А74-2030/2009
г. Красноярск
"14" сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
при участии представителей:
от ООО "Сорский горно-обогатительный комбинат" - Овсянникова С.А., по доверенности от 15.04.2009;
от государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия - Борисова Ю.А. по доверенности от 07.09.2009 N 01-14/05-7092; Лаптевой Н.В. по доверенности от 08.07.2009 N 01-14/05-5700;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "6" июля 2009 года по делу N А74-2030/2009, принятое судьей Колосовой Л.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сорский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - фонд, учреждение) о признании незаконным уведомления от 13.04.2009 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июля 2009 года заявление общества удовлетворено.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что при установлении страхового тарифа в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, необходимо руководствоваться постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", согласно которому основным видом экономической деятельности коммерческой организации являются ее основная производственная деятельность, характеризующаяся производственными затратами, числом занятых в производстве рабочих, их подверженностью профессиональным рискам
Фонд считает, что основным видом деятельности заявителя является добыча молибденовых руд, так как на данный вид деятельности выдана лицензия, среднесписочная численность работников, занятых добычей руды, составляет 90 процентов; с этим видом деятельности связаны 85 несчастных случаев на производстве и 4 случая профессионального заболевания. В связи с этим фонд полагает, что обществу в оспариваемом уведомлении правильно присвоен наиболее высокий (32-й) класс профессионального риска, которому соответствует страховой тариф в размере 8,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
По мнению учреждения, общество надуманно, с целью применения минимального страхового тарифа, в заявление о подтверждении основного вида деятельности в качестве такового указало оптовую торговлю цветными металлами и величину дохода от данного вида деятельности за 2008 год в сумме 3 957 649 000 рублей. Указанная сумма является выручкой от реализации продукции, а не доходом, так как в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 01.10.2007 N 150 "О методических указаниях про расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации" общество должно было отразить показатели, характеризующие финансовый результат торговой деятельности (превышение суммы выручки от продажи над затратами по их приобретению), то есть валовой доход от оптовой торговли. В таком случае валовой доход от оптовой торговли составит 0,6 процента от всех доходов за 2008 год, поэтому оптовая торговля цветными металлами не может быть признана основным видом деятельности общества за 2008 год.
Также фонд полагает необходимым учесть, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.04.2009 основным видом деятельности общества является добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды (ОКВЭД 13.20.8), оптовая торговля цветными металлами (ОКВЭД 51.52.52) в качестве вида деятельности в данном реестре не указана.
Кроме того, фонд считает, что вывод суда о том, что страховщик не вправе отнести страхователя к иному виду деятельности и установить иной тариф, противоречит тексту и смыслу Федерального закона N 125-ФЗ, поскольку в таком случае страховщик должен соглашаться с любым основным видом основной деятельности, который страхователь укажет в своем заявлении.
Данные обстоятельства, по мнению учреждения, свидетельствуют об отсутствии у суда оснований для признания недействительным оспариваемого уведомления об установлении заявителю страхового тарифа в соответствии с 32 классом профессионального риска.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.05.1999 Усть-Абаканской регистрационной палатой (регистрационный номер 144), о чем 10.09.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900850608.
Общество 30.03.2009 представило в фонд по установленной форме заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2008 год, указав в качестве основного вида экономической деятельности за 2008 год оптовую торговлю цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных), код по ОКВЭД 51.52.22.
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности от 23.03.2009 общество указало, что доходы от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) составляют 3 957 649 000 рублей (70,82% в общей сумме доходов и поступлений), доходы от добычи и обогащения вольфраммолибденовой руды 1 292 568 000 рублей (23,13% в общей сумме доходов и поступлений), доходы от реализации услуг - 85 915 000 рублей (1,54% в общей сумме доходов и поступлений), доходы от прочей реализации - 251 959 000 рублей (4,51% в общей сумме доходов и поступлений).
В уведомлении от 13.04.2009 фонд определил обществу 32 класс профессионального риска, соответствующий страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,50% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Общество, полагая, что из всех видов деятельности, осуществляемых страхователем в 2008 году, доходы от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) имеют наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции и оказанных услуг (70,82%), что является основанием для определения обществу 1-го класса профессионального риска и установления страхового тарифа на 2009 год в размере 0,20%, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании уведомления фонда от 13.04.2009.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что страхователь в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки обязан начислять и перечислять страховщику страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно статьям 21, 22 данного закона страховые тарифы, дифференцируемые по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции.
В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, установлен Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Согласно пункту 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации следующие документы, по формам, согласно приложению к Порядку: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Исполнительный орган фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Фонд определяет класс профессионального риска, соответствующий определенному страховому тарифу, на основании представленных документов.
Таким образом, на исполнительные органы фонда возложены функции контроля за правильностью определения страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, соответственно, за правильностью определения основного вида деятельности и класса профессионального риска. Именно для выполнения фондом этих функций пунктом 3 Порядка предусмотрено представление страхователем соответствующих документов.
