г. Владивосток |
|
18 июля 2008 г. |
Дело N А51-1968/2008 33-54 |
05АП-407/2008
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "08" июля 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "18" июля 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии в заседании:
от ОАО "Городские тепловые сети": юрисконсульт Лобашова А.В. по доверенности N 48 от 03.12.2007 со специальными полномочиями сроком на 3 года;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Склярова А.С. по доверенности со специальными полномочиями б/н от 28.11.2007 сроком на 1 год, удостоверение N 4 от 04.10.2007;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2008 по делу N А51-1968/2008 33-54, принятое судьей А.А. Фокиной
по заявлению открытого акционерного общества "Городские тепловые сети"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Городские тепловые сети" (далее - "заявитель" или "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - "административный орган" или "Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю") о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 29.01.2008 N 5142 "О назначении административного наказания".
Решением от 26.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, Общество просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, административным органом при проведении проверки нарушены статьи 7,9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что Общество, являясь теплоснабжающей организацией, обязано осуществлять производственный контроль за качеством горячей воды и принимать необходимые меры по недопущению нарушений санитарных норм и правил, заявитель считает неверным, поскольку обязанности, указанные в пункте 4.32, 4.6 СанПиН 4723-88, утвержденных заместителем министра здравоохранения СССР Главным государственным санитарным врачом СССР 15.11.1988, не могут быть возложены на Общество, которое не является теплоснабжающей организацией, а системы отопления не входят в зону эксплуатации Общества.
Протоколов об отборе проб горячей воды, предусмотренных статьей 27.10 КоАП РФ, административным органом не представлено, а результаты лабораторных исследований воды не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Роспотребнадзора по Приморскому краю в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Во исполнение вынесенного Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю предписания N 1276 от 26.11.2007 о проведении лабораторных исследований (испытаний) сотрудником ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" в 12.02.2007 произведен отбор проб горячей воды централизованного водоснабжения по следующим адресам в г. Владивостоке: ул. Тобольская, д. 25 и 29, ул. Котельникова, д. 7 и 16, ул. Шилкинская, д. 6, что зафиксировано соответствующими актами отбора проб воды. Отбор проб произведен на вводе в вышеуказанные жилые дома, а также в некоторых квартирах этих жилых домов.
В ходе лабораторных исследований проб, оформленных протоколами от 13.12.2007 N N 166, 167, 170 и 171, установлено несоответствие проб воды требованиям СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", а также СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по показателям "мутность", "цветность", "общее железо".
27.12.2007 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в отношении заявителя составлен протокол N 5142 об административном правонарушении, в соответствии с которым установлено, что Обществом как эксплуатирующей организацией нарушены санитарно-эпидемиологические требования Российской Федерации, а именно: пробы горячей воды, отобранные на вводах в жилые дома по ул. Тобольская, д. 25 и 29, ул. Котельникова д. 7 и 16, не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по органолептическим показателям (мутность от 1,72 мг/л - 5,2 мг/л при предельно допустимой концентрации 1,5 мг/л, цветность от 39,5 град. - 88, 5 град. при норме 20 град.) и по химическим показателям (фактическое содержание общего железа от 0,99 мг/л при предельно допустимой концентрации 0,3 мг/л), что не соответствует требованиям пункта 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПин 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения".
29.01.2008 Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю вынесено постановление N 5142 "О назначении административного наказания", в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением от 29.01.2008 N 5142, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 03.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01.", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24, предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
В силу указания пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Контроль за качеством промывки систем теплоснабжения и горячего водоснабжения проводится организацией, эксплуатирующей эти системы.
В соответствии с заключенным 17.10.2007 между Обществом (Арендатор) и Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (Арендодатель) договором аренды имущества N 13-06030-001-И-АР-05618-00 Общество приняло в пользование имущественный комплекс сооружений по теплоснабжению согласно приложениям NN 1,2,3 для использования в целях обеспечения его уставной деятельности по теплоснабжению г. Владивостока.
Согласно приложениям N N 2, 3 к договору аренды от 17.10.2007 в перечень движимого имузества, входящего в состав теплового хозяйства, вошли в том числе тепловые узлы по адресам: г. Владивосток, ул. Тобольская 29, и Котельникова, 7, тепловые станции по ул. Котельникова, 7, 16, 18 и ул. Тобольская, 25, 29.
В связи с этим является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, являясь теплоснабжающей организацией, в ведении которой находится имущественный комплекс сооружений по водоснабжению города Владивостока, обязано осуществлять производственный контроль за качеством горячей воды и принимать необходимые меры по недопущению нарушения санитарных норм и правил.
Между тем судом первой инстанции при проверке законности оспариваемого по настоящему делу постановления Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 29.01.2008 N 5142 "О назначении административного наказания", не учтено следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется статьями 26.5, 27.10 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ. Так процедура взятия проб и образцов предусматривает составление протокола уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых. В нем указываются сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, условия, при которых образцы и пробы получены.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27.12.2007, постановления о назначении административного наказания от 29.01.2008, событие административного правонарушения установлено Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в результате лабораторного контроля проб.
Между тем, протокол о взятии проб и образцов, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ, не составлялся. Из содержания актов отбора проб от 12.12.2007 следует, что акты составлены в отсутствие двух понятых. В графе "От представителя предприятия" указаны третьи лица. При этом присутствовавший при отборе проб мастер Панкратов В.С. законным представителем ОАО "ГТС" не является.
Оценив представленные в материалы дела акты отбора проб горячей воды централизованного водоснабжения от 12.04.2006, коллегия приходит к выводу о несоблюдении административным органом правил статей 26.5, 27.10 КоАП РФ. Соответственно, представленные административным органом результаты лабораторных испытаний, оформленные протоколами лабораторных исследований воды от 13.12.2007 N N 166, 167, 170 и 171, не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона, в связи с чем не являются доказательствами, подтверждающими наличие в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершения которого установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Поскольку административным органом не доказан в установленном законом порядке факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, то постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 29.01.2008 N 5142 "О назначении административного наказания" является незаконным. В соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
ОАО "Городские тепловые сети" при подаче апелляционной жалобы уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1 000 руб., которая подлежит возврату, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагаются государственной пошлиной, и, следовательно, государственная пошлина не уплачивается и при подаче апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2008 по делу N А51-1968/2008 33-54 отменить.
Признать незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю от 29.01.2008 N 5142 "О назначении административного наказания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Городские тепловые сети" госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 1382 от 04.06.2008.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1968/2008
Истец: ОАО "Городские тепловые сети"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере эащиты прав потребителей и благополучия человека по ПК