г. Красноярск
-03АП-2725/2009
"06" августа 2009 г.
-03АП-2726/2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от ООО "Стройтехника" (истца): Андриянова В.А. - директора по решению учредителей от 18 марта 2008 года; Андрияновой Е.А. - представителя по доверенности от 21.04.2009; Головизнина А.В. - представителя по доверенности от 26.07.2009, удостоверение адвоката N 166 от 04.01.2003;
от администрации горда Абакана (ответчика): Каузовой Ю.Д. - представителя по доверенности от 20.05.2009;
от департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (ответчика): Каузовой Ю.Д. - представителя по доверенности от 04.05.2009;
от бюджетно-казначейского управления администрации города Абакана (ответчика): Чеботарева В.А. - представителя по доверенности от 21.07.2009;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков - муниципального образования город Абакан в лице администрации города Абакана, департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана и бюджетно-казначейского управления администрации города Абакана
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" мая 2009 года по делу N А74-1316/2009, принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтехника" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Абакана, департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, к некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" со следующими требованиями:
- признать недействительными торги, проведенные 31.03.2008 в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 9 894 кв.м., расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85;
- признать недействительным договор аренды земельного участка N АЮ13903 от 03.04.2008, заключенный по результатам аукциона;
- применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" 5 171 000 руб., с департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана 17 092 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2009 года исковые требования в отношении муниципального образования город Абакан и Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана удовлетворены. Суд признал недействительным аукцион N 5, проводимый 31.03.2008 по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 9 894 кв.м., кадастровый N 19:01:030101:0038, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85.
Суд признал недействительным договор аренды земельного участка N АЮ13903 от 03.04.2008, заключенный между муниципальным образованием город Абакан и обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехника" и применил последствия недействительности сделки:
- взыскал с департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехника" денежные средства в сумме 22 263 000 руб.;
- обязал общество с ограниченной ответственностью "Стройтехника" передать муниципальному образованию город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана земельный участок площадью 9 894 кв.м., кадастровый N 19:01:030101:0038, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований в отношении некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчики - муниципальное образование город Абакан в лице администрации города Абакана, департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана обратились с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе администрация города Абакана указала следующие доводы:
- вывод суда об отсутствии в информационном извещении всей информации об обременении земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела: в извещении о проведении аукциона N 5 Лот N 1 в п. 12, в градостроительном плане земельного участка, представленном участникам аукциона в составе конкурсной документации в разделе 3 указано, что при размещении жилого дома застройщику необходимо предусмотреть вынос всех инженерных коммуникаций (электрических сетей, электросвязи, водопровода) с площадки строительства за свой счет;
- судом сделан необоснованный вывод о том, что асфальтированный пешеходный тротуар, асфальтированная автодорога, линия электроосвещения являются обременением земельного участка, т.к. указанные объекты не относятся к сетям инженерно-технического обеспечения и не препятствуют истцу в осуществлении строительства многоэтажного жилого дома;
- отсутствие в извещении информации о плате за подключение объекта капитального строительства не является существенным нарушением порядка торгов, тем более, что на момент проведения аукциона размер платы за подключение не был установлен;
- денежные средства в сумме 22 263 000 рублей необоснованно взысканы с департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, поскольку средства от продажи прав на заключение договоров аренды поступают в бюджет муниципального город Абакан в размере 80 %, в бюджет Республики Хакасия в размере 20 %. Денежные средства перечислялись истцом на расчетный счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия. При этом доходы, полученные от использования данного земельного участка, государственная собственность на которые в момент заключения договора не была разграничена, являются доходами федерального бюджета, поэтому требования к департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана не подлежали удовлетворению;
- распоряжение денежными средствами, поступающими в муниципальный бюджет, осуществляется бюджетно-казначейским управлением администрации города Абакана, в связи с чем указанный орган следовало привлечь к участию в деле.
В апелляционной жалобе департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана указал, что не наделен полномочиями по управлению денежными средствами, поступающими в бюджет муниципального образования город Абакан, к участию в деле следует привлечь бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана.
