г. Красноярск
26 августа 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" августа 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва
на определение Арбитражного суда Республики Тыва
от "01" июля 2009 года по делу N А69-1266/2009-6, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании отсутствующего должника общества с ограниченной ответственностью "Ост-Вест-Транзит Плюс" (далее - ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс") банкротом.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 01 июля 2009 года производство по делу прекращено.
Не согласившись с данным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", противоречат положениям параграфа 2 главы XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьям 33, 34, 38, 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" обладает признаками отсутствующего должника;
- прекращение производства по делу противоречит пункту 3 статьи 228 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающей обязанность конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве;
- исключение из Единого государственного реестра юридических лиц отсутствующих должников без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа противоречит действующему законодательству, поскольку процедура исключения отсутствующих должников из ЕГРЮЛ не связана с их ликвидацией;
- наличие средств, необходимых для финансирования процедур банкротства отсутствующего должника подтверждается бюджетной сметой УФНС России по Республике Тыва на 2009 год.
Уполномоченный орган и должник своих представителей в судебное заседание не направили.
Почтовое отправление с определением от 14 августа 2009 года, направленное должнику по юридическому адресу, возвращено отделением почтовой связи с отметкой "не значится".
От уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Указанное ходатайство удовлетворено судом.
В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей уполномоченного органа и должника.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" зарегистрировано Регистрационной палатой при Правительстве Республики Тыва 03.08.2000 за регистрационным номером РТ-0152 по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, кв. Энергетиков, 1, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 14.01.2003 с присвоением ОГРН 1031700507255.
ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" по данным уполномоченного органа имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 312 457 рублей 71 копейка, в том числе 157 818 рублей 77 копеек недоимки и 154 638 рублей 94 копейки пени. Соблюдение уполномоченным органом досудебного порядка взыскания задолженности подтверждено частично, на сумму 15 475 рублей 26 копеек, налоговыми декларациями, решениями и постановлениями о взыскании задолженности за счет имущества должника, постановлениями судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю.
По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва от 29.04.2009 N 01/081/2009-268 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за должником не зарегистрированы.
Согласно ответу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва от 22.04.2009 N 10/04804 земельные участки за ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" не значатся.
Из справки Регионального отделения информационного обеспечения Управления ГИБДД по РТ от 27.04.2009 N 27/2404 следует, что транспортные средства за должником не зарегистрированы.
Согласно справке Службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Тыва от 27.04.2009 N 54 техника за ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" не зарегистрирована.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва от 29.05.2007 постановление Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва возвращено взыскателю в связи с невозможностью взыскания. В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено, что ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 1, не находится, место нахождение должника определить не представляется возможным.
Из справки Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.07.2008 N52-О следует, что последней датой представления налоговой отчетности должником являлось 20.10.2005. Согласно справке Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.07.2008 N52-С сведения об открытых банковских счетах должника отсутствуют.
12.08.2008 налоговым органом принято решение N 94 о предстоящем исключении недействующего юридического лица. Указанное решение опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" (N 33) 20.08.2008. По сведениям уполномоченного органа в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" не может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
В подтверждение наличия денежных средств для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника представлена бюджетная смета на 2009 год.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, когда руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Таким образом, признаками отсутствующего должника являются: отсутствие руководителя должника - юридического лица или отсутствие возможности установить место его нахождения.
В статье 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены дополнительные условия для признания организации банкротом по признакам отсутствующего должника, а именно: если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве; если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника; а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Из приложенных к заявлению Федеральной налоговой службы ответов регистрирующих органов следует, что у должника отсутствуют транспортные средства, объекты движимого и недвижимого имущества. Из постановления судебного пристава-исполнителя от 29.05.2007 следует, что ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, 1, не находится, установить местонахождения должника не представляется возможным. Налоговая отчетность последний раз представлена должником 20.10.2005. Открытые банковские счета у должника отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс" имеются признаки отсутствующего должника.
В силу пункта 2 статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" предусмотрено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В пункте 5 вышеуказанного постановления разъяснено, что если имущество должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Таким образом, разъяснения, содержащиеся в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" соответствуют пункту 1 статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N296-ФЗ, действующей на дату рассмотрения судом первой инстанции заявления.
Ссылка уполномоченного органа на то, что исключение из Единого государственного реестра юридических лиц отсутствующих должников без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа противоречит действующему законодательству, основана на неправильно толковании норм права.
Судом установлено отсутствие денежных средств на расчетных счетах и какого-либо имущества у должника. Заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве, не поступили.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Таким образом, применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
Представленная уполномоченным органом смета доходов и расходов по бюджетным средствам на 2009 год, не позволяет установить, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва выделялись средства для реализации мероприятий, связанных с процедурой банкротства должника ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс". Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что проведение процедур банкротства должника повлечет дополнительные расходы федерального бюджета, и при этом не приведет к поступлению средств, которые позволили бы погасить имеющуюся у должника задолженность и оплатить вознаграждение арбитражному управляющему.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу о банкротстве.
Основания для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на уполномоченный орган, который от ее уплаты освобожден в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Тыва от "01" июля 2009 года по делу N А69-1266/2009-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший определение в первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Кириллова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1266/2009-6
Истец: Федеральная налоговая служба России, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва
Ответчик: ООО "Ост-Вест-Транзит Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3402/2009