А33-10314/2009
г. Красноярск
30 сентября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,
при участии представителей:
от заявителя (администрации г. Ачинска) - Бердышева А.Л., по доверенности от 27.07.2009 N 01-17-029;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Хантемировой А.Р. по доверенности от 10.04.2009 N 27;
от общества с ограниченной ответственностью "НБС-Сибирь" - Маркевич И.В., по доверенности от 29.04.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ачинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года по делу N А33-10314/2009, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
администрация г. Ачинска (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 12.05.2009 N 166.
Дело рассмотрено с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика - общества с ограниченной ответственностью "НБС-Сибирь" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что в нарушение требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и требований аукционной документации об обеспечении заявки на участие в аукционе обществом не был представлен документ или его копия, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. Платежное поручение от 16.04.2009 N 119 в составе заявки общества не подтверждает внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, поскольку в поле "списано со счета плательщика" отсутствует дата списания денежных средств со счета плательщика.
Администрация считает, что факт внесения денежных средств, установленный судом первой инстанции, не имеет правового значения, так как фактическая оплата обеспечения заявки на участие в торгах без приложения к заявке документов, подтверждающих указанное обстоятельство и его своевременность, не может являться основанием допуска к участию в торгах.
Заявитель указывает на нарушение антимонопольным органом части 3 статьи 60 Закона о размещении заказов, поскольку жалоба общества поступила в управление 29.04.2009, а рассмотрена только 12.05.2009.
По мнению администрации, в нарушение статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 60 Закона о размещении заказов антимонопольным органом к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ачинский транспорт", являвшееся участником аукциона, права и обязанности которого затрагиваются в результате принятия решения от 12.05.2009 N 166.
Также администрация полагает, что управление направило решение от 12.05.2009 N 166 в адрес заявителя с нарушением срока, предусмотренного частью 8 статьи 60 Закона о размещении заказов, только 18.05.2009.
Представители общества и управление в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статей 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство общества о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии письма заместителя руководителя управления о принятии жалобы N 166 к рассмотрению от 04.05.2009 N 4578, копии письма заместителя руководителя управления об отложении рассмотрения жалобы N 166 от 08.05.2009 N 4997, копии конверта.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрацией был объявлен открытый аукцион на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему содержанию автодорог в границах города Ачинска, аукционной документацией предусмотрено обеспечение заявки на участие в аукционе в сумме 348 432 рублей 90 копеек.
Согласно протоколу рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе от 22.04.2009 N 73 аукционная комиссия администрации отказала обществу в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием его заявки условиям аукционной документации по причине отсутствия в платежном поручении отметки банка в поле "Списано со счета плательщика", подтверждающей внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки.
Комиссией управления по контролю в сфере размещения заказов по результатам рассмотрения жалобы общества на действия аукционной комиссии администрации при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе принято решение от 12.05.2009 N 166, которым комиссия управления признала действия аукционной комиссии администрации нарушающими положения пункта 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 36 Закона о размещении заказов.
Администрация оспорила решение антимонопольного органа в судебном порядке, полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 57 Закона о размещении заказов участник размещения заказа вправе подать жалобу на действия (бездействие) аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.
Согласно пунктам 4.1.6, 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 15.12.2006 N 324, к полномочиям территориального антимонопольного органа, в том числе относится контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией либо конкурсной, аукционной, котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о размещении заказов под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 данного закона.
Документация об аукционе согласно статье 34 Закона о размещении заказов разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом и должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, и условия допуска участника к аукциону.
Из части 1 статьи 35 Закона о размещении заказов следует, что для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов, в том числе документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (часть 2 статьи 35 Закона о размещении заказов).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при размещении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в документации об аукционе.
Судом установлено, что документация об аукционе содержит требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в данном аукционе в размере 348 432 рублей 90 копеек. В качестве документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к аукциону, указаны "документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копия такого поручения)".
При подаче заявки на участие в аукционе обществом представлено платежное поручение от 16.04.2009 N 119 на сумму 348 432 рубля 90 копеек с отметкой банка "проведено" 16.04.2009.
В ходе судебного разбирательства третьим лицом представлена выписка банка с лицевого счета, подтверждающая списание указанной суммы со счета плательщика по платежному поручению от 16.04.2009 N 119.
Таким образом, материалами дела подтверждается выполнение обществом требования, изложенного в аукционной документации о внесении 16.04.2009 на счет заявителя 348 432 рублей 90 копеек в качестве обеспечения заявки.
