А33-1309/2009-03АП-2822/2009
г. Красноярск
"19" августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТяжМашКомплект"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" апреля 2009 года по делу N А33-1309/2009,
принятое судьей Петракевич Л.О.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТяжМашКомплект" (далее - общество, заявитель, ООО "ТяжМашКомплект") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным постановления от 08.08.2008 N 296.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям:
- налоговый орган не представил доказательств уклонения общества от получения требований от 19.05.2008 N 15599 и от 10.06.2008 N 16596 перед их направлением по почте. Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления налоговый орган имел сведения о фактическом неполучении вышеуказанных требований;
- порядок вручения почтовых отправлений с требованиями об уплате налога не был соблюден;
- судом не было учтено, то обстоятельство что оспариваемое постановление, является частью процедуры бесспорного взыскания и его вынесения становится возможным только после исполнения других мер принудительного взыскания.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому он считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным. Ответчик просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявления общества.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствуют уведомления о вручении почтовых отправлений N 402451, 40250 в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество с ограниченной ответственностью "ТяжМашКомплект" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052411012103.
В связи с неисполнением обществом обязанности по уплате налога на прибыль за 1 квартал 2008 года, авансовых платежей по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) за апрель 2008 года и налога на имущество организаций (далее - налог на прибыль) за 1 квартал 2008 года, МИФНС N 17 в адрес ООО "ТяжМашКомплект" направлены требования:
- от 19.05.2008 N 15599 об уплате в срок до 07.06.2008 налога на прибыль в размере 256 013 рублей и пени в размере 29 028,17 рублей; налога на имущество в размере 179 893 рублей и пени в размере 9 499,35 рублей;
- от 10.06.2008 N 16569 об уплате в срок до 03.07.2008 налога на прибыль организаций в размере 64 003 рублей и 17 853,41 рублей пени.
Требования в установленный срок исполнены не были, налоговый орган в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принял решения о взыскании спорных сумм недоимок за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банках:
- от 10.06.2008 N 2510 о взыскании 435 906 рублей налогов и 38 527,52 рублей пени;
- от 23.07.2008 N 3108 о взыскании 64 003 рублей налога на прибыль и 17 853,41 рублей пени.
На основании указанных решений к расчетным счетам общества инспекцией выставлены инкассовые поручения от 10.06.2008 N N 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и от 23.07.2008 N N 2657, 2658, 2659, 2660 на взыскание указанных сумм налоговых платежей.
08.08.2008 налоговым органом в порядке статьи 47 Кодекса принято решение N 296 о взыскании 499 909 рублей налогов и 56 380,93 рублей пени за счет имущества налогоплательщика - организации, на основании которого вынесено постановление от 08.08.2008 N296 о взыскании налогов и пеней за счет имущества организации-налогоплательщика, направленное в адрес общества 23.08.2008 заказным письмом с уведомлением.
Общество, считая, что постановление от 08.08.2008 N 296 нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговый орган доказал законность постановления в обжалуемой части исходя из следующего.
Пункт 1 статьи 23 Кодекса устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 69 Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со статьей 46 Кодекса в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Пункт 7 названной статьи устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно статье 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом апелляционной инстанции установлено, а материалами дела подтверждается соблюдение налоговым органом установленной перечисленными нормами процедуры вынесения постановления о взыскании за счет имущества организации задолженности по налогу на прибыль, налогу на имущества, пеням:
- в связи с неисполнением обществом обязанности по уплате налога на прибыль за 1 квартал 2008 года (срок уплаты - 28.04.2008), авансовых платежей по налогу на прибыль за апрель 2008 года (срок уплаты - 28.05.2008), а также налога на имущество за 1 квартал 2008 года (срок уплаты - 30.04.2008) налоговым органом в адрес общества направлены требования от 19.05.2008 N 15599 и от 10.06.2008 N 16569 со сроком исполнения до 07.06.2008 и 03.07.2008 соответственно;
- вследствие неисполнения требований в указанные сроки вынесены и направлены налогоплательщику решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах общества от 10.06.2008 и 23.07.2008 N 2510 и 3108; на основании указанного решения к расчетным по счетам общества 10.06.2008 и от 23.07.2008 были выставлены инкассовые поручения;
- в связи с отсутствием денежных средств на счетах общества налоговым органом принято решение от 08.08.2008 N 296 и постановление N 296 о взыскании за счет имущества с ООО "ТяжМашКомплект" налогов и пеней в пределах сумм, указанных в требованиях и решениях.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы налогоплательщика о нарушение налоговым органом процедуры вручения требований об уплате налога и решений о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах.
