г. Красноярск |
|
"07" сентября 2009 г. |
Дело N А74-345/2009-03АП-2109/2009 г. |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
заявителя - Германовой Е.С. по доверенности от 20.07.2009 N 557,
администрации Ширинского района - Матюхина Н.Н. по доверенности от 29.01.2009 N 2,
прокурора Республики Хакасия - Мысиной Н.О. на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительным постановления от 18 апреля 2005 года N 456а.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия "15" апреля 2009 года по делу N А74-345/2009 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.
Определением от 07.07.2009 суд апелляционной инстанции определил перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Курорт Озеро Шира".
В обоснование заявленного требования Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия указало, что администрация муниципального образования Ширинский район в нарушение статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации превысила свои полномочия в части перевода земель курорта федерального значения в земли сельскохозяйственного назначения.
Администрация с заявленным требованием не согласна по следующим основаниям:
- оспариваемое постановление вынесено после отказа ЗАО "Курорт Озеро Шира" от земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4775 га;
- до настоящего времени на территории администрации Жемчужненский поссовет государственная и муниципальная собственность не разграничена, спорные земли расположены в границах поселения и являются муниципальной собственностью.
В судебном заседании 03.09.2009 представитель администрации Ширинского района заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа - письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.08.2009 N ПП-10/20766.
Ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции, дополнительный документ приобщен к материалам дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Постановлениями Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985, N 70 от 13.02.1986, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие земельные участки (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства и для ведения личного подсобного хозяйства):
- земельный участок, общей площадью 8654 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, юго-западнее микрорайона Вузовский, в пос. Колодезный, на расстоянии 240 м. от базы отдыха "Комета" Сибирской аэрокосмической академии, участок 1Б, кадастровый номер 19:11:020902:0022 (свидетельство о государственной регистрации права серия 19 АА N 152561 от 18.10.2008);
- земельный участок, общей площадью 14962 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, юго-западнее микрорайона Вузовский, в пос. Колодезный, на расстоянии 240 м. от базы отдыха "Комета" Сибирский аэрокосмической академии, участок 1А, кадастровый номер 19:11:020902:0021 (свидетельство о государственной регистрации права серия 19 АА N 152560 от 18.10.2008);
- земельный участок, общей площадью 51367 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, на северо-восточном берегу оз. Иткуль, с юго-восточной стороны НФС и северо-западнее границ участка ГПЗ "Хакасский", кадастровый номер 19:11:020902:0003 (свидетельство о государственной регистрации права серия 19 АА N 152562 от 18.10.2008);
- земельный участок, общей площадью 14895 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, юго-западнее микрорайона Вузовский, в пос. Колодезный, на расстоянии 240 м.- от базы отдыха "Комета" Сибирский аэрокосмической академии, участок 3, кадастровый номер 19:11:020902:0023 (свидетельство о государственной регистрации права серия 19 АА N 161223 от 31.12.2008);
- земельный участок, общей площадью 49021 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, на северо-восточном берегу оз. Иткуль, с юго-восточной стороны НФС, кадастровый номер 19:11:020902:0018 (свидетельство о государственной регистрации права серия 19 АА N 161222 от 31.12.2008).
Постановлением Главы муниципального образования Ширинский район N 456а от 18.04.2005 в фонд перераспределения муниципального образования Ширинский район переведены земли сельскохозяйственного назначения площадью 4775 га, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у закрытого акционерного общества "Курорт Озеро Шира".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным указанного постановления, полагая, что оно не соответствует требованиям закона и иных правовых актов, поскольку переведенные земли относятся к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченным в обороте, находятся в федеральной собственности и администрация муниципального образования Ширинский район не наделена полномочиями по распоряжению объектами федеральной собственности.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия оспаривает постановление администрации муниципального образования Ширинский район от 18 апреля 2005 года N 456а.
Указанным постановлением в фонд перераспределения муниципального образования Ширинский район переведены земли сельскохозяйственного назначения площадью 4775 га, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у закрытого акционерного общества "Курорт Озеро Шира".
