-03АП-2684/2009
г. Красноярск
10 июля 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июля 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Магда О.В., Шошина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
Муромцевой Л.Г. - представителя муниципального унитарного предприятия "Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" по доверенности от 20.05.2009,
Бердышева А.Л. - представителя муниципального унитарного предприятия "Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" по доверенности от 22.07.2008, представителя Администрации г. Ачинска по доверенности от 20.02.2009, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Ачинска по доверенности от 25.12.2008
индивидуального предпринимателя Зыкова Сергея Николаевича (личность удостоверена на основании паспорта),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска и Администрации г. Ачинска, муниципального унитарного предприятия "Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" апреля 2009 года по делу N А33-1220/2008, принятое судьей Карпинской С.В., арбитражными заседателями Артемкиной Е.В., Харитоновым В.Н.
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "АГМПО ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска о применении последствий недействительности дополнительных соглашений от 18.03.2005 и от 01.04.2005 об изъятии имущества из хозяйственного ведения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация муниципального образования г. Ачинска, общество с ограниченной ответственностью "Фундамент" (далее - ООО "Фундамент"), общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис"), индивидуальный предприниматель Зыков Сергей Николаевич, муниципальное унитарное предприятие "Ачинское дорожно-ремонтное строительное предприятие" (далее - МУП "Ачинское ДРСП"), муниципальное унитарное предприятие "Ачинский транспорт" (далее - МУП "Ачинский транспорт").
Определением от 15 июля 2008 года производство по делу в части требований о применении последствий недействительности сделки в отношении имущества, перечисленного в акте от 18.03.2005 за номерами 24, 49, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 79, 80; в акте от апреля 2005 года за номерами 3, 7, 14, 15, 16, 24, 33, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41, 32, 43, 44, 45, 46, 47, 51, 52, 58, 61, 62, 64, прекращено судом на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от иска в указанной части требований.
При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил:
- обязать ответчика передать в хозяйственное ведение истца имущество, перечисленное в актах об его изъятии от 18.03.2005 и от апреля 2005 года к дополнительным соглашениям по договору N 15-ХВ от 30.03.2000 об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в частности:
1) по акту от 18.03.2005:
- здание бани N 1, инв. N 81, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, 34, находящееся в безвозмездном пользовании ООО "Фундамент";
- здание бани N 2, инв. N 82, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Коммунистическая,22,
- гараж, инв. N 92, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Толстого;
- гаражи, склады, инв. N 14, расположенные по адресу: г. Ачинск, ул. Чкалова;
- гараж, инв. N 74, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Чкалова;
- гараж, инв. N 27, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Пузанова, 21;
- гараж, инв. N 28, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Пузанова, 21;
- здание конторы ЖЭУ2, инв. N 110, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Юбилейная, 7;
- диспетчерская, инв. N 91, расположенная по адресу: г. Ачинск, ул. Декабристов;
- здание медпункта, инв. N 25, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Смены;
- здание ТСЦ, инв. N 73, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Декабристов;
- сторожка РСУ, инв. N 98, расположенная по адресу: г. Ачинск, ул. Толстого;
- сторожка СБиО, инв. N 100, расположенная по адресу: г. Ачинск, ул. Толстого.
а также 27 единиц автомашин и самоходной техники со следующими инвентарными номерами 53, 81, 90, 63, 72, 46, 49, 87, 64, 67, 60, 61, 70, 40, 66, 65, 52, 71, 501, 83, 62, 95, 93, 84, 68, 80, 69; 12 единиц оборудования и спецтехники со следующими инвентарными номерами: 20, 38, 56, 106, 1061, 78, 941, 82, 86, 77, 99, 1900.
2) по акту от апреля 2005 года об изъятии имущества из хозяйственного ведения истца: 9 единиц автомашин и самоходной техники с инвентарными номерами 974, 991, 59, 984, 861, 1408, 42, 103, 995, а также 29 единиц оборудования и оргтехники с инвентарными номерами 1241, 1441, 1861, 1556, 1448, 1801, 1762, 1862, 1526, 971, 972, 1451, 1734, 1735, 1736, 1443, 987, 1786-1792, 1456, 1398, 1779-1785, 1865, 994, 34, 1652, 1732, 1444, 1445, 1776.
