г. Красноярск
А33-3938/2009
"17" сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от ООО "Торгово-строительная компания "Парк" (истца): Сигаевой Т.В. - представителя по доверенности от 27.01.2009 N 1;
от Министерства образования и науки Красноярского края (ответчика): Шрайнер Н.Б. - представителя по доверенности от 15.04.2009;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" июля 2009 года по делу N А33-3938/2009, принятое судьей Мельниковой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству образования и науки Красноярского края о взыскании 377 444 руб. 03 коп. задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту от 26.03.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июля 2009 года иск удовлетворен частично. С Министерства образования и науки Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" взыскано 342 944 руб. 03 коп. долга, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Министерство образования и науки Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой. По мнению ответчика, судом необоснованно принят в качестве доказательства акт приемки выполненных работ, не подписанный уполномоченным представителем ответчика в связи наличием недостатков в выполненной работе. О причинах неподписания акта ответчик уведомил истца письмом от 26.12.2008 N Б-167. Несмотря на гарантийное письмо от 28.01.2009 N 7 истец так и не устранил недостатки - несоответствие дверей требованиям пожарной безопасности. В течение выполнения подрядных работ неоднократно выписывались предписания о несоблюдении сроков выполнения работ, о выполнении работ не в соответствии с технической документацией. Судом первой инстанции не приняты во внимание указанные обстоятельства, в связи с чем вывод о вине ответчика в неподписании акта приемки выполненных работ является необоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика озвучила доводы апелляционной жалобы, подтвердила факт выполнения работ и факт их устранения истцом.
Представитель истца просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено.
Между агентством образования администрации Красноярского края (заказчик), обществом с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" (подрядчик) и краевым государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ачинский детский дом N 1" (учреждение) заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту N 103 от 26.03.2008.
Согласно пункту 1.1. государственный контракт заключается на основании решения Единой комиссии по размещению государственного заказа агентства образования администрации Красноярского края (протокол N 12 открытого аукциона N 5 АО/08 от 11.03.2008).
В соответствии с пунктом 1.2. государственного контракта подрядчик обязуется в установленный срок выполнить собственными силами работы по капитальному ремонту здания краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ачинский детский дом N 1", расположенного по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, д. 31, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить.
Согласно пункту 2.1. государственного контракта начало выполнения работ: с момента подписания государственного контракта, окончание выполнения работ: 31.07.2008.
В соответствии с пунктом 3.1. государственного контракта цена контракта (стоимость подлежащих выполнению подрядчиком работ) составляет: 675 000 руб., в том числе НДС 18% 102 966 руб. 10 коп. и определяется локальным сметным расчетом (приложение N 1), с учетом коэффициента снижения 25%. Коэффициент снижения рассчитывается заказчиком как отношение цены, предложенной подрядчиком на аукционе, к начальной (максимальной цене) контракта, указанной заказчиком в документации об аукционе.
Согласно пункту 3.2. государственного контракта оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в течение 15 банковских дней по факту выполнения работ после подписания форм КС-2, КС-3.
В соответствии с пунктом 3.3. государственного контракта оплата за выполненные работы осуществляется на основании локального сметного расчета, в соответствии с предъявленными подрядчиком счетом-фактурой, справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и прилагаемой к ней расшифровкой по видам работ (форма КС-2), составленных на основании локального сметного расчета. Окончательная оплата выполненных работ производится после подписания акта о приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченного ремонтом объекта.
Согласно пункту 3.4. государственного контракта в случае выявления заказчиком несоответствия сведений об объемах, содержании и стоимости работ, отраженных в КС-2 и КС-3 фактически выполненным работам и их стоимости, определенной настоящим контрактом, то заказчик в течение 2-х рабочих дней по обнаружении данного несоответствия уведомляет об этом подрядчика и не подписывает документы до внесения подрядчиком в них соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 6.1. государственного контракта по завершении предусмотренных графиком выполнения работ этапов выполнения подрядчик незамедлительно письменно извещает заказчика о готовности результат выполненных работ.
Согласно пункту 6.2. государственного контракта заказчик в первый рабочий день по завершению этапа работ приступает к приемке результата выполненных работ по этапу, назначая комиссию заказчика по контролю за ходом исполнения обязательств. Передача объекта (результатов выполненных работ) подрядчиком и приемка заказчиком оформляется актом приемки выполненных работ (этапов выполненных работ), подписанным сторонами и представителями иных заинтересованных лиц, входящих в соответствующую комиссию, и утвержденным заказчиком.
