г. Красноярск
А33-3701/2009
21 сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от истца Агентства лесной отрасли Красноярского края - представителей Лавриковой Т.А. по доверенности от 23.06.2009, Горовенко А.Н. по доверенности от 23.06.2009;
от ответчика Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" - представителя Логинова Ф.В. по доверенности от 01.10.2008 N 220,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 7 мая 2009 года по делу N А33-3701/2009, принятое судьей Трубачевым И.Г.,
установил:
Агентство Лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Краевому государственному автономному учреждению "Красноярское управление лесами" о взыскании 844 636 рублей 56 копеек, из них: 774 442 рубля задолженности по уплате за использование лесов по договору на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей насаждений для заготовки древесины на территории Манского лесничества Красноярского края от 02.06.2008 N 106 и 70 194 рубля 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.07.2008 по 14.03.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2009 года исковые требования удовлетворены. С Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" в пользу Агентства Лесной отрасли Красноярского края взыскано 844 636 рублей 56 копеек, из них: 774 442 рубля задолженности и 70 194 рубля 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. С Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" в доход федерального бюджета взыскано 14 946 рублей 37 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 7 мая 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт в связи со следующим:
- истец не обосновал своего права на взыскание платы за использование лесов, поскольку плата за использование лесов поступает в федеральный бюджет (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- обязательный претензионный порядок урегулирования спора судом соблюден не был;
- согласно, составленному 25 августа 2008 года акту, на лесосеке в 96 кв. выдел 12,14,15 площадь лесосеки составляет не 18 га (как указано в договоре), а 9 га, а вырубаемый запас равен не 607 куб.м., а 304 куб.м. Расчет по данной лесосеке произведен в приложении N 3.36. к договору. Следовательно, стоимость древесины по данному приложению должна составлять половину от стоимости, указанной в приложении и составлять 7010 рублей. Цена договора при этом должна быть уменьшена до 767 433 рублей 66 копеек.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в связи со следующим:
- факт получения ответчиком лесных насаждений подтверждается актами передачи лесных насаждений N 4.1-4.52 к договору от 02.06.2008, подписанными сторонами и являющимися неотъемлемой частью настоящего договора;
- в пункте 7.1 договора стороны согласовали, что подрядчик производит плату за заготовку древесины в ходе выполнения работ, указанных в пункте 1.1 договора, в размере 774 442 рубля, рассчитанную в соответствии со статье 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании минимального размера платы.
До начала исследования доказательств, представитель Краевого государственного автономного учреждения "Красноярское управление лесами" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела акта несоответствия от 25.08.2008, составленного Манским филиалом КГАУ "Красноярсклес" совместно с КГУ "Манское лесничество" при осмотре лесосеки. Причину не представления данного акта в суд первой инстанции объяснил проблемами внутреннего характера.
Представитель ответчика возразил против удовлетворения ходатайства, сослался на то, что акт несоответствия составлен не сторонами по делу.
Апелляционный суд, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истец не обосновал невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции, отказал в удовлетворении ходатайства.
Представитель ответчика заявил, что снимает довод апелляционной жалобы о ненадлежащем уведомлении о задолженности. В остальной части доводы апелляционной жалобы поддерживает. Считает, что при расчете, произведенным истцом, должен учитываться коэффициент - 0,75.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 7 мая 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что предусмотренный Постановлением Правительства от 22.05.2007 г. N 310 коэффициент - 0,75 не применялся и не должен был применяться, исходя из обязательства по защите и воспроизводству лесов наряду с одновременной продажей лесных насаждений.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
2 июня 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (заказчик) и Краевым государственным автономным учреждением "Красноярское лесное управление лесами" (подрядчик) заключен договор N 106 "на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Манского лесничества Красноярского края", предметом которого является выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, находящихся на территории Манского лесничества Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1.3 договора одновременно с выполнением работ, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего договора, осуществляется продажа лесных насаждений подрядчику для заготовки древесины на лесном участке в границах, указанных в пункте 2.1. настоящего договора.
Лесные насаждения, занимающие площадь 716,1 га, располагаются на территории Манского района Красноярского края, Манское лесничество, кв.кв. N 19 (выд. 7,8,10), 62 (выд. 13), 79 (выд. 5), 74 (выд. 3), 74 (выд. 2), Крольского участкового лесничества, кв.кв. N 18 (выд. 13, 15), 88 (выд. 17), 24 (выд. 2), 75 (выд. 37), Унгутского участкового лесничества, кв. кв. N 38 (выд. 12), 68 (выд. 33), 78 (выд. 6), 96 (выд. 10,12,14,15), 95 (выд. 9), 78 (выд. 26), 124 (выд. 21,27) Баджейского участкового лесничества кв. кв. N 16 (выд. 12), 51 (выд. 1), 53 (выд. 4), Манского участкового лесничества кв. кв. N 57 (выд. 38), Колбинского участкового лесничества кв. кв. N 143 (выд. 13), 39 (выд. 1,7), 239 (выд. 15, 16), 237 (выд. 11), 24 (выд. 12), 50 (выд. 7), 61 (выд. 9,17,29), 235 (выд. 12), 89 (выд. 1,13,15,24), 32 (выд. 7,8), 68 (выд. 17) Шалинского участкового лесничества (пункт 2.1. договора).