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Республики Хакасия, а также защиту прав и законных интересов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются, в том числе такие категории указанных территорий как лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Пунктом 1 Положения о курорте Озеро Шира, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 70 "Об утверждении Положений о курортах Марциальные воды, Озеро Карачи, Озеро Шира, Старая Русса и Тишково", курорт Озеро Шира находится в Ширинском районе Хакасской автономной области Красноярского края и относится к курортам республиканского значения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 N 556 утверждены границы и режим округа санитарной охраны курорта Озеро Шира в Красноярском крае.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 курорт "Озеро Шира" Республики Хакасия включен в Федеральную целевую программу "Развитие курортов федерального значения".
Учитывая, что указанные постановления от 12.12.1985 N 556 и 02.02.1996 N 101 в установленном порядке не отменены и не признаны утратившими силу, статус курорта "Озеро Шира", как курорта республиканского (федерального) значения, в настоящее время не изменен.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки общей площадью 4775 га расположены в поселке Жемчужный, территория которого отнесена ко второй зоне санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности федерального значения - курорт "Озеро Шира". Данное обстоятельство подтверждается описанием границ и режима округа санитарной охраны курорта "Озеро Шира" - приложение N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 N 556, картой землепользования района курорта "Озеро Шира", составленной Министерством здравоохранения СССР и Управлением "Геоминвод", концепцией генерального плана поселка Жемчужный.
Согласно статье 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности и курорта.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки находятся в границах санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности федерального значения - курорт "Озеро Шира", относятся к землям особо охраняемых территорий и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
На основании вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки не относятся к федеральной собственности, отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно необоснованный и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод администрации о том, что спорные земли расположены в границах поселения и являются муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Учитывая, что материалами дела подтвержден статус курорта "Озеро Шира", как курорта республиканского (федерального) значения, земли которого относятся к землям особо охраняемых территорий, факт нахождения спорных земельных участков в границах поселения не опровергает вывод суда о том, что земли курорта относятся к федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии Правительством Российской Федерации решений о переводе земельных участков, предоставленных ЗАО "Курорт Озеро Шира", из категории особо охраняемых природных территорий в земли сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, администрация муниципального образования Ширинский район превысила свои полномочия в части перевода земель курорта федерального значения в земли сельскохозяйственного назначения.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление вынесено после отказа ЗАО "Курорт Озеро Шира" от земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4775 га, является необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 07.03.2005, действующей в спорный период) при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) осуществляет Российская Федерация.
Принимая во внимание, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью, у администрации муниципального образования Ширинский район отсутствовали полномочия на управление и распоряжение землями, от права постоянного (бессрочного) пользования на которые отказалось ЗАО "Курорт Озеро Шира", в том числе, на перевод земель в фонд перераспределения муниципального образования Ширинский район.
Ссылка администрации на то, что в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" спорные земельные участки перейдут в муниципальную собственность Ширинского района, является несостоятельной.
Оспариваемое постановление от 18.04.2005 N 456а принято администрацией до вступления в силу указанного закона. В законе N 244-ФЗ отсутствуют положения, предусматривающие применение закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорные земельные участки отнесены в установленном законом порядке к собственности муниципального образования Ширинский район.
Таким образом, спорные земельные участки расположены в границах курорта федерального значения "Озеро Шира", относятся к землям особо охраняемых территорий, в связи с чем, относятся к федеральной собственности.
Распоряжение администрацией муниципального образования Ширинский район спорными землями, в том числе, перевод земель в фонд перераспределения, нарушают права Российской Федерации - собственника спорных земель.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое постановление от 18.04.2005 N 456а не соответствует подпункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 статьи 9, пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушает права собственника спорных земельных участков.
На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Хакасия подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 апреля 2009 года по делу N А74-345/2009 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным постановление администрации от 18.04.2005 N 456а "О переводе земельных участков, закрепленных за ЗАО "Курорт Озеро Шира", в фонд перераспределения муниципального образования Ширинский район".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-345/2009
Истец: Территориальноу управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия
Ответчик: Администрация муниципального образования Ширинский район
Третье лицо: Прокуратура Ширинского района, ЗАО " Курорт Озеро Шира"
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2109/2009