А33-16716/2008-03АП-2873/2009
г. Красноярск
26 августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Демидовой Н.М., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" (заявителя) - Кузюковой В.П. - представителя по доверенности от 01.08.2008,
от администрации г.Дивногорска (ответчика) - Мороз Е.Н. - представителя по доверенности от 09.04.2009 N 8пр,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю (третьего лица) - Яндиевой З.И. - представителя по доверенности от 13.08.2009 N 04-66,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 02 июня 2009 года по делу N А33-16716/2008, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" (далее - ООО "Нью Билдингс") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г.Дивногорска о признании недействительными постановлений от 07.04.2008 N 454-п, 24.04.2008 N 558-п.
Определением от 02.03.2009 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству заявителя привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 июня 2009 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" отказано.
Не согласившись с данным судебным актом заявитель обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что вывод арбитражного суда о законности оспариваемых постановлений не обоснован, поскольку ответчиком не доказано противоречие закону или иному правовому акту отмененных администрацией г.Дивногорска постановлений.
Заявитель также указывает на то, что ссылка ответчика на отсутствие заявления о предоставлении земельного участка, а также согласований выбора земельного участка противоречит фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего:
- заявитель принимал непосредственное участие в выборе и обследовании земельного участка, подписывал акт от 16.04.2007;
- письмом от 20.05.2008 N 25 общество с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" обратилось к администрации г.Дивногорска с требованием о предварительном согласовании места размещения объекта под строительство;
- пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при обеспечении выбора земельного участка проведение процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложено на орган местного самоуправления.
Администрация г.Дивногорска в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласилась, ссылаясь на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Ответчик указывает, что заявление от общества с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" в администрацию г.Дивногорска о предоставлении земельного участка площадью 9,0086 га не поступало. В заявлении от 09.04.2007 N 42 указан земельный участок площадью 5,4 га.
От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 21.08.2009.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика возражал против ее удовлетворения, просил суд оставить обжалуемый судебный акт без изменений.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд отменить решение суда первой инстанции. Указал, что оспариваемые постановления администрации г.Дивногорска нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку земельный участок площадью 5,4 га был сформирован и закреплен за ООО "Нью Билдингс". Заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просил произвести замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В обоснование доводов, изложенных в ходатайстве, в материалы дела представлены: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, приказ о возложении обязанностей руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Поскольку представленными в материалы дела документами подтверждена реорганизация Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Третьим лицом по настоящему делу следует считать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Письмом от 09 апреля 2007 года N 42 ООО (л.д.77) "Нью Билдингс" обратилось к администрации г.Дивногорска о выделении земельного участка, расположенного в районе бывшей базы ДЭПС для строительства международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала.
16 апреля 2007 года комиссией составлен акт выбора и обследования земельного участка площадью 5,4 га, расположенного в районе бывшей базы ДЭПС в городе Дивногорске (земли населенных пунктов), с целевым использованием под строительство международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала (л.д.24).
Постановлением администрации г.Дивногорска от 27 июня 2007 года N 896-п (л.д.20) в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 43 устава г.Дивногорска согласовано размещение и утвержден акт от 16 апреля 2007 года выбора и обследования земельного участка площадью 5,4 га, расположенного в районе бывшей базы ДЭПС в г.Дивногорске (земли населенных пунктов), с целевым использованием под строительство международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала.
Постановлением администрации г.Дивногорска от 01 августа 2007 года N 1069 (л.д.21) на основании материалов инвентаризации земельного участка, в соответствии со статьей 53 устава г.Дивногорска в постановление администрации г.Дивногорска от 27 июня 2007 г. N 896-п "О согласовании размещения и утверждении акта выбора и обследования земельного участка под строительство международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала" внесены изменения в части увеличения площади земельного участка до 9,0086 га.
Постановлением от 10 сентября 2007 года N 1240-п (л.д.22) администрацией г.Дивногорска утвержден проект границ земельного участка площадью 89 039 кв.м. в районе бывшей базы ДЭПС г.Дивногорска (земли населенных пунктов) для целей рекреации - строительство международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала, с ограничениями в землепользовании.
17 сентября 2007 года оформлено межевое дело земельного участка площадью 89 039 кв.м. для строительства международного туристического комплекса с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала (л.д.25-33).
12 декабря 2007 года письмом N 121 (л.д.76) заявитель просил администрацию г.Дивногорска внести корректировку в ранее выданный акт выбора земли с изменением целевого назначения под строительство на формулировку "Международный туристический комплекс с полным набором обслуживания и строительством гостиничного комплекса типа кемпинг".
Постановлением от 14 декабря 2007 года N 1701-п (л.д.89) внесено изменение в постановление администрации города от 27 июня 2007 года N 896-п (в редакции постановления от 01 августа 2007 года N1069-п) вместо слов: "жилым микрорайоном для персонала" читать "гостиничным комплексом типа кемпинг".