В соответствии с пунктом 6.3. государственного контракта при обнаружении заказчиком в ходе приемки объекта (этапов работ) недостатков в выполненной работе составляется акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и выдается предписание со сроками устранения подрядчиком. При отказе (уклонении) подрядчика от подписания акта или подписания, делается отметка об этом и подписанный заказчиком акт и предписание подтверждается третьей стороной по выбору.
Согласно пункту 6.4. государственного контракта подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте, обеспечив при этом сохранность объекта или его части, в которой производится устранение недостатков, а также находящегося там оборудования, и несет ответственность за их утрату, повреждение или недостачу.
На основании пункта 7.5. государственного контракта в случае обнаружения недостатков при приемки работ либо их обнаружения в ходе работ или процессе эксплуатации объекта, подрядчик обязан по требованию заказчика и в установленные им сроки, безвозмездно устранить недостатки.
В соответствии с пунктом 8.1. государственного контракта, контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2008.
Письмом от 11.08.2008 N 6158 ответчик обратился к истцу с просьбой исполнить обязательства по государственному контракту в срок до 15.08.2008.
Как указывает истец, во исполнение государственного контракта выполнил работы на сумму 377 444 руб. 03 коп. согласно акту о приемке выполненных работ N 45 от 30.12.2008 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 45 от 11.12.2008 на сумму 377 444 руб. 03 коп.
В письме от 20.11.2008 N 190 истец уведомил ответчика о выполнении работ по государственному контракту, а также обратился с просьбой направить представителя на объект для приемки выполненных работ и подписания актов выполненных работ.
Письмами от 11.12.2008 N 200, от 02.02.2009 N 2 истец направил ответчику для принятия выполненных работ оригиналы акта выполненных работ по форме КС-2 N 45 от 11.12.2008, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 45 от 11.12.2008 и счет-фактуру N 45 от 11.12.2008.
В письме от 26.12.2008 N Б-167 ответчик информировал истца о причинах не подписания акта выполненных работ, в том числе и в связи с недостатками входной пластиковой двери, выполненной и установленной не в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
В связи с отказом ответчика от подписания акта о приемке выполненных работ N 45 от 30.12.2008 и справки о стоимости выполненных работ и затрат N 45 от 11.12.2008, они подписаны истцом и директором КГОУ "Ачинский детский дом N 1".
Письмом N 7 от 28.01.2009 истец гарантировал установку пластиковой двери согласно требованиям СанПин и СНип по государственному контракту N 103 от 26.03.2008.
Претензией N 8 от 20.02.2008 истец обратился к ответчику с просьбой оплатить задолженность за выполненные работы в десятидневный срок.
В отзыве от 03.03.2009 N 1944 на претензию ответчик указал, что Министерство образования и науки Красноярского края утратило интерес к исполнению истцом обязательств в связи с несвоевременным выполнением работ и расторжением государственного контракта по решению Арбитражного суда Красноярского края о 13.01.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 государственный контракт N 103 от 26.03.2008 "на выполнение работ по капитальному ремонту", заключенный между агентством образования администрации Красноярского края (переименовано в министерство образования и науки Красноярского края) г. Красноярск) и обществом с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" (г. Красноярск) расторгнут, с общества с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" (г. Красноярск) в пользу министерства образования и науки Красноярского края (г. Красноярск) взыскано 33 698 руб. 43 коп. неустойки и 2 500 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.01.2009 отменено, принят новый судебный акт, в части расторжения государственного контракта N 103 от 26.03.2008 "на выполнение работ по капитальному ремонту", заключенный между агентством образования администрации Красноярского края (переименовано в Министерство образования и науки Красноярского края) г. Красноярск) и обществом с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" (г. Красноярск) отказано, с общества с ограниченной ответственностью "Торгово-строительная компания "ПАРК" (г. Красноярск) в пользу Министерства образования и науки Красноярского края (г. Красноярск) взыскано 18 843 руб. 41 коп. неустойки.
01.07.2009 истцом был составлен акт о неявке представителей ответчика на приемку выполненных работ по государственному контракту от 26.03.2008 на основании письма N 27 от 29.06.2009 направленного истцом ответчику с просьбой направить представителя ответчика для приемки выполненных работ 01.07.2009 в 14 час. 00 мин.
