А74-1751/2009
г. Красноярск
"18" сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от ответчика (МИФНС N 1 по Республики Хакасия): Детиной В.Ю., представителя по доверенности от 11.01.2009,
от ответчика (УФНС по Республики Хакасия): Керн И.А., представителя по доверенности от 28.01.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надим"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "08" июля 2009 года по делу N А74-1751/2009, принятое судьей Колосовой Л.А.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НАДИМ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция, ответчик) о признании незаконным решения от 29.12.2008 N 62 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - управление, ответчик) о признании незаконным решения от 06.03.2009 N 32 о рассмотрении апелляционной жалобы.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.07.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение инспекции от 29.12.2008 N 62 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить штраф в сумме 39 925 рублей; признано незаконным решение управления от 06.03.2009 N 32 в части утверждения решения инспекции от 29.12.2008 N 62 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить штраф в сумме 39 925 рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 08.07.2009 не согласно по следующим основаниям:
- факт пропуска срока представления запрашиваемых документов на 18 дней не помешал провести контрольные мероприятия;
- по результатам проверки не установлено каких-либо нарушений;
- судом не учтены характер совершенного правонарушения и не дана оценка соразмерности наказания допущенному нарушению;
- ущерб бюджету не причинен, правонарушение совершено впервые.
Инспекция и управление представили отзывы на апелляционную жалобу, в котором решение от 08.07.2009 считают законным и обоснованным.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "НАДИМ" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.05.1999 Регистрационной палатой администрации города Абакана (регистрационный номер 3603), о чем 05.11.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900529860.
Общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия.
На основании решения инспекции от 27.06.2008 N 63 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой 27.11.2008 составлен акт N 62.
Уведомлением от 27.11.2008 N ВС 18-19/25803 общество вызвано на 10 часов 23.12.2008 в инспекцию для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Уведомление получено директором общества Набирухиной О.А. 27.11.2008.
Уведомлением от 23.12.2008 N НФ 18-19/28008@ общество вызвано на 16 часов 29.12.2008 в инспекцию для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и принятия решения о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении к налоговой ответственности). Уведомление получено директором общества Набирухиной О.А. 23.12.2008.
Заместителем начальника инспекции в отсутствие руководителя (представителя) общества рассмотрены материалы выездной проверки, а также представленные возражения общества от 23.12.2008, принято решение от 29.12.2008 N 62 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 79 200 рублей.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в управление с апелляционной жалобой.
Решением Управления от 06.03.2009 N 32 решение инспекции от 23.12.2008 N 62 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решениями ответчиков, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя частично заявленные обществом требования и признавая незаконным решение инспекции от 29.12.2008 N 62 и решение управления от 06.03.2009 N 32 в части предложения уплатить штраф в сумме 39 925 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, применил в качестве смягчающего ответственность обстоятельства тяжелое финансовое положение общества и снизил размер штрафа в два раза до 39 275 рублей. Наличие указанного смягчающего обстоятельства и размер штрафа налоговым органом не оспаривается.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что факт пропуска срока представления запрашиваемых документов на 18 дней не помешал провести контрольные мероприятия; по результатам проверки не установлено каких-либо нарушений; судом не учтены характер совершенного правонарушения и не дана оценка соразмерности наказания допущенному нарушению; ущерб бюджету не причинен, правонарушение совершено впервые.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными в силу следующего.
Решением инспекции от 29.12.2008 N 62 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 79 200 рублей. Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, что влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков.
В силу пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Из содержания изложенных норм права следует, что ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, установлена в пункте 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения реализации налоговым органом своих полномочий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, то есть ответственность наступает за факт непредставления в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, независимо от наступивших от этого последствий, в том числе, возникновение препятствий в проведении проверки, причинение ущерба бюджету и т.д.
Поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленный публично-правовой порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля; ответственность за совершенное обществом правонарушение наступает независимо от наличия (отсутствия) каких-либо последствий, то обстоятельства, которые приводит общество в апелляционной жалобе: факт пропуска срока представления запрашиваемых документов на 18 дней не помешал провести контрольные мероприятия; по результатам проверки не установлено каких-либо нарушений; ущерб бюджету не причинен, правонарушение совершено первые, не могут быть применены судом апелляционной инстанции в качестве смягчающих ответственность общества за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы общества о том, что судом не учтены характер совершенного правонарушения и не дана оценка соразмерности наказания допущенному нарушению, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку размер штрафа снижен судом первой инстанции в два раза в соответствии со статьям 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации и на основании полного и всестороннего исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. согласно квитанции от 05.08.2009 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предприятие.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "08" июля 2009 года по делу N А74-1751/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1751/2009
Истец: ООО "НАДИМ"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3484/2009