- обязать ответчика возместить стоимость переданного в уставные капиталы других юридических лиц 8 единиц автотранспорта в сумме 477 502 рублей, из которых 386 650 рублей по акту от 18.03.2005; 90 852 рублей по акту от апреля 2005 г.
Уточнение предмета иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 апреля 2009 года исковые требования удовлетворены частично. КУМИ администрации г. Ачинска присуждена обязанность возвратить МУП "АГМПО ЖКХ" 64 единицы автомашин, самоходной техники, оборудования, спецтехники и оргтехники, изъятых у истца по актам от 18.03.2005, от апреля 2005 года. С КУМИ администрации г. Ачинска в пользу МУП "Ачинское ГМПО ЖКХ" взыскано 477 502 рублей стоимости основных средств, в том числе 386 650 рублей по акту от 18.03.2005 и 90 852 рубля по акту от апреля 2005 года. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным решением, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, Администрация г. Ачинска, и МУП "Ачинское ГМПО ЖКХ" обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска и Администрация г. Ачинска просят решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям:
- указанные соглашения от 18.03.2005 и от апреля 2005 года о передаче собственнику 152 единиц имущества общей балансовой стоимостью 16 246 298 рублей являются двусторонней сделкой, выражающей волю обеих сторон на изменение ранее заключенного между ними договора;
- имущество, возвращенное собственнику по актам приема-передачи к дополнительным соглашениям от 18.03.2005 и от апреля 2005 года к договору от 30.03.2000 N 15-ХВ, передано истцу в безвозмездное пользование по договору от 20.04.2005 N 08-БВП, следовательно, фактически имущество в муниципальную казну не передавалось, предприятие продолжало его использовать для осуществления установленного объема уставной деятельности;
- действующее законодательство не исключает возможности отказа муниципального унитарного предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, отказ от права хозяйственного ведения не лишил предприятие возможности продолжать осуществление своей уставной деятельности и не привел к утрате этим предприятием целевой правоспособности;
- решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после возврата имущества в состав муниципальной казны, следовательно, отказ и возврат имущества не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия и не могли привести предприятие к банкротству;
- выбытие имущества из владения предприятия не вызвало уменьшения размера его уставного капитала, на балансе предприятия остались основные и оборотные средства, обеспечивающие осуществление им установленного объема уставной деятельности;
- истцом не представлены надлежащие доказательства того, что передача предприятием имущества в казну города произведена во избежание взыскания по долгам кредиторов и учета интересов последних.
МУП "АГМПО ЖКХ" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в иске. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- право хозяйственного ведения является вторичным по отношению к праву собственности и в силу прямого указания статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента передачи имущества собственником на основании соответствующего решения органа государственной власти или местного самоуправления, а не акта государственной регистрации;
- фактически закрепление спорного имущества, в том числе и объектов недвижимости, на праве хозяйственного ведения за истцом произведено собственником при создании МУП "АГМПО ЖКХ" в июне 1993 года;
- Гражданским кодексом Российской Федерации и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации не были предусмотрены специальные требования к оформлению правоустанавливающих документов о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием.
Третьи лица, ООО "Фундамент", ООО "Жилсервис", МУП "Ачинское ДРСП", МУП "Ачинский транспорт", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, отзыв на апелляционные жалобы не представили.
В соответствии со статями 123, 156 апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие вышеперечисленных третьих лиц.
В судебном заседании представитель МУП "АГМПО ЖКХ" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель КУМИ администрации г. Ачинска и Администрации г. Ачинска пояснил, что не согласен с решением суда первой инстанции, мотивируя доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Индивидуальный предприниматель Зыков С.Н. письменного отзыва не представил, пояснил, что осуществил реконструкцию и ремонт зданий бани на сумму 6 000 000 рублей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
МУП "АГМПО ЖКХ" создано в соответствии с приказом Производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Красноярского крайисполкома от 14.12.1988 N 566 на базе упраздняемого Ачинского комбината коммунальных предприятий, в результате слияния в 1992 году ЖКХ треста "Ачинскалюминстрой" с городским многоотраслевым производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства на основании Постановления Администрации города Ачинск от 07.10.1992 N 395-п. МУП "АГМПО ЖКХ" зарегистрировано Постановлением Администрации г. Ачинска от 10.06.1993 N 223-п.