В пунктах 1, 5, 6, 8 статьи 69 Кодекса установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01.01.2007) решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В пункте 18 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Из материалов дела следует, что 29.04.2008 и 28.04.2008 обществом представлены в налоговый орган налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2008 года, согласно которой подлежал уплате налог в размере 179 893 рублей, а также налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2008 года, согласно которой подлежал уплате налог в размере 52 003 рублей в федеральный бюджет и в размере 140 007 рублей в бюджет субъекта, а также авансовые платежи за апрель, май и июнь 2008 года.
Требования об уплате налога и пени от 19.05.2008 N 15599, от 10.06.2008 N 16569 направлены обществу заказными письмами с уведомлениями 21.05.2008 и 13.06.2008 соответственно по адресу общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: 660119, Красноярский край, Емельяновский район, 20-й км Енисейского тракта, 4а и возвращены отправителю с отметкой органов связи "отсутствие организации", что подтверждается представленными копиями реестров отправления заказной корреспонденции инспекции и почтовых уведомлений.
ООО "ТяжМашКомплект" расположено за пределами населенного пункта, в котором расположен налоговый орган. Территория, на которой находится ООО "Тяжмашкомплект", огорожена и охраняется, вывеска о том, что вышеуказанное юридическое лицо находится именно на этой территории, отсутствует. Контактных телефонов, по которым можно связаться с руководством данного предприятия, нет.
Налогоплательщик не уведомил налоговый орган об изменении юридического адреса или о наличии абонентского ящика, а также о надлежащим образом уполномоченном на получение корреспонденции лице, то есть не предпринял никаких мер для обеспечения налоговому органу возможности вручения спорных требования и решений каким-либо иным способом кроме направления заказным письмом.
Таким образом, налоговый орган не имел возможности вручить налогоплательщику требование об уплате налога и решения о взыскании налогов за счет денежных средств. Также данный факт свидетельствует об уклонении налогоплательщика от вручения ему требования (напоминания о наличии обязанности) об уплате налога.
Также факт уклонения ООО "ТяжМашКомплект" от получения корреспонденции, исходящей от налогового органа, неоднократно устанавливался Арбитражным судом Красноярского края. Сам факт систематического неполучения требований на уплату налога и решений о взыскании задолженности за счет денежных средств и последующее обжалование постановлений о взыскании задолженности за счет имущества по данному основанию (неполучение требований и решений), уже говорит об уклонении налогоплательщика от получения требований и решений.,
Решения о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах общества от 10.06.2008 и 23.07.2008 N 2510 и 3108 направлены налоговым органом в адрес общества заказными письмами с уведомлениями 10.06.2008 и 24.07.2008 соответственно, что подтверждается реестрами отправления заказной корреспонденции.
При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что общество не оспаривает постановление налоговой инспекции по существу (суммы налогов и пеней, подлежащих уплате), не указывает, каким образом неполучение им спорных требований и решений нарушило его права и законные интересы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом соблюден бесспорный порядок взыскания сумм налогов.
Не подлежат принятию ссылки общества на пункты 33, 35 Правил оказания услуг почтовой связи утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, поскольку указанные пункты содержат обязанности адресованные операторам почтовой связи, а не пользователем услуг. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов контролировать соблюдение порядка отправлений и доставки почтовых отправлений, а соблюдение процедуры бесспорного взыскания не поставлено в зависимость от соблюдения указанных правил.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган не доказал законность постановления в части взыскания сумм пени в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
При сопоставлении представленных налоговым органом расчетов пени и требований от 19.05.2008 N 15599 и от 10.06.2008 N 16569, следует, что сумма недоимки, на которую фактически начислена пени и сумма недоимки, указанная в требовании не совпадают.
Кроме того, в спорных требованиях не содержится информации о периоде начисления сумм пени.
Отсутствие в требовании указанных сведений, по мнению суда апелляционной инстанции, не позволяет налогоплательщику проверить основания начисления пеней и правильность их расчета.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным постановление МИФНС N 17 от 08.08.2008 N 296 в части взыскания 46 881,58 рублей пени по налогу на прибыль и 9 499,35 рублей пени по налогу на имущество, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 16 апреля 2009 года по делу N А33-1309/2009 является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2009 года по делу N А33-1309/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1309/2009
Истец: ООО "ТяжМашКомплект" (Салимов Р.Р.), ООО "ТяжМашКомплект"
Ответчик: МИФНС N 17 по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2072/2009