Следовательно, ошибочным является вывод суда о том, что в случае представления страхователем необходимых документов в установленный срок, то есть в соответствии с заявленным страхователем основным видом экономической деятельности, фонду не предоставлено право изменения основного вида деятельности страхователя.
Однако ошибочность данного вывода не привела к принятию неправильного судебного акта.
Из материалов дела следует, что общество в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности указало, что доходы от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) составляют 3 957 649 000 рублей (70,82% в общей сумме доходов и поступлений), доходы от добычи и обогащении вольфраммолибденовой руды 1 292 568 000 рублей (23,13%), прочая реализация - 251 959 000 рублей (4,51%), от реализации услуг - 85 915 000 рублей (1,54%).
Согласно пункту 4.1 Справки об объемах продаж по видам деятельности пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2008 год выручка от продажи вольфраммолибденовой руды составляет 3 957 649 000 рублей (70,82% в общей сумме доходов и поступлений), себестоимость - 3 948 616 000 рублей; выручка от продажи руды 1 292 568 000 рублей (23,13%), себестоимость 981 693 000 рублей; прочие 251 959 000 рублей(4,51%), себестоимость 303 677 000 рублей, продажа услуг 85 915 000 рублей (1,54%), себестоимость 50 075 000 рублей.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что из представленных в фонд документов следует, что из видов деятельности, осуществляемых страхователем в 2008 году, доходы от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) имеют наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (70,82%), что является основанием для определения обществу 1-го класса профессионального риска и установления страхового тарифа на 2009 год в размере 0,20%.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о том, что определение основного вида экономической деятельности коммерческой организации зависит от удельного веса вида экономической деятельности в объеме выпущенной продукции, то есть от дохода, полученного при осуществлении этой деятельности.
Фонд в апелляционной жалобе, ссылаясь на Методические указания по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации, утвержденные приказом Росстата от 01.10.2007 N 150, указывает, что при подтверждении основного вида экономической деятельности в отношении оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) подлежит указанию валовой доход, который определяется как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами, по их приобретению за 2008 год.
В связи с этим фонд, проанализировав представленные обществом в подтверждение основного вида деятельности документы, признал, что доход от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) заявителем указан неверно, поскольку валовой доход составил 9 033 000 рублей (3 957 649 000 - 3 948 616 000), поэтому основным видом экономической деятельности общества в целях социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод фонда в связи со следующим.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99) (пункт 1).
Согласно пункту 2 ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и. направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы (пункт 4 ПБУ 9/99).
Пунктами 5, 6 ПБУ 9/99 установлено, что доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Прочими доходами являются поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров. Для целей бухгалтерского учета величина прочих поступлений определяется в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 6 ПБУ 9/99.
Таким образом, при определении страхователем величины доходов от обычных видов экономической деятельности учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств.
Также фонд считает, что действия общества по приобретению ферромолибдена у аффилированных лиц в целях его реализации свидетельствуют об умышленном завышении своих доходов от оптовой торговли цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных).
Суд первой инстанции правильно отклонил данный довод учреждения, поскольку в материалы дела фондом не представлены доказательства в подтверждение указанного довода, а само по себе совершение сделок с аффилированными лицами не свидетельствует о наличии у общества умысла на завышение своих доходов по определенному виду экономической деятельности в целях установления заниженного тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По мнению фонда, оптовая торговля цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) не относится к основному виду деятельности общества, так как согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.03.2009 общество не осуществляет экономическую деятельность - оптовую торговлю цветными металлами в первичных формах (кроме драгоценных) (код по ОКВЭД 51.52.22), основным видом экономической деятельности общества является добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды. Занятость более 90% работников общества добычей руды также свидетельствует о том, что добыча и обогащение вольфраммолибденовой руды является основным видом деятельности заявителя.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливает обязанность страхователя ежегодно подтверждать свой основной вид экономической деятельности, то есть ему предоставлена возможность ежегодно по итогам осуществления деятельности за предыдущий год подтверждать (изменять) свой основной вид экономической деятельности. При этом указанный Порядок не относит выписку из ЕГРЮЛ к документам, подтверждающим основной вид экономической деятельности юридического лица. Также законодатель не ставит определение основного вида экономической деятельности в целях установления страхового тарифа для коммерческих организаций в зависимость от размера затрат и количества работников, занятых при осуществлении конкретного вида деятельности.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что поскольку фондом в материалы дела не представлены доказательства нарушения обществом правил ведения бухгалтерского учета и недостоверности сведений, представленных в подтверждение основного вида деятельности, у фонда отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 13 Правил оснований для установления заявителю наиболее высокого класса профессионального риска.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого уведомления фонда от 13.04.2009 соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "6" июля 2009 года по делу N А74-2030/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2030/2009
Истец: ООО "Сорский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4774/10
07.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4774/10
22.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А74-2030/2009
14.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3412/2009