г. Владивосток |
|
29 июля 2008 г. |
Дело N А24-330/2008 |
05АП-488/2008
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "17" июля 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "29" июля 2008 г. на основании статьи 176 АПК РФ.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Н.В. Алфёровой, З.Д. Бац
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии в заседании:
лица участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НордКамИст" на решение Арбитражного суда Камчатской области от 19.05.2008 по делу N А24-330/2008, принятое судьёй В.И. Решетько
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НордКамИст"
к Министерству сельского хозяйства и торговли Камчатского края
заинтересованное лицо: Министерство образования и науки Камчатского края
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НордКамИст" (далее по тексту - "заявитель" или "Общество") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением к Комитету сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области о признании незаконным решения (отказа) в выдаче лицензии на право продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции от 15.10.2007 N 13/262.
10.04.2008 Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, в соответствии с которыми указывает заинтересованным лицом Министерство образования и науки Камчатского края и просит признать незаконным решение (отказ) Комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области (Министерства сельского хозяйства, продовольствия и торговли Камчатского края) от 15.10.2007 N 13/262 в переоформлении лицензии на право продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции и обязать Министерство образования и науки Камчатского края переоформить данную лицензию.
Определением от 10.04.2008 в соответствии со статьей 47 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования и науки Камчатской области.
Решением от 19.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, ООО "НордКамИст" просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что прилегающие территории к детским, образовательным и медицинским учреждениям исключены из списка мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона N 102-ФЗ).
Постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.04.2006 N 323 "Об определении прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции", которым были установлены места массового скопления граждан, включая детские, образовательные, медицинские организации согласно перечню, утратило силу и в настоящее время законодатель не определил понятия мест массового скопления граждан и критериев, по которым школы могут быть отнесены к таким местам.
Также заявитель полагает, что судом неправильно истолковано Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы заявителя в связи с невозможностью обеспечить явку в судебное заседание своих компетентных представителей ввиду их занятости в судебных заседаниях Арбитражного суда Камчатского края, а также нахождением в отпусках.
Заявленное ходатайство рассмотрено коллегией в порядке статьи 159 АПК РФ и отклонено ввиду отсутствия объективной необходимости отложения дела слушанием. В заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края не указывает на необходимость представления каких-либо дополнительных доказательств по делу либо дачи дополнительных пояснений. В связи с достаточностью представленных в материалах дела доказательств и отсутствием необходимости в личном участии представителя Министерства сельского хозяйства, продовольствия и торговли Камчатского края в судебном заседании, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства сельского хозяйства, продовольствия и торговли Камчатского края.
Заинтересованное лицо - Министерство образования и науки Камчатского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда считает законным и обоснованным, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно материалам дела Обществу Комитетом сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области выдана лицензия N 236-К от 26.05.2006 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции.
05.09.2007 Общество обратилось в Комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области с заявлением о выдаче (переоформлении) лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
Письмом от 15.10.2007 N 13/262 Комитет отказал заявителю в переоформлении лицензии со ссылкой на статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", указав на то, что расстояние от объекта торговли - входа в магазин "Марс" до границ земельного участка школы N 31 составляет 9, 0 метров.
Полагая решение (отказ) N 13/262 от 15.10.2007 Комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области (Министерства сельского хозяйства и торговли Камчатского края) от 15.10.2007 N 13/262 в переоформлении лицензии на право продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях.
В силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 16 Федерального закона ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 такого Порядка, установленного постановлением Администрации Камчатской области от 30.12.2005 N 522, прилегающей территорией признается определяемая органами местного самоуправления зона в метрах от границ земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности.
Согласно пункту 1 Постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.02.2007 N 351 прилегающей территорией, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определено расстояние от границ земельных участков мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности до объектов торговли - не менее 30 метров, до объектов общественного питания - не менее 20 метров.
При этом довод заявителя о том, что детские и образовательные учреждения не отнесены Федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации к местам массового скопления граждан, в связи с чем у Комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области отсутствовали правовые основания для отказа в переоформлении Обществу лицензии, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
В силу прямого указания пунктов 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях
При этом Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ не установлено, что перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, установленный вышеуказанным Федеральным законом является исчерпывающим. Это следует также из предоставленных данным Федеральным законом органам местного самоуправления полномочий по определению прилегающих к местам массового скопления территорий.
То обстоятельство, что перечень таких мест массового скопления нормативным правовым актом Камчатской области до настоящего времени не утвержден, в данном случае значения не имеет, поскольку, как обоснованно пришел к выводу арбитражный суд первой инстанции, принимая во внимание специфику правоотношений по государственному регулированию и лицензированию оборота алкогольной продукции, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 09.04.2002 N 68-О, которая верно истолкована судом, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в данном случае в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В спорном случае школу N 31 можно отнести к местам массового скопления граждан, поскольку в ней по информации Министерства образования и науки Камчатского края обучается 530 человек, в том числе 230 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, что составляет более 60% от общей численности обучающихся.
Согласно имеющимся в материалах дела письмам Комитета по управлению имуществом городского округа от 01.10.2007 N 8752/5, от 08.04.2008 N 5391/5, кадастровому плану земельного участка, подготовленного Управлением Роснедвижимости по Камчатской области от 24.07.2007 N 02-01/07-1784, расстояние от объекта торговли - входа в принадлежащий заявителю магазин "Марс", где Обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, до границ земельного участка школы N 31 составляет 9, 00 метров, то есть менее 30 метров, установленных постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.02.2007 N 351.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что судом не дана объективная оценка справке Комитета по управлению имуществом от 07.03.2006, определяющая расстояние в 24 метра от входа в магазин до границы земельного отвода, коллегией не принимается как несостоятельный, поскольку указанная справка была предметом оценки арбитражного суда первой инстанции и не принята им во внимание, так как определенное в ней расстояние (24 метра) составило менее 30 метров, установленных пунктом 1 постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.02.2007 N 351 "Об определении прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".
Данные справки Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений от 14.06.2005 о нахождении объекта торговли на расстоянии 45 метров от территории школы, на которую ссылается заявитель апелляционной жалобы, коллегией также не принимаются, поскольку не соответствуют обстоятельствам, содержащимся в более поздних документах, а именно письмах Комитета по управлению имуществом городского округа от 01.10.2007 N 8752/5, от 08.04.2008 N 5391/5, и в кадастровом плане земельного участка, подготовленного Управлением Роснедвижимости по Камчатской области 24.07.2007 N 02-01/07-1784. При этом в справке Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений от 14.06.2005 N 15-1386/12 указано на нахождение объекта торговли на расстоянии 45 метров от территории школы N 31, из чего не ясно, имеется ли ввиду в данном случае сама школа или границы земельного участка этой школы, как того требует постановление главы Петропавловск-Камчатского городского от 28.02.2007 N 351, определяющее понятие прилегающей территории.
С учетом изложенного, коллегия полагает, что арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области (Министерства сельского хозяйства и торговли Камчатского края) в переоформлении лицензии на право продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции является правомерным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 19.05.2008 по делу N А24-330/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатской области.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-330/2008
Истец: ООО "НордКамИст"
Ответчик: Комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области г. П-Камчатский (Министерство сельского хозяйства и торговли Камчатского края)
Третье лицо: Министерство образования и науки Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-488/2008