В апелляционной жалобе бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана указало, что его следовало привлечь к участию в деле, просит обжалуемое решение отменить, так как судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В отзывах на апелляционные жалобы истец просил оставить обжалуемое решение без изменения, указал следующее:
- довод администрации города Абакана о наличии в извещении о проведении аукциона всех обременений земельного участка противоречит фактическим обстоятельствам: на генплане и в экспликации к чертежу отсутствуют графические изображения действующих высоковольтных линий электропередач, в извещении отсутствует информация об асфальтированной дороге и линии электроосвещения, проходящих по участку, и которые в силу пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к обременениям земельного участка;
- отсутствие в извещении о проведении аукциона информации о плате за подключение объекта является существенным нарушением порядка проведения торгов, так как плата за технологическое присоединение и (или) стандартизированные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций, не подлежат регулированию Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Решение Абаканского Совета депутатов "Об утверждении инвестиционной программы по развитию электроснабжения г. Абакана на период 2008-2012 годы" от 24.06.2008 и постановление мэра от 29.12.2008 N 2470 "Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана" были приняты после проведенного аукциона и не регулируют отношения по установлению платы за технологическое присоединение. В соответствии с постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 26.12.2006 N 154 "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия" размер платы за технологическое присоединение мощности менее 10000 кВА к электрическим сетям на уровне напряжения ниже 35 кВ, при уровне напряжения от 0,4 - 1 кВ и присоединяемой мощностью более 100 кВт составлял 529,03 руб. на момент выдачи технических условий и опубликования извещения о проведении аукциона. В извещении информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не содержалась.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2009 года решение от 28 мая 2009 года отменено, арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана.
В судебном заседании объявлен перерыв с 27 июля 2009 года до 30 июля 2009 года 12 час. 30 мин. О времени и месте продолжения судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены под расписку, а также путем публичного размещения объявления о перерыве на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
После перерыва в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распоряжением председателя второго судебного состава Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2009 года N 403 произведена замена в составе суда, рассматривающем настоящее дело: судьи Шошина П.В. на судью Магда О.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции от некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" поступило заявление о рассмотрении настоящего дела по правилам первой инстанции, назначенном на 30 июля 2009 года в 12 час. 30 мин., в отсутствие представителя некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства", которое извещено надлежащим образом.
Рассмотрев указанное заявление, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об извещении надлежащим образом некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" о продолжении судебного заседании и об отсутствии возражений с ее стороны в отношении рассмотрения дела по правилам первой инстанции.
Дело рассматривается по правилам первой инстанции в отсутствие представителя некоммерческой организации "Муниципальный фонд развития предпринимательства" в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило заявление об уточнении исковых требований. Истец просит:
- признать недействительным аукцион N 5, проведенный 31.03.2008 по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 9 894 квадратных метров, кадастровый номер 19:01:03 01 01:0038, расположенного по адресу: город Красноярск, улица Крылова, 85,
- признать недействительным договор аренды земельного участка N АЮ 13903 от 03.04.2008, заключенный между муниципальным образованием город Абакан и обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехника",
- применить последствия недействительности сделки, взыскать с муниципального образования город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехника" денежные средства в сумме 22 263 000 рублей, обязать общество с ограниченной ответственностью "Стройтехника" передать муниципальному образованию город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана земельный участок площадью 9 894 квадратных метров, кадастровый номер 19:01:03 01 01:0038, расположенного по адресу: город Красноярск, улица Крылова, 85.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом апелляционной инстанции.
Представителем администрации города Абакана, департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана в материалы дела представлены дополнительные доказательства: запрос ОАО "Хакасэнерго" от 29.07.2009, ответчик ОАО "Хакасэнерго" от 29.07.2009 N 1.7/05.1/43, справка-ответ МП "Абаканские электрические сети N от 28.07.2009 N 1026, генеральный план, топографический план.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана объявил о проведении открытых торгов в форме аукциона, в том числе, по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, для строительства многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроено-пристроенными стоянкой для автотранспорта и объектами торговли и соцкультбыта по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85.
В выпуске N 7 (27 февраля - 04 марта 2008 года) газеты "Абакан официальный" (приложение к газете "Абакан") опубликовано извещение о проведении указанного аукциона.
На аукцион выставлены четыре лота, в том числе лот N 1: право на заключение договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроено-пристроенными стоянкой для автотранспорта и объектами торговли и соцкультбыта по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85.
В соответствии с протоколом результатов аукциона N 5 от 31.03.2008 победителем аукциона по лоту N 1 признано общество с ограниченной ответственностью "Стройтехника", предложившее наибольший размер годовой арендной платы за земельный участок.
