А69-478/2009
г. Красноярск
"02" октября 2009 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" октября 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" июля 2009 года по делу N А69-478/2009-3, принятое судьей Донгак Ш.О.,
при участии в судебном заседании:
от прокурора: Кулябовой Ю.А., на основании поручения и служебного удостоверения,
установил:
первый заместитель прокурора Республики Тыва (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (далее - министерство, ответчик) о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Дело рассмотрено с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Жилье" (ООО "Жилье").
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, прокурор обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что размер и основания уплаты разового платежа должны соответствовать ст. 40 Закона о недрах, что не соблюдено в оспариваемом соглашении; внесение разового платежа в связи с получением лицензии является платой за выдачу лицензии, не установленной законом.
Определением от 03.09.2009 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилье". Назначено судебное заседание по рассмотрению дела на 28 сентября 2009 года.
Министерство и ООО "Жилье" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.09.2009 в 09 час. 40 мин.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 05.11.2008 N 88 обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" выдана лицензия от 05.11.2008 N КЗЛ 00009 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением и видами работ по добыче глины для производства кирпича.
Неотъемлемой частью лицензии является приложение N 1 - лицензионное соглашение от 05.11.2008, подписанное Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Жилье".
Согласно абзацу 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 за пользование недрами предусматривается разовый платеж в размере 5 000 рублей.
Посчитав указанный пункт лицензионного соглашения незаконным, установленным с нарушением требований ст. 40 Закона "О недрах", прокуратура обратилась в суд с соответствующим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не привлек к участию в деле одну из сторон оспариваемой сделки - общество с ограниченной ответственностью "Жилье" в целях соблюдения его прав и законных интересов, поскольку судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права.
В соответствии с подпунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. При отмене решения по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При рассмотрении дела по правилам первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Задачами судопроизводства в арбитражных судах является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008, подписанного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью "Жилье", и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, а также иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 (в редакции, действовавшей в спорный период) Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Из содержания изложенных норм права и лицензионного соглашения от 05.11.2008 (л.д. 14-16) следует, что лицензионное соглашение является сделкой (договором).
Таким образом, прокурор правомерно обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно части 1 статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Статьей 39 Закона о недрах установлена система платежей при пользовании недрами. Так, при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что пользователи недр уплачивают платежи, предусмотренные статьей 39 Закона о недрах, и (или) иные платежи, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Статьей 40 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (см. абз.1).
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами ( см. абз. 5).
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации ( см. абз. 7).
Из содержания статьи 40 Закона о недрах следует, что обязанность пользователя недр по уплате разовых платежей за пользование недрами возникает при наступлении определенных событий, не зависящих от воли владельца лицензии, которые должны быть оговорены в лицензии.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" выдана лицензия от 05.11.2008 N КЗЛ 00009 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением и видами работ по добыче глины для производства кирпича (л.д. 13). В лицензии указано, что неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие документы:
1) лицензионное соглашение между ООО "Жилье" и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва (приложение N 1);
2) топоплан участка (приложение N 2);
3) выписка из постановления администрации г. Кызыл N 1808 от 07.10.2005 (приложение N 3);
4) Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 05.11.2008 N 115 "О предоставлении лицензии на право добычи _" (приложение N 4).
Абзацем 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 установлен разовый платеж в размере 5 000 руб., который вносится в течение трех месяцев со дня получения лицензии.
На основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 30.12.2008 N 125-1 по представлению прокуратуры Республики Тыва внесены изменения в лицензионные соглашения лицензий на право пользования недрами, выданных в 2008 году (согласно приложению), в том числе, лицензии, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Жилье", N КЗЛ 00009 ТЭ от 05.11.2008.
Согласно внесенным изменениям пункт 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 изложен в следующей редакции: разовый платеж составляет 5 000 руб. и вносится при условии начала разработки месторождения общераспространенного полезного ископаемого или достижения уровня добычи 10% от среднегодовой добычи общераспространенного полезного ископаемого и вносится в течение 3-х месяцев со дня получения лицензии.
На основании указанного Приказа между министерством и обществом с ограниченной ответственностью "Жилье" 15.01.2009 подписано лицензионное соглашение, в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в п. 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008, являющегося приложением N 1 к лицензии КЗЛ 00009 ТЭ. Данное лицензионное соглашение содержит штамп "зарегистрировано 15.01.2009. N 9-доп" за подписью уполномоченного Регистратора Сат Ю.Д.
Таким образом, в лицензии КЗЛ 00009 ТЭ от 05.11.2008, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Жилье", оговорены события, в связи с наступлением которых возникает обязанность пользователя недр уплачивать спорный платеж, в связи с чем, оспариваемый п. 5.1 лицензионного соглашения соответствует ст. 40 Закона о недрах.
Довод прокурора о том, что министерством не обоснован размер разового платежа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 40 Закона о недрах минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Пунктом 2 Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232, предусмотрено, что Методика определяет принципы расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, содержащих полезные ископаемые (далее - стартового размера разового платежа за пользование недрами), и предназначена для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями.
В соответствии с абзацем 3 статьи 40 Закона о недрах окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94, то есть после подписания лицензионного соглашения от 15.01.2009.
Таким образом, на момент подписания лицензионного соглашения от 05.11.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) и определения в п. 5.1 размера разового платежа за пользование недрами в сумме 5 000 руб., порядок определения размера разового платежа за пользование недрами нормативно урегулирован не был.
Поскольку лицензионное соглашение имеет правовую природу договора, то установление размера разового платежа за пользование недрами в п. 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) в отсутствие нормативно урегулированного порядка определения размера разового платежа по соглашению сторон не противоречит действующему законодательству.
При этом, довод прокурора о необходимости установления минимального (стартового) размера разового платежа не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации подлежит отклонению, поскольку доказательств предоставления участков недр в пользование по итогам проведения конкурса или аукциона в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований прокурора о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" июля 2009 года по делу N А69-478/2009-3 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требования о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 05.11.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва возвратить полученную по лицензионному соглашению денежную сумму ООО "Жилье" в размере 5 000 руб. за оплату разового платежа отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-478/2009-3
Истец: Прокуратура Республики Тыва
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва
Третье лицо: Прокуратура Красноярского края, ООО "Жилье"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2009 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3282/2009