Согласно пункту 1.2 Устава единственным учредителем предприятия является КУМИ г. Ачинска Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями создания предприятия являются: выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, связанных с обслуживанием жилищного и нежилого фонда, объектов социально-бытового, культурного и иного назначения, прилегающих территорий, переданных в установленном порядке собственником этого имущества, либо его представителем.
30.03.2000 между КУМИ г.Ачинска и МУП "АГМПО ЖКХ" заключен договор N 15-ХВ об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (т.1, л.д. 52). В соответствии с условиями указанного договора за МУП "АГМПО ЖКХ" на праве хозяйственного ведения закрепляется имущество, перечисленное в приложении N 3 к договору остаточной стоимостью 9 045 000 рублей.
Между КУМИ г. Ачинска и МУП "АГМПО ЖКХ" 18.03.2005 и в апреле 2005 были заключены два дополнительных соглашения к договору N 15-ХВ от 30.03.2000, в результате исполнения которых собственником изъято 152 единицы имущества целевого назначения общей балансовой стоимостью 16 246 298 рублей, в том числе:
- на основании дополнительного соглашения от 18.03.2005 передано собственнику 82 единицы имущества балансовой стоимостью 10 788 517 рублей, остаточной стоимостью 3 453 883 рублей (т.1, л.д.64-67);
- на основании дополнительного соглашения от апреля 2005 передано собственнику 70 единиц имущества балансовой стоимостью 5 457 781 рублей, остаточной стоимостью 2 912 695 рублей 59 копеек (т.1, л.д.68-71).
На основании распоряжения главы города Ачинска от 06.04.2005 N 0635-р между МУП "АГМПО ЖКХ" и КУМИ г. Ачинска заключен договор безвозмездного пользования от 20.04.2005 N 08-БВП, а также подписано соглашение от 20.04.2005 к указанному договору, в соответствии с условиями которых МУП "АГМПО ЖКХ" передано в безвозмездное пользование имущество, ранее принятое из хозяйственного ведения истца, сроком на 363 дня (т.1, л.д. 76-80).
Во исполнение договора по акту приема-передачи предприятию в безвозмездное пользование передано 82 единицы имущества, по соглашению от 20.04.2005 о внесении изменений в договор N 08-БВП передано 70 единиц имущества.
На основании соглашений от 20.07.2005, от 23.07.2005, от 04.08.2005, от 05.09.2005, от 21.11.2005, от 22.12.2005, от 21.02.2006, от 28.02.2006, от 04.04.2006, от 31.05.2006, от 31.12.2006 о внесении изменений в договор от 20.04.2005 N 08-БВП, приказа КУМИ г. Ачинска от 20.04.2006 N 139 собственнику имущества была возвращена часть имущества, переданного в безвозмездное пользование предприятию. Согласно приказу от 20.04.2006 N 139 в хозяйственное ведение МУП "АГМПО ЖКХ" было передано следующее имущество:
- склад инв. N 8, остаточной стоимостью 127 272 рублей;
- автомобиль ГАЗ 66 N 381, инв. N 1408, остаточной стоимостью 16 772 рублей.
Соглашением от 09.01.2007 договор N 08-БВП от 20.04.2005 расторгнут (т.2, л.д. 84).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 октября 2006 года по делу N А33-6816/2006 МУП "АГМПО ЖКХ" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 20 декабря 2007 года срок конкурсного производства продлен до 16.04.2008. Определением от 15 мая 2008 года срок конкурсного производства продлен до 16.10.2008.