В пункте 2.3. договора установлено, что передача лесных насаждений осуществляется по актам передачи лесных насаждений в соответствии с Приложением N 4 к договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
По актам передачи лесных насаждений от 02.06.2008 N N 4.1.-4.52 подписанными сторонами, ответчиком приняты лесные насаждения, расположенные: Красноярский край, Манский район, КГУ "Манское лесничество".
Согласно пункту 7.1. договора подрядчик производит плату, за заготовку древесины в ходе выполнения работ указанных в пункте 1.1 договора в размере 774442 рублей, рассчитанную в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса РФ на основании минимального размера платы.
Расчеты за заготовленную древесину по п. 1.3. договора осуществляются в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента подписания акта передачи лесных насаждений в форме безналичного перечисления денежных средств с расчетного счёта подрядчика на лицевой счет заказчика (пункт 7.2. договора).
Согласно расчету истца, ответчиком плата за полученные лесные насаждения не произведена, размер задолженности последнего перед истцом составляет 774 442 рубля.
В материалы дела представлено уведомление от 01.12.2008 с требованием ответчика оплатить 774 442 рублей задолженности по договору N 106 от 02.06.2008. В доказательство получения ответчиком указанного уведомления истцом представлено почтовое уведомление (дата получения - 17.12.2008).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском, в котором истец просит взыскать с ответчика 774 442 рубля задолженности по договору N 106 от 02.06.2008. Кроме того, за просрочку платежа истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых за период с 02.07.2008 по 14.03.2009 составил 70 194 рубля 56 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что спорные отношения сторон связаны с исполнением условий договора N 106 от 02.06.2008 "на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Ачинского лесничества Красноярского края".
По своей специфике указанный договор является договором подряда, с элементами купли продажи лесных насаждений. К возникшим между сторонами отношениям, связанным с исполнением условий настоящего договора подлежат применению нормы регулирующие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов и нормы гражданского законодательства.
С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.
В статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 3 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Факт получения ответчиком лесных насаждений подтвержден представленными в материалы дела актами от 02.06.2008 N N 4.1.- 4.52. подписанными сторонами.
С момента получения лесных насаждений у ответчика возникло обязательство по их оплате в размере и на условиях оговоренных в пунктах 7.1., 7.2. договора.
Статьей 486 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли - продажи и не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности установлены Постановлением Правительства от 22.05.2007 N 310.
В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.
В пункте 7.1 договора стороны согласовали, что подрядчик производит плату за подготовку древесины в ходе выполнения работ, указанных в пункте 1.1 договора в размере 774 442 рублей, рассчитанную в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании минимального размера платы.
Условие о цене договора, расчет цены (составляющее расчета) ответчиком согласованы.
Кроме того, стороны в пункте 7.1 договора подтвердили, что расчет цены договора произведен на основании статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации. Иного расчета ответчиком не представлено.
В связи с чем, довод ответчика о неправильном расчете платы без применения коэффициента, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, поскольку оплата за полученные лесные насаждения по договору N 106 от 02.06.2008 ответчиком не произведена, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 774 442 рубля задолженности.
За просрочку платежа истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 70 194 рубля 56 копеек на сумму долга за период с 02.07.2008 по 14.03.2009 исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, составляющей 13 % годовых.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проверив произведенный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данный расчет соответствует положениям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что со стороны ответчика имело место нарушения денежного обязательства по оплате по договору от 02.06.2208 N 106, судом первой инстанции правомерно взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 70 194 рубля 56 копеек.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии права взыскания задолженности у Агентства Лесной отрасли Красноярского края является необоснованным.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 N 900) Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, за исключением полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" администратором платежей за использование лесов являлось Федеральное агентство лесного хозяйства ( код 053).
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главные администраторы доходов федерального бюджета обязаны обеспечить закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями.
На основании постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Приказа Министерства финансов РФ от 24.08.2007 N74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", а также согласно статье 83 Лесного кодекса РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства N8 от 16.01.2008 за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по администрированию платы за использование лесов, в том числе взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2 указанного приказа органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные им полномочия в области лесных отношений, предписано осуществлять администрирование доходов бюджетной системы РФ по кодам бюджетной классификации согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Приказу Министерства финансов РФ от 24.08.2007 N74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", в том числе по коду 053 1 12 04011 01 0000 120 "Плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений".
Таким образом, за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по администрированию доходов за использование лесов.
Пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе: осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, Агентство лесной отрасли Красноярского края является администратором указанных доходов бюджета и обладает полномочиями по взысканию задолженности. В связи с чем, довод ответчика о необоснованном предъявлении иска о взыскании задолженности в бюджет именно Агентством лесном отрасли, необоснован.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии площади лесосеки и объема вырубаемого запаса опровергается материалами дела - актами передачи лесных насаждений, составленными в соответствии с условиями договора (пункт 2.3) и подписанными сторонами. В названных актах указаны как площадь лесосеки так и объем древесины.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2009 года по делу N А33-3701/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3701/2009
Истец: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Ответчик: Краевое государственное автономное учреждение "Красноярское управление лесами"
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2452/2009