцу возмещены на основании заключенных договоров от 10 января 2006 года N 02/24-06, от 3 июля 2006 года N 02-2/14-06, от 9 января 2007 года N 02/45-07 расходы в сумме 16 188 683 рубля, связанные с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края. Истец не оспаривает тот факт, что денежные средства перечислены в размере, соответствующим предоставляемым им самим актам выполненной работе по перевозке пассажиров по единому социальному проездному билету за спорный период.
Иные доказательства, подтверждающие, что количество перевезенных в спорный период обществом с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" по единому социальному проездному билету граждан превышает количество, определенное условиями договоров от 10 января 2006 года N 02/24-06, от 3 июля 2006 года N02-2/14-06 и 9 января 2007 года N 02/45-07, не представлены.
Таким образом, истец не доказал, что его расходы на перевозку граждан по единому социальному проездному билету в период с 1 января по 31 октября 2006 года и с 1 декабря 2006 года по 30 октября 2007 года превысили сумму, полученную им от ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, решение первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" марта 2009 года по делу N А33-17901/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17901/2008
Истец: ООО Крас-Бус
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство транспорта и связи Красноярского края, Министерство транспорта и связи Красноярского края, Красноярский край в лице Министерства финансов КК, ГП Красноярского края Красноярскавтотранс