КУМИ администрации г. Ачинска передало спорное имущество следующим лицам:
- МУП "Ачинское ДРСП" - КАВЗ 3270 автобус, ГАЗ 430100 грузовой (цистерна), ЗИЛ 130 грузовой (бортовой), ГАЗ САЗ 3507 грузовой (самосвал), ГАЗ 3307 грузовой (фургон) остаточной стоимостью 45 122 рублей 48 копеек на основании приказа КУМИ администрации г. Ачинска и дополнительного соглашения N 1/8 от 17.10.2007 к договору N 25-ХВ от 05.05.2000 (т.2, л.д. 55);
- индивидуальному предпринимателю Зыкову С.Н. - здание бани N 2, 1960 года постройки, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Коммунистическая, 22, остаточной стоимостью 1 032 317 рублей 18 копеек на основании договора от 21.07.2005 N 16-БВП (т.2, л.д. 56-59);
- ООО "Жилсервис" - 36 единиц специализированной техники и автотранспортных средств на основании приказа КУМИ г. Ачинска от 21.04.2006 и 116 единиц имущества на основании договора аренды имущественного комплекса от 21.04.2006 N 001/ик (т.2, л.д. 60-68);
- ООО "Фундамент" - здание бани N 1, 1934 года постройки, расположенное по адресу: г.Ачинск, ул.Ленина, 34, остаточной стоимостью 359 069 рублей, здание бани N 5, 1967 года постройки, расположенное по адресу: г.Ачинск, ул.Пешеходная, 30, остаточной стоимостью 144 850 рублей 81 копейка на основании договора безвозмездного пользования от 27.12.2006 N 22-БВП (т.2, л.д. 85-88);
- МУП "Ачинский транспорт" - специализированная техника и автотранспортные средства на основании договора от 27.05.2008 N 01-ХВ (т.3, л.д. 119-137).
По дополнительным соглашениям от 11.12.2006 N 4, от 02.07.2007 N 11, от 02.07.2007 N 12, от 13.08.2007 N 13, от 14.08.2007 N 14, от 17.10.2007 N 15 к договору аренды N 001/ик от 21.04.2006 ООО "Жилсервис" возвратило КУМИ администрации г. Ачинска часть муниципального имущества.
Согласно приказам КУМИ администрации г. Ачинска от 17.02.2009 N 82, от 25.02.2009 N 99, от 31.03.2009 N 212, (т.4, л.д. 102-104) из реестра муниципальной собственности исключено имущество, в том числе ранее изъятое у истца:
- автомобиль марки ГАЗ САЗ 3507, инв. N 43, гос. номер У 207 ОО, цвет серый, номер двигателя 511-134484, номер шасси 1505140, 1992 года выпуска, первоначальной стоимостью 252 678 рублей 39 копеек, переданный в аренду ООО "Жилсервис" по договору N 001/ик от 21.04.2006, в связи с реализацией,
- ЗИЛ ММЗ 4502, инвентарный номер 000857, гос. номер У 239 ОО - в связи со списанием,
- ЗИЛ 130, инв. N 33, гос. номер У185 ОО, цвет синий, номер двигателя 508400Н-128344, 1985 года выпуска, переданное в аренду ООО "Жилсервис" по договору N 001/ик от 21.04.2006 - в связи с реализацией.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости автомобильного транспорта N 03/09т, составленному ООО "Агентство независимой оценки", рыночная стоимость 6 транспортных средств составила 437 000 рублей, в том числе:
N п/п
Наименование
ПТС
Регистрационный знак
Год выпуска
Двигатель N
Шасси N
Рыночная стоимость, руб.
Поливомоечная машина ЗИЛ 130 (грузовой цистерна), 1985 г. выпуска
24 КУ 169750
У 185 ОО24
128344
57 000,00
ГАЗ САЗ 3307, грузовой самосвал, 1992 г. выпуска
24 КУ 169866
У 207 ОО24
511-134484
67 450,00
ЗИЛ MM3 4502, самосвал
У 196 0024
св. отс.
св. отс.
св. отс.
