г. Красноярск
20 августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н, Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью Рекламное Агентство "Джем-Саяногорск"): Корейчук О.А., представителя по доверенности от 31.08.2007;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламное Агентство "Джем-Саяногорск"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" мая 2009 года по делу N А74-601/2009,
принятое судьей Парфентьевой О.Ю.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Рекламное Агентство "Джем-Саяногорск" (далее - общество, заявитель, ООО "Джем-Саяногорск") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Саяногорска (далее - администрация) и департаменту архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее - департамент):
- о признании писем департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции от 30 октября 2008 года (исх.4206-7) и от 23 октября 2008 года (исх.4121-7) несоответствующими пункту 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
- об обязании администрации муниципального образования г. Саяногорска в лице департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска выдать разрешение на установку рекламных продукций по адресам г. Саяногорск: автодороге Абакан-Саяногорск, 79км +550м справа; автодороге Абакан-Саяногорск, 80км +100м слева; автодороге Абакан-Саяногорск, 16км +360м слева.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), поскольку положения данного пункта не распространяются на земельные участки, права на которые переданы другим лицам.
Департамент не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация и департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Общество с ограниченной ответственностью Рекламное Агентство "Джем-Саяногорск" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 10519002004835.
29 августа 2008 года общество обратилось в департамент с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций: типа щит двусторонний площадью 36 кв. м, по адресам: г. Саяногорск, автодорога Саяногорск-Черемушки, 16км+360м слева, г. Саяногорск, автодорога Абакан-Саяногорск, 80км+100 м слева.
28 октября 2008 года общество обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: типа щит двусторонний площадью 18 кв. м, по адресу: г. Саяногорск, автодорога Абакан - Саяногорск, 79км+5500м справа.
Письмами от 23 октября 2008 года N 4121-7, от 30 октября 2008 года N 4206-7 руководитель департамента сообщил об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по указанным адресам, в связи с тем, что с 01 июля 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2007 N193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", согласно которому единственным способом заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются торги (в форме аукциона или конкурса).
Не согласившись с решениями об отказе в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций, общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что департамент доказал законность решений об отказе в выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций в силу следующего.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ внесены изменения в статьи 19 и 33 Закона о рекламе, подлежащие применению со дня официального опубликования указанного закона и частично с 1 июля 2008 года.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Порядок проведения таких торгов в г. Саяногорске установлен Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования города Саяногорск, утвержденными решением Саяногорского городского Совета депутатов от 09.07.2008 N 167 (далее - Правила). Пунктом 6 Правил предусмотрен порядок проведения торгов. В пункте 6.1. Правил установлена форма проведения торгов - открытый аукцион.
Из приведенных норм права следует, что с 01.07.2008 предоставление рекламного места в г. Саяногорске на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью, для размещения рекламных щитов должно производиться по результатам открытого аукциона, а заключенный по итогам такого аукциона договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке является единственным основанием для получения разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в г. Саяногорске.
Из материалов дела следует, что общество не обращалось в департамент за разрешениями на установку и эксплуатацию рекламных конструкций до 01.07.2008, разрешения на установку заявленных рекламных конструкций до 01.07.2008 получены не были.
Таким образом, общество после 01.07.2008 должно было обратиться в департамент с заявлением о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, в связи, с чем департамент должен был провести торги в форме открытого аукциона.
Законодательство о рекламе не содержит каких-либо исключений, в том числе связанных с нахождением земельного участка в аренде у лица, намеревающегося установить рекламную конструкцию, позволяющих после 01.07.2008 получить заявителю разрешение на установку рекламной конструкции без проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что наличие договоров аренды земельных участков от 13 февраля 2008 года N 2755/08, 2749/08, 2759/08, заключенных с департаментом, в которых содержалось указание на то, что земельные участки предоставлены для размещения временного объекта - рекламного щита, не является основанием для заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и не исключает применения вступивших в законную силу от 01.07.2008 изменений статьи 19 Закона о рекламе. К спорным отношениям подлежат применению положения Закона о рекламе, нормы которого являются специальными по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства, регулирующим порядок заключения и исполнения договора аренды земельных участков.
Кроме того, из материалов дела следует, что уведомлениями от 12.11.2008 N 4401-5, N 44-02-5, от 12.05.2009 N 1827. направленными в адрес общества, департамент сообщил о расторжении договоров аренды земельных участков по истечению месяца со дня получения уведомления, поскольку обществом не соблюдены требования статьи 19 Закона о рекламе.
Следовательно, отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, содержащийся в письмах N 4121-7 от 23 октября 2008 и N 4206-7 от 30 октября 2007 года, соответствует положениям статьи 19 Закона о рекламе.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 29 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 мая 2009 года по делу N А74-601/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-601/2009
Истец: ООО РА "Джем-Саяногорск"
Ответчик: Департамент архитекртуры, градостроительства и недвиждимости г. Саяногорска, Администрация города Саяногорска
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2774/2009