г. Владивосток |
Дело N А51-8477/2007 12-22 |
05 АП - 273/2008
04 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 01 июля2008 г., постановление в полном объеме изготовлено 04 июля2008 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.А. Скрипки
судей: А.С. Шевченко, Л.Ю. Ротко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н.Н. Ямщиковой
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Збань И.В., удостоверение N 1211 от 12.10.2004 г., доверенность NД-350/07 от 16.11.2007 г.
от ответчиков:
от Департамента финансов Приморского края Стубило А.Г., удостоверение N 3170, доверенность N 17 от 25.04.2008 г.
от Министерства финансов Российской Федерации Шеренговая О.В., удостоверение N 250201 от 25.12.2007 г., доверенность N 20-11-29/22 от 21.01.2008 г.
от Управления федерального казначейства по Приморскому краю Шеренговая О.В., удостоверение N 250201 от 25.12.2007 г., доверенность N 20-11-29/22 от 21.01.2008 г.
от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом
от Администрации Приморского края не явились, извещены надлежащим образом
от Департамента социальной защиты населения Приморского края не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 28 апреля 2008 г. по делу N А51-8477/2007 12-22
Арбитражного суда Приморского края судьи Перязевой Н.В.
по иску Открытого акционерного общества "Аэрофлот - Российские авиалинии"
к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Приморского края, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края
о взыскании 592 560 рублей
установил:
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее ОАО "Аэрофлот") обратилось в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Приморского края, Управлению федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края о взыскании 592 560 рублей убытков, причиненных отказом ответчиков от возмещения расходов по оплате проезда гражданам-инвалидам и лицам, их сопровождающим, имеющим право на льготу в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в период с июля 2004 г. по октябрь 2004 г.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, уменьшив их размер до 570 057,50 рублей стоимости проезда за период с 01 августа по 31 декабря 2004 г.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2008 г. уточненные исковые требования частично удовлетворены с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны взыскано 538 057, 50 рублей убытков.
Обжалуя решение суда, Управления федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по ПК) просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В апелляционной жалобе УФК по ПК указывало, что в статье 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено право инвалидов всех категорий на 50%-ую скидку при оплате проезда на воздушном транспорте, но источник финансирования средств на компенсацию указанной льготы не определен.
Кроме того, заявитель полагает, что суд неправильно толкует статью 72 Конституции Российской Федерации и статьи 7, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие расходные полномочия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по предоставлению льгот гражданам по оплате указанных услуг и порядку их компенсации в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Заявитель указал на пропуск истцом срока исковой давности, а также на недоказанность размера суммы, подлежащей взысканию.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Также заявитель указал на неправомерность включения в расчет стоимости авиабилетов на имя Абдуллина И.Р. (инвалид) и Абдуллиной Г.Ф. (сопровождающий), поскольку право на льготный проезд данных лиц не подтверждено Управлением социальной защиты населения Администрации Приморского края.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобе возразил, считал состоявшееся по делу решение суда законным и обоснованным. Предоставил в материалы дела письменный отзыв на жалобу.
Представитель Департамента финансов Приморского края доводы апелляционной жалобы опроверг, решение суда первой инстанции счел законным и обоснованным. Письменный отзыв на жалобу не представил.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Администрации Приморского края, Департамента социальной защиты населения Приморского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, письменные отзывы на жалобу не представили.
Администрация Приморского через канцелярию суда в материалы предоставило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 1, 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения суда в силу следующих обстоятельств:
В соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляются льготы по оплате проезда на междугородных линиях воздушного и других видах транспорта.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам Российской Федерации. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения.
Действие вышеуказанного порядка постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 г. N 80 распространено на 2004 г.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что средства на реализацию льгот, установленных федеральным законом, относятся к средствам федерального бюджета.
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ и статьи 6 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.1999 N 119-ФЗ, разделение полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Согласно Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, действующим в спорный период, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетных уровней.
Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Материалами дела подтверждается, что объем выделенных из федерального бюджета средств не покрывает фактические расходы ОАО "Аэрофлот" на предоставление в 2004 году льгот по проезду, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу, что возложение судом первой инстанции ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации отвечает положениям статьи 16, пункта 4 статьи 214, статей 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 г., в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Суд первой инстанции правильно определил финансовый орган, в лице которого должны быть удовлетворены требования к Российской Федерации. Поскольку составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей в соответствии со статьями 165-167,171 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
Исходя из этого, Министерство финансов Российской Федерации имело реальную возможность предусмотреть дополнительные средства с учетом возможности изменения объема предоставленных услуг по проезду лиц, имеющих право на льготы по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Судебная коллегия отклоняет, как несоответствующий имеющимся в материалах дела документам, довод заявителя жалобы о включении в расчет взыскиваемой суммы стоимость авиабилетов на Миренкова Сергея Аркадьевича и Бояриновой Ольги Андреевны на сумму 37 500 рублей.
Довод заявителя о пропуске исковой давности также отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Истцом предъявлена ко взысканию стоимость проезда граждан, имеющих право на льготу, за период с 01 августа по 31 декабря 2004 год.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Срок исполнения расходных обязательств наступает по истечению финансового года.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав составляет три года.
Исковое заявление ОАО "Аэрофлот" подало в суд 27.07.2007 г., то есть в пределах установленного законом срока.
Судебная коллегия отклоняет, как противоречащий материалам дела довод заявителя о том, что истцом в расчете суммы, подлежащей взысканию, дважды учтена стоимость авиабилетов на имя Шайганова Никиты Ирокезовича и Шайгановой Надежды Александровны.
В материалах дела имеются копии авиабилетов на указанных лиц, в которых обозначены номера двух рейсов N 726 и N 725 по направлениям Владивосток - Москва и Москва - Владивосток соответственно (том 3, листы дела 23, 32). В реестре льготных перевозок на рейсах ОАО "Аэрофлот" за декабрь 2004 года истец указал стоимость данных билетов в строках 1, 2, 14, 15. (том 3, лист дела 21).
Несостоятельным является довод заявителя о неправомерном включении в расчет стоимости авиабилета на имя Абдуллина И.Р. (инвалид) и Абдуллиной Г.Ф. (сопровождающий), поскольку право на льготный проезд данных лиц не подтверждено Управлением социальной защиты населения Администрации Приморского края.
Суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку данному доводу, указав, что в силу статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, граждане имеют право на дополнительные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования и вправе по своему усмотрению выбирать учреждения для получения данных услуг и источник их финансирования.
В связи, с чем истцом обоснованно в качестве подтверждения права на льготный проезд ребенка-инвалида Абдуллина Э.Р. и его сопровождающего Абдуллиной Г.Ф. представлено направление на лечение, выданное Клиникой функциональной медицины ООО "Манус".
Несостоятелен довод заявителя апелляционной жалобы в части не подтверждения истцом объема предоставленных в спорный период льгот, поскольку факт предоставления льгот подтвержден копиями удостоверений инвалидов, справками медико-социальной экспертизы, другими медицинским справками, листами талонов на право получения проездных билетов бесплатно, купонами авиабилетов, реестрами инвалидов.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд счел, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя не нашли своего объективного подтверждения.
Нарушений, влекущих отмену судебного акта, из материалов дела не усматривается, в силу чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2008 г. по делу N А51-8477/2007 12-22 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8477/2007
Истец: ОАО "Аэрофлот"
Ответчик: МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Департамент финансов Администрации ПК, Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, Администрация Приморского края