г. Владивосток
11 августа 2008 г. |
Дело N А59-1926/08-С15 05АП-873/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.07.2008. Полный текст изготовлен 11.08.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей О.Ю. Еремеевой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Гуцалюк
при участии
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Транспортная компания" на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 04.07.2008 года по делу N А59-1926/08-С15, принятое судьей А.И. Белоусовым, по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России к Открытому акционерному обществу "Транспортная компания" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России (далее по тексту - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Транспортная компания" (далее по тексту - ОАО "Транспортная компания", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 04.07.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обжалуя решение суда, общество просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что судом не учтено то обстоятельство, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела замечания, выявленные в ходе проведения проверки, были устранены ОАО "Транспортная компания" в срок до 10.07.2008, установленный Управлением в предписании от 02.06.2008 N 22. В период с 16.06.2008 по 27.06.2008 механик Осипов С.В. и диспетчер Сивкович Т.Г. прошли специальную подготовку и были аттестованы; заключен договор с медицинским учреждением на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
В то же время, заявитель жалобы указал, что выводы Управления о допущенных нарушениях режима труда и отдыха водителей, а также организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку согласно путевым листам N 135 и N 136 водитель Аскеров Г.А. отработал с 01.05.2005 по 14.05.2008 64,5 час. при норме 90 час. Спидометры автомобилей отремонтированы согласно приказу N 34 от 27.05.2008. Техническое обслуживание автобусов проводится на основании графика, составленного в соответствии с нормами пробега автобусов.
При этом, общество указало, что Управлением было допущено нарушение, выразившееся в отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки выполнения обществом лицензионных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
ОАО "Транспортная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области 20.12.2006, о чем была внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 1066501075717.
09 января 2007 обществу выдана Управлением лицензия N АСС-65-000001 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек со сроком действия с 09.01.2007 по 08.01.2012.
В период с 29.05.2008 по 02.06.2008 на основании приказа от 26.05.2008 N 257/пров Управлением совместно с ТО РЭО ОГИБДД по г. Южно-Сахалинску в соответствии с Положением об управлении государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ от 22.12.2004 N АН-383 проведена внеплановая проверка соблюдения ОАО "Транспортная компания" нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте, в ходе которой установлен факт нарушения требований части 1 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ, пункта 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтруда РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее по тексту - Положение о порядке проведения аттестации), а именно:
1) допускается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
2) не обеспечивается проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые нормативными документами, соблюдение установленного законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей;
3) назначены на должность механика и диспетчера работники без проведения проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в аттестационных комиссиях по БД.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 02.06.2008 N 64 и отражен в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2008 N 001001 (далее по тексту - административный протокол), согласно тексту которого в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании административного протокола в соответствии со статьей 28.8. КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке § 1 главы 25 Арбитражного Процессуального кодекса РФ.
Удовлетворяя требования Управления, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, к числу обозначенных неисправностей отнесена - не работа спидометра.
В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Пунктом 2.3.3 названного Положения предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, которая возлагается на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обязанность по соблюдению установленных режимов труда и отдыха водителей предусмотрена в пункте 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранспорта России от 30.03.1994 N 15, а также в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
В соответствии с пунктом 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, при суммированном учете рабочего времени управления автомобилем в течении периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Пунктом 4 Положения о прядке проведения аттестаций назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случаях их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям. Перечень, соответствующих должностей включены в том числе - диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО "Транспортная компания" осуществляла эксплуатацию автобусов НефАЗ 5299 в количестве 3 единиц, DAEWOO BS-106, BS - 090, BH - 115 в количестве 17 единиц, ПАЗ-32530, ПАЗ - 3254 в количестве 6 единиц, на которых не работали спидометры, что подтверждается протоколом N 001001 от 02.06.2008. Выявленное нарушение обществом не оспаривается, лишь называется причина - отсутствие запасных частей, однако это обстоятельство не может служить основанием для освобождения от ответственности, так как технически неисправные автомобили к эксплуатации не допускаются.
Проверкой установлено нарушение режима труда и отдыха водителей, в частности суммарная продолжительность управления автомобилем Аскеровым Г.А. за две недели подряд в период с 01.05.2008 по 14.05.2008 по путевым листам N 151 и N 152 составила 103 часа. Возражая, общество указывает иные путевые листы, по которым нарушение отсутствует. Поскольку нарушение по указанным обществом путевым листам не являлось предметом рассмотрения при проверке, суд считает несостоятельным ссылку заявителя жалобы на эти путевые листы, а факт превышения суммарной продолжительности рабочего времени - установленным.
Еще одним выявленным при проверке нарушением является назначение на должность специалиста механика ОТК и диспетчера Осипкина С.В. и Сивкович Т.Г, без проведения проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения, в аттестационных комиссиях по безопасности движения, что является нарушением требований части 4 пункта 2 Положения о порядке проведения аттестации. Довод заявителя жалобы о том, что после проверки административного органа указанные в акте лица прошли специальную подготовку и были аттестованы в соответствии с приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 не освобождает общество от ответственности, так как на момент проверки эти лица не прошли подготовку и не были аттестованы.
Таким образом, судом установлено, что указанные в акте проверки нарушения были допущены обществом, в связи с чем оно было обоснованно привлечено к административной ответственности.
Исходя из изложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что в действиях ОАО "Транспортная компания" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела замечания, выявленные в ходе проведения проверки, были устранены ОАО "Транспортная компания" в срок до 10.07.2008, установленный Управлением в предписании от 02.06.2008 N 22, коллегия считает несостоятельным, так как вопрос об исполнении (неисполнении) обществом указанного предписания предметом рассмотрения по настоящему делу не является. Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания установлена статьей 19.5 КоАП РФ, а в данном случае, рассматривается спор о привлечении ОАО "Транспортная компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отклоняя довод заявителя жалобы об отсутствии у Управления оснований для проведения внеплановой проверки по вопросу выполнения лицензионных требований ОАО "Транспортная компания", суд правомерно исходил из того, что согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновения аварийных ситуаций, возникновения угрозы здоровью и жизни граждан.
Как следует из материалов дела, Управление провело внеплановую проверку по информации ГИБДД г. Южно-Сахалинска от 10.05.2008 и 20.05.2008 о совершенных дорожно-транспортных происшествиях с участием автобусов, которыми управляли водители общества. Информация ГИБДД по г. Южно-Сахалинску представлена административным органом в материалы дела.
Таким образом, Управление имело законные основания для проведения внеплановой проверки.
Процедура привлечения ОАО "Транспортная компания" к административной ответственности на нарушена, сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущены.
При таких обстоятельствах, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 04 июля 2008 г. по делу N А59-1926/08-С15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в ФАС ДВО в 2-х месячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1926/2008
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области
Ответчик: ОАО "Транспортная компания"