03 апреля 2008 года по результатам аукциона N 5 муниципальным образованием город Абакан с победителем аукциона - обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехника" заключен договор аренды земельного участка N АЮ13903.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания торгов недействительными являются нарушения, которые повлекли нарушение прав и законных интересов истца.
На основании части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из условий надлежащего проведения торгов является извещение о проведении торгов с полной информацией о торгах, соответствующее всем требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808, извещение о проведении торгов должно содержать помимо прочего и сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
Частью 5 статьи 38 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Частью 10 указанной статьи установлено, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Как усматривается из опубликованного в газете "Абакан официальный" извещения о проведении указанного аукциона, в извещении в отношении обременений земельного участка указано: по земельному участку проходят инженерные коммуникации - электрические сети, сети водопровода и электросвязи. В отношении платы за подключение в извещении указано: размер платы за технологическое присоединение объекта к электрическим сетям сетевой организации на момент выдачи технических условий отсутствует.
В представленной участникам аукциона в составе конкурсной документации градостроительном плане земельного участка (масштаб 1 : 1 000) сведения о подземной высоковольтной линии отсутствуют, на генплане участка нет графического изображения этих сетей, асфальтированной дороги и линии электроосвещения. На генплане обозначены только указанные в извещении обременения под N 2 -электросвязь (КЛ-10-Кв), под N 4 -водопровод, под N 5 -электрические сети (ВЛ-10кВ), что соответствует надземной линии.
Довод ответчиков о том, что истец мог увидеть на генплане нанесенные подземные электрические сети Кл-10КВ, является несостоятельным, поскольку из указанного генплана невозможно достоверно определить, что по спорному земельному участку проходят подземные электрически сети. Следовательно, информация о сетях должна была быть указана в самом извещении о проведении аукциона.
Из материалов дела следует, что после проведения аукциона и заключения договора аренды земельного участка истцом на основании договора N 117/08-03, заключенного между ООО "Стройтехника" и ООО "ХакасСтройизыскания" от 04.04.2008 проведена топографическая съемка земельного участка, в результате которой установлено, что спорный земельный участок имеет следующие линейные объекты, расположенные в его границах:
- водопровод;
- подземные линии 10кВ - 4 шт.;
- линия электроосвещения;
- линия связи;
- воздушная линия 10кВ;
- асфальтированный пешеходный тротуар;
- асфальтированная автодорога.
Согласно справке N 1026 от 28.07.2009 муниципального предприятия г. Абакана АЭС "Абаканские электрические сети" на земельном участке принадлежащие ему электрические сети отсутствуют.
Согласно справке N 17/05.1/34 от 29.07.2009 ОАО филиал "Хакасэнерго" принадлежащие ему надземные линии электропередач по адресу ул. Крылова, 85, в г. Абакане отсутствуют.
Согласно ответу ОАО "Сибирьтелеком" от 16.06.2009 N 03-09/1491 на земельном участке по ул. Крылова, 85, в г. Абакане размещена принадлежащая ОАО "Сибирьтелеком" телефонная канализация протяженностью 128 метров, в которой проложено 3 кабеля связи, и в настоящее время используется для оказания услуг связи.
Согласно письму ОАО филиал "Хакасэнерго" от 14.07.2009 N 1.7/05/1037 кабельные линии 10кВ отходящие от ячеек N 25 и N 32 ПС N 20 "Калининская" находятся под напряжением.
Указанные ячейки согласно материалам дела проходят через земельный участок по ул. Кроылова, 85.
Из смысла пункта 1 статьи 274 ГК РФ следует, что прохождение указанных инженерных коммуникаций через земельный участок является обременением земельного участка.
Между тем опубликованное извещение в газете "Абакан официальный" о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка не содержит всей информации об обременениях земельного участка, позволяющие участнику определить существенные свойства выставленного на торги объекта, а также стоимость их выноса.
Согласно части 24 статьи 38.1 Земельного кодекса российской Федерации результаты аукционов оформляются протоколом, в котором указываются предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение.
Представленный в материалы дела протокол результатов аукциона N 5 от 31.03.2008 содержит следующие сведения о земельном участке: местоположение и условия его использования, кадастровый номер и площадь земельного участка.