Ссылаясь на то, что работы по государственному контракту от 26.03.2008 выполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании 377 444 руб. 03 коп. задолженности по оплате выполненных работ.
Ответчик исковые требования не признал, в письменном отзыве на иск указал, что допущенные истцом при выполнении работ недостатки входной пластиковой двери не были устранены истцом, поскольку пластиковая дверь, соответствующая требованиям пожарной безопасности стоимостью 34 500 руб. была куплена 04.05.2009 по договору N 2/05-О купли-продажи между КГОУ "Ачинский детский дом N1" и ООО "ВИП-континент" и установлена взамен установленной истцом.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Заключенный сторонами государственный контракт N 103 от 26.03.2008 по своей правовой природе является договором строительного подряда. Следовательно, правоотношения сторон регламентированы главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде.
В соответствии со статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1.2. государственного контракта подрядчик обязуется в установленный срок выполнить собственными силами работы по капитальному ремонту здания краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ачинский детский дом N 1", расположенного по адресу: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, д. 31, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить.
Согласно пункту 2.1. государственного контракта сроки начало выполнения работ: с момента подписания государственного контракта, окончание выполнения работ: 31.07.2008.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Согласно пункту 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В разделе 6 государственного контракта стороны согласовали порядок сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому истец обязан известить ответчика о готовности результата выполненных работ, а ответчик обязан приступить к приемке результата выполненных работ. Приемка выполненных работ оформляется актом приемки выполненных работ (этапов выполненных работ) и подписывается сторонами и представителями иных заинтересованных лиц, входящих в соответствующую комиссию, и утвержденным заказчиком.
Ответчик неоднократно приглашался истцом на приемку результата работ, также ему направлялись акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ на сумму 377 444 руб. 03 коп.
В связи с отказом ответчика от подписания акта о приемке выполненных работ N 45 от 30.12.2008 и справки о стоимости выполненных работ и затрат N 45 от 11.12.2008, они подписаны истцом и директором КГОУ "Ачинский детский дом N 1".
Как следует из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании, причиной неподписания ответчиком акта о приемке выполненных работ N 45 от 30.12.2008 и справки о стоимости выполненных работ и затрат N 45 от 11.12.2008 явилось наличие претензий к установленной истцом входной пластиковой двери, поскольку она установлена в нарушение требований пожарной безопасности.
На основании пункта 7.5. государственного контракта в случае обнаружения недостатков при приемке работ либо их обнаружения в ходе работ или процессе эксплуатации объекта, подрядчик обязан по требованию заказчика и в установленные им сроки, безвозмездно устранить недостатки.
Письмом N 7 от 28.01.2009 истец гарантировал установку пластиковой двери согласно требованиям СанПин и СНип по государственному контракту N 103 от 26.03.2008.
Каких-либо доказательств, подтверждающих устранение истцом указанных недостатков, в том числе установки пластиковой двери согласно требованиям СанПин и СНиП истцом не представлено.
Замена указанной двери была произведена КГОУ "Ачинский детский дом N 1" самостоятельно за счет выделенных ему денежных средств, что подтверждается договором N 2/05-О купли-продажи с ООО "ВИП-континент", стоимость двери составила 34 500 руб.
Других претензий по выполненным работам, объему, качеству и цене ответчик не заявил, уважительных причин не подписания акта в материалы дела не представил.
Результат работ фактически находится во владении и пользовании КГОУ "Ачинский детский дом N 1", поэтому стоимость работ подлежит оплате.
В соответствии с частью 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Согласно пункту 3.2. государственного контракта оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в течение 15 банковских дней по факту выполнения работ после подписания форм КС-2, КС-3.
Поскольку материалами дела подтверждается факт выполнения истцом во исполнение государственного контракта работ на сумму 342 944 руб. 03 коп. (377 444 руб. 03 коп. согласно акту о приемке выполненных работ N 45 от 30.12.2008 за вычетом 34 500 руб. стоимости установленной КГОУ "Ачинский детский дом N1" входной пластиковой двери), доказательств оплаты работ ответчиком не представлено, то исковые требования подлежат удовлетворению в указанной сумме.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал правильную оценку всем доводам ответчика и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" июля 2009 года по делу N А33-3938/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Т.С. Гурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3938/2009
Истец: ООО "Торгово-строительная компания "ПАРК"
Ответчик: Министерство образования и науки Красноярского края