Постановлением администрации г.Дивногорска от 24 декабря 2007 года N 1760-п (л.д.90)из пункта 1 постановления от 10 сентября 2007 года N 1240-п слова "с полным набором обслуживания и жилым микрорайоном для персонала" исключены.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 27 декабря 2007 года N 46/07-2567 (л.д.91-95) земельный участок в районе бывшей базы ДЭПС г.Дивногорска кадастровый номер 24:46:0000000:0082 с разрешенным использованием - строительство международного туристического комплекса имеет площадь фактического использования 89 039 кв.м. +/- 104 кв.м.
14 марта 2008 года администрация г.Дивногорска письмом N 600 (л.д.96) уведомила заявителя о том, что решение о предоставлении земельного участка в аренду не принято по причине нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: отсутствие согласования границ земельного участка с Территориальной службой Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю.
Постановлением N 454-п от 07 апреля 2008 года администрации г.Дивногорска в связи с указанными обстоятельствами, а также в связи с отсутствием согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, руководствуясь статьей 8, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 53 устава г.Дивногорска постановление от 27 июня 2007 года N 896-п отменено, документы по формированию земельного участка по строительство международного туристического комплекса, подготовленные с нарушением требования земельного и природоохранного законодательства, признаны недействительными (л.д.15).
Постановлением N 558-п от 24 апреля 2008 года администрации г.Дивногорска на основании постановления от 07 апреля 2008 года N 454-п "Об отмене постановления администрации г.Дивногорска от 27 июня 2007 года N 896-п", статьи 43 устава г.Дивногорска постановление администрации г.Дивногорска от 10 сентября 2007 года N 1240-п "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в районе бывшей базы ДЭПС" отменено, прекращено существование земельного участка площадью 89 039 кв.м с кадастровым номером 24:46:0000000:0082 (л.д.16).
ООО "Нью Билдингс" считая постановления администрации г.Дивногорска от 07.04.2008 N 454-п и 24.04.2008 N 558-п незаконными, нарушающими его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 июня 2009 года в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Нью Билдингс" отказано.
Полагая решение суда незаконным и необоснованным ООО "Нью Билдингс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими их.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что администрация г.Дивногорска доказала законность оспариваемых ненормативных правовых актов, исходя из следующих оснований.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Письмом от 14.03.2008 N 600 администрация г.Дивногорска отказала ООО "Нью Билдингс" в предоставлении земельного участка в аренду по причине нарушения процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отсутствия согласований границ земельного участка.
Как установлено судом администрация г.Дивногорска в постановлении N 896-п от 27.06.2007 (в редакции постановления от 01.08.2007 N 1069) согласовала ООО "Нью Билдингс" размещение международного туристического комплекса с полным набором обслуживания на земельного участка площадью 9,0086 га.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Нью Билдингс" с заявление о предварительном согласовании места размещения международного туристического комплекса на земельном участке площадью 9,0086 га в администрацию г.Дивногорска не обращалось, документы, обосновывающие указанный размер земельного участка не представляло.
Отсутствует также акт выбора земельного участка площадью 9,0086 га, согласованного администрацией г.Дивногорска под размещение международного туристического комплекса.
Имеющаяся в материалах дела документация по установлению на местности проектных границ земельного участка для строительства международного туристического комплекса, постановке земельного участка на кадастровый учет выполнена в отношении участка площадью 89 039 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что земельный участок площадью 9,0086 га в установленном законом порядке не сформирован, то есть в отношении него не проведены процедуры межевания и постановки на кадастровый учет правомерно пришел к выводу о соответствии оспариваемых постановлений закону.
При этом обстоятельства, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, в качестве доказательств наличия заявления о предварительном согласовании места размещения объекта, имеют отношение к земельному участку площадью 89 039 кв.м. и носят косвенный характер.
Как следует из смысла пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации волеизъявление на предоставление земельного участка должно быть прямо выражено в письменном заявлении лица, обращающегося в орган местного самоуправления с обоснованием испрашиваемого права на земельный участок и его размера.
При отсутствии указанного заявления орган местного самоуправления не вправе по собственной инициативе осуществлять выбор земельного участка и производить действия по формированию нового земельного участка.
В соответствии с этим ссылка заявителя на пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в части обязанности органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных законом, не принимается во внимание апелляционным судом, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что орган местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему статьями 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в порядке самоконтроля за нарушение процедуры предварительного согласования места размещения объекта обоснованно отменил ранее принятые им постановления и законно принял оспариваемые правовые акты.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 июня 2009 года по делу N А33-16716/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16716/2008
Истец: ООО "Нью Билдингс"
Ответчик: Администрация г. Дивногорска