В протоколе результатов торгов отсутствует информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которая в соответствии с пунктом 1.1 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, должна содержать:
- данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);
- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).
В соответствии с частью 1 статьи 30 земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства осуществляется путем проведения работ по формированию земельного участка, и включает в себя определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения
Согласно части 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, в извещении о проведении торгов, в протоколе результатов торгов должна была содержаться информация о плате за подключение объекта капитального строительства.
Выставление земельного участка на торги при отсутствии данной информации свидетельствует о нарушении организатором установленного порядка проведения аукциона и выставления на торги земельного участка, который не был сформирован в соответствии с нормами земельного законодательства для проведения торгов.
Отсутствие в извещении о торгах и в протоколе результатов аукциона обязательных сведений, предусмотренных законом, является существенным нарушением порядка проведения торгов.
На основании вышеизложенного аукцион N 5, проводимый 31 марта 2008 года по лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроено-пристроенными стоянкой для автотранспорта и объектами торговли и соцкультбыта по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85 следует признать недействительным в силу статьи 449 Гражданского кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 449 ГК РФ заключенный по результатам торгов, признанных недействительными, договор аренды земельного участка N АЮ13903 от 03.04.2008 является недействительным.
Из материалов дела следует, что истец по платежному поручению N 1 от 26.03.2008 перечислил НО "Муниципальный фонд развития предпринимательства" 5 171 000 руб. задатка за участие в аукционе N 5 по лоту N 1. Платежным поручением N 241 от 31.03.2008 НО "Муниципальный фонд развития предпринимательства" перечислило Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана 5 171 000 руб. задатка за аукцион N 5 от 31.03.2008 по лоту N 1 за ООО "Стройтехника".
В соответствии с пунктом 2.4 договора аренды земельного участка N АЮ13903 от 03.04.2008 сумма арендной платы подлежит перечислению в соответствии с графиком платежей, являющимся неотъемлемой частью договора (Приложение 3).
Пунктом 2.2 Графика внесения платежей арендной платы установлено, что сумма арендной платы (за минусом задатка) вносится арендатором ежеквартально, в течение последующего за торгами года:
- до 15.06.2008 - 8 546 000 руб.;
- до 15.09.2008 - 8 546 000 руб.;
- до 15.11.2008 - 8 546 000 руб.;
- до 15.03.2009 - 8 546 000 руб.
Во исполнение условий договора арендатором по платежным поручениям N 14 от 11.06.2008, N 20 от 15.09.2008 перечислена арендная плата в общей сумме 17 092 000 руб.
Таким образом, по договору истцом были перечислены денежные средства в общей сумме 22 263 000 руб.
По акту приема-передачи земельного участка Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Стройтехника" земельный участок площадью 9 894 кв.м., расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 85.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, в порядке применения последствий недействительности сделки земельный участок подлежит возврату муниципальному образованию г. Абакан, а муниципальное образование обязано вернуть истцу денежные средства в размере 22 263 000 руб., уплаченные в счет арендной платы.
На основании изложенного, исковые требования к муниципальному образованию город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана подлежат удовлетворению.
Довод ответчиков о том, что полученные от аренды земельного участка денежные средства распределены между бюджетами разных уровней: городским и республиканским, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, так как последующее распределение денежных средств не относится к спорным правоотношениям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и искового заявления относятся на муниципальное образование город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, которое в статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобождено.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать недействительным аукцион N 5, проведенный 31.03.2008 по лоту N 1 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 9 894 квадратных метров, кадастровый номер 19:01:03 01 01:0038, расположенного по адресу: город Абакан, улица Крылова, 85.
Признать недействительным договор аренды земельного участка N АЮ 13903 от 03.04.2008, заключенный между муниципальным образованием город Абакан и обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехника".
Применить последствия недействительности сделки, взыскать с муниципального образования город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройтехника" денежные средства в сумме 22 263 000 рублей, обязать общество с ограниченной ответственностью "Стройтехника" передать муниципальному образованию город Абакан в лице Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана земельный участок площадью 9 894 квадратных метров, кадастровый номер 19:01:03 01 01:0038, расположенного по адресу: город Абакан, улица Крылова, 85.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1316/2009
Истец: ООО "Стройтехника"
Ответчик: Некоммерческая организация "Муниципальный фонд развития предпринимательства", Муниципальное образование г. Абакан, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана