А74-2473/2009
г. Красноярск
04 сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
без участия сторон (их представителей),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хакасской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 01 июля 2009 года по делу N А74-2473/2009, принятое судьей Колосовой Л.А.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий Хакасской таможни об отказе произвести зачет 5500,00 рублей излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в счет предстоящих таможенных платежей, выраженных в письме от 05.03.2009 N 05-19/1587.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 июля 2009 года заявление удовлетворено. Действия Хакасской таможни об отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных сборов, выраженных в письме от 05.03.2009 N 05-19/1587, признаны незаконными в связи с их несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации. На Хакасскую таможню возложена обязанность по осуществлению в порядке, предусмотренном статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, зачета излишне уплаченных открытым акционерным обществом "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" таможенных сборов в сумме 5500,00 рублей в счет предстоящих таможенных платежей.
Не согласившись с данным решением, Хакасская таможня обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод".
В апелляционной жалобе Хакасская таможня ссылается на следующие обстоятельства:
- анализ положений Таможенного кодекса Российской Федерации в совокупности с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 позволяет сделать вывод о наличии правовых оснований для уплаты (взимания) таможенных сборов при таможенном оформлении как временной, так и полной таможенных деклараций; процедура таможенного оформления и процедура декларирования не являются тождественными; подача временной и полной таможенных деклараций представляют собой единый порядок таможенного оформления товаров, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 внесены дополнения (пункт 7.1) в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863, согласно которым: таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации; данное дополнение не является новой нормой права, а является логическим завершением системного толкования статей 60, 124, 138, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863;
- уплата таможенных сборов по своей правовой природе является обязательным условием для осуществления таможенным органом действий, связанных с таможенным оформлением; законодательством установлен закрытый перечень освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, который не содержит такого основания, как уплата таможенных сборов в отношении товаров, оформленных по процедуре периодического временного декларирования;
- ссылка суда первой инстанции на письмо ФТС России от 25.08.2008 N 01-11/34707 не может быть принята во внимание, поскольку, письмом ФТС России от 08.10.2008 N 01-11/41807 в дополнение к письму от 25.08.2008 N 01-11/34707 информировало таможенные органы о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций; кроме того, письмо от 25.08.2008 N 01-11/34707 не является нормативным правовым актом.
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления от 10.08.2009 N 66013602440156, 66013602440149), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.07.1999 администрацией г. Саяногорска за номером 803, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 12.08.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1021900670758.
В период с 08.09.2008 по 27.02.2009 общество осуществляло таможенное декларирование поставляемого на экспорт товара (отходы собственного производства: пыль огарков блоков аноидных обожженных (углеродосодержащая пыль) с применением процедуры периодического временного декларирования, регламентированной статьёй 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
08.09.2008 при подаче временной таможенной декларации N 10604020/080908/0001776 общество уплатило 5500,00 рублей таможенных сборов, что подтверждается соответствующей отметкой во временной таможенной декларации, а также платёжным поручением от 22.07.2008 N 5145.
27.02.2009 при подаче полной таможенной декларации N 10604020/270209/0000181 в отношении этого же товара общество повторно уплатило таможенные сборы в сумме 5500,00 рублей, что подтверждается соответствующей отметкой в полной таможенной декларации, а также платежным поручением от 14.01.2009 N 106.
Считая необоснованным повторное начисление и уплату таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации, 02.03.2009 общество обратилось в Хакасскую таможню с заявлением о зачете в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 5500,00 рублей в счет будущих таможенных платежей.
Хакасская таможня письмом от 05.03.2009 N 05-19/1587 отказала обществу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей на том основании, что, поскольку при периодическом временном декларировании декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, сборы за таможенное оформление должны уплачиваться при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
Не согласившись с отказом таможенного органа в зачете таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полной таможенной декларации, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких решений, действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании незаконными решений, действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом учтено, что оспариваемое письмо от 05.03.2009 N 05-19/1587 об отказе в зачете таможенных сборов вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах полномочий.
Удовлетворяя требование открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод", суд первой инстанции сделал правомерный вывод о незаконности отказа таможенного органа в зачете излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 5500,00рублей в счет предстоящих таможенных платежей.
В соответствии со статьей 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" является плательщиком таможенных сборов.
Частью 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500,00 рублей.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" указано, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. Верховный Суд Российской Федерации не усмотрел оснований полагать, что оспариваемым пунктом Постановления регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, согласно статье 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В статье 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Статья 138 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет особенности декларирования товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, в соответствии с обычным ведением внешней торговли необходимые для таможенного оформления.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.07.2008 N 4574/08.
Аналогичную позицию высказал и Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 N 631-0-0, поддержав мнение о том, что подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункт 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как предполагающие возможность взимания с лиц, перемещающих товары через таможенную границу с использованием процедуры периодического временного декларирования, таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Определении, по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Доводы таможенного органа о неправомерном применении судом первой инстанции письма ФТС от 25.08.2008 N 01-11/34707 "О таможенных сборах за таможенное оформление" отклоняется судом апелляционной инстанции, так как ссылка на данное письмо не повлияла на правильность выводов суда первой инстанции.
Довод Хакасской таможни о введении в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" пункта 7.1, устанавливающего, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, судом апелляционной инстанции не принимается. Пункт 7.1 введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, содержание указанного пункта не может быть принято для толкования смысла пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 и оценки законности отказа в зачете суммы излишне уплаченных таможенных сборов, произведенного письмом от 14.10.2008 N 05-19/6181 до введения пункта 7.1. Кроме того, названный пункт регулирует размер ставок, а не вводит дополнительную обязанность декларанта. На основании статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать лишь ставки таможенных сборов за таможенное оформление, а не случаи уплаты таких сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кодексом. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа Хакасской таможни в зачете обществу уплаченных при подаче полных таможенных деклараций таможенных сборов в сумме 5500,00 рублей.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 01 июля 2009 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 01 июля 2009 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Хакасской таможни - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 июля 2009 года по делу N А74-2473/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2473/2009
Истец: ОАО "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод"
Ответчик: Хакасская таможня
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3210/2009