Администрация в обоснование отказа аукционной комиссии в допуске заявки общества к участию в аукционе ссылается на отсутствие в платежном поручении реквизитов в поле "списано со сч. плат".
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального Банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, 3.8. при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
В представленном обществом с заявкой на участие в аукционе платежном поручении N 119 от 16.04.2009 имеется отметка банка "проведено" с указанием даты и подписи ответственного лица банка. Какие-либо иные отметки, которые в соответствии с вышеназванным Положением свидетельствовали ли бы о помещении платежного поручения в картотеку либо о его частичной оплате, в платежном поручении N 119 от 16.04.2009 отсутствуют.
Значение для решения вопроса о соответствии заявки на участие в аукционе требованию об ее обеспечении имеет реальность и своевременность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, а не правильность оформления платежного поручения при наличии других доказательств, подтверждающих факт внесения денежных средств. Аукционная комиссия при наличии платежного поручения о внесении денежных средств в обеспечение заявки на участие в аукционе должна была убедиться в поступлении денежных средств на соответствующий счет администрации.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что аукционная комиссия администрации не имела оснований не допускать общество к участию в аукционе, поэтому антимонопольный орган обоснованно решением от 12.05.2009 N 166 признал действия аукционной комиссии администрации нарушающими положения пункта 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 36 Закона о размещении заказов.
Администрация считает, что в нарушение статьи 42 Закон о защите конкуренции, статьи 60 Закона о размещении заказов антимонопольным органом к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ачинский транспорт", являвшееся участником аукциона, права и обязанности которого затрагиваются в результате принятия решения от 12.05.2009 N 166.
Между тем, ссылка заявителя на статью 42 Закона о защите конкуренции является ошибочной, так как порядок рассмотрения жалоб на действия аукционной комиссии при отсутствии фактов нарушения законодательства о защите конкуренции, регулируется Законом о размещении заказов.
Процедура, порядок и сроки рассмотрение по существу жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии установлены статьей 60 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о размещении заказов после подачи жалобы на действия (бездействие) в том числе аукционной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.
Антимонопольный орган не представил доказательства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципального унитарного предприятия "Ачинский транспорт" о поступлении жалобы общества на действия аукционной комиссии.
Однако данное обстоятельство не повлекло принятие антимонопольным органом неправильного решения.
Частью 3 статьи 60 Закона о размещении заказов установлено, что органы, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В силу части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 данной статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 указанного закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 60 Закона о размещении заказов органы, указанные в части 1 данной статьи, в течение трех рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных частью 6 этой же статьи, направляют участнику размещения заказа, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, участникам размещения заказа, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, и размещают сведения о вынесенных решении, предписании на официальном сайте.
Судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела дополнительные доказательства, исследовав которые, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно оттискам почтового штемпеля на почтовом конверте, представленном в подтверждение направления жалобы третьим лицом в антимонопольный орган, она направлена 30.04.2009 и поступила в отделение почтовой связи по месту нахождения управления 03.05.2009.
Письмом от 04.05.2009 N 4578 о принятии жалобы N 166 ее рассмотрение назначено на 08.05.2009 в 09 часов 30 минут.
В соответствии с письмом от 08.05.2009 N 4887 об отложении рассмотрения жалобы N 166 в связи с неявкой представителей заказчика управлением принято решение об отложении рассмотрения жалобы на 12 мая 2009 года в 11 часов 00 минут. Таким образом, отложение рассмотрения жалобы было вызвано объективными причинами.
Таким образом, довод заявителя о нарушении антимонопольным органом сроков рассмотрения жалобы общества, предусмотренных частью 3 статьи 60 Закона о размещении заказов, является необоснованным.
Ссылка администрация на то, что управление направило решение от 12.05.2009 N 166 в адрес заявителя с нарушением срока, предусмотренного частью 8 статьи 60 Закона о размещении заказов, только 18.05.2009, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанное нарушение не является существенным, администрация не указала, каким образом данное нарушение нарушило права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной инстанции считает, что данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Суд обоснованно указал, что оспариваемое заявителем решение, вынесенное антимонопольным органом, соответствует нормам действующего законодательства о размещении заказов и не нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного Третий арбитражный апелляционный суд считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2009 года по делу N А33-10314/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.М. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10314/2009
Истец: Администрация г.Ачинска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "НБС-Сибирь"
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-859/10
28.01.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-859/10
07.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-10314/2009
30.09.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3692/2009