71 250,00
ГАЗ САЗ 3507, грузовой самосвал, 1992 г. выпуска
24 КУ 169865
У 198 ОО24
511-133309
67 450,00
КАВЗ 3270 автобус
М 971 НА24
511-237006
50 350,00
ЗИЛ ММЗ 554 М, грузовой самосвал
У 189 ОО24
687787
Р3358051
123 500,00
Полагая, что дополнительные соглашения от 18.03.2005 и от апреля 2005 года, в результате которых было изъято имущество у истца, являются ничтожными сделками, поскольку не соответствуют требованиям статей 49, 295, 299 , пунктов 1 - 3 статьи 18 и статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", МУП "АГМПО ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с иском о применении последствий недействительности сделки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора от 30.03.2000 N 15-ХВ КУМИ г. Ачинска передало в хозяйственное ведение МУП "АГМПО ЖКХ" движимое и недвижимое имущество, перечисленное в приложении N 3 к договору, остаточной стоимостью 9 045 000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит в том числе право хозяйственного ведения и его переход.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из содержания вышеперечисленных норм следует, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия на движимое имущество с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права. Аналогичная правовая позиция выражена также Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебных актах по делу N 13750/08.
Права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подлежат обязательной государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что договор об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 30.03.2000 N 15-ХВ, на основании которого за истцом было закреплено недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения, заключен после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку истец не зарегистрировал в установленном законом порядке право хозяйственного ведения на переданное ему недвижимое имущество, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у МУП "АГМПО ЖКХ" не возникло права хозяйственного ведения на данное имущество.
Доводы МУП "АГМПО ЖКХ" о том, что спорные объекты недвижимого имущества были переданы в хозяйственное ведение истца при создании предприятия в 1993 году, то есть до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документально не подтверждены.
Между КУМИ г. Ачинска и МУП "АГМПО ЖКХ" 18.03.2005 и в апреле 2005 были заключены два дополнительных соглашения к договору N 15-ХВ от 30.03.2000, в результате исполнения которых собственником изъято из хозяйственного ведения истца 152 единицы имущества целевого назначения общей балансовой стоимостью 16 246 298 рублей, в том числе 14 объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 указанной нормы движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Таким образом, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Таким образом, изъятие собственником из хозяйственного ведения унитарного предприятия имущества, необходимого для осуществления последним уставной деятельности, в том числе по соглашению сторон, противоречит пункту 1 статьи 49, статьям 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Поскольку право хозяйственного ведения на недвижимое имущество у истца не возникло, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что дополнительные соглашения от 18.03.2005 и от апреля 2005 года являются ничтожными сделками только в части движимого имущества, а в отношении недвижимого имущества указанные соглашения соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество у истца не возникло, судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными исковые требования только в части обязания ответчика возвратить движимое имущество, а в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика возвратить истцу объекты недвижимого имущества, изъятые у последнего по актам от 18.03.2005 и от апреля 2005, отказано.
Движимое имущество, подлежащее возврату истцу, определено судом исходя из спорного имущества, имеющегося в наличии у ответчика.
Установив, что движимое имущество, ранее изъятое собственником из хозяйственного ведения истца, по акту приема-передачи от 18.03.2005 за порядковыми номерами 18, 19, 20, 21, 22, 25, 26, 28, 36, 44, 45, 48, 50, передано собственником в хозяйственное ведение другим юридическим лицам, суд первой инстанции обоснованно взыскал 437 000 рублей, составляющих рыночную стоимость указанного имущества.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Доводы заявителей апелляционных жалоб отклоняются судом по основаниям, изложенным выше.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации КУМИ администрации г. Ачинска и Администрация г. Ачинска освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" апреля 2009 года по делу N А33-1220/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Кириллова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1220/2008
Истец: МУП "Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение ЖКХ" , МУП "Ачинское городское многоотраслевое производсвтенное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска
Кредитор: Харитонов В.Н., МИФНС N 4 по Красноярскому краю, Артемкина Е.В.
Третье лицо: ООО "Фундамент", ООО "Жилсервис", МУП "Ачинское дорожно-ремонтное строительное предприятие", МУП "Ачинский транспорт", ИП Зыков С.Н., Администрация г. Ачинска
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1568/10
27.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1568/10
10.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1568/10
08.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1568/10
10.07.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2355/2009