г. Владивосток |
Дело N А51-2509/2008 40-57 |
"07" августа 2008 г. |
05АП-859/2008 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: судьи Г.А. Симоновой
судей: О.Ю.Еремеевой, З.Д.Бац
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии:
от ООО "Маркет Лайн ДВ" - адвокат Кульченко Д.Ю., по доверенности со специальными полномочиями б/н от 11.03.2008, уд.N 454 от 22.04.2003, Королев А.Э., по доверенности со специальными полномочиями б/н от 11.03.2008;
от Владивостокской таможни - старший государственный таможенный инспектор Савинова А.С., по доверенности со специальными полномочиями N 14-23/27 от 09.01.2008, уд.N 037209.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Маркет Лайн ДВ" на решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2008 г. по делу N А51-2509/2008 40-57, принятое судьей А.В. Пятковой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маркет Лайн ДВ"
к Владивостокской таможни
о признании незаконным решения о классификации товаров от 15.01.2008 N 10702000-29-34/2 и об обязании произвести возврат таможенных платежей в сумме 2 204 666,10 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Маркет Лайн ДВ" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни о классификации товаров от 15.01.2008 г. N 10702000-29-34/2 и об обязании произвести возврат таможенных платежей в сумме 2 204 666,10 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что таможенным органом неправомерно сделан вывод о невозможности принятия к таможенному оформлению лицензии N ЛР 2480704001011, выданной Управлением уполномоченного по Приморскому краю Министерства экономического развития и торговли в Российской Федерации, на ввоз товара в счет квоты стран ЕС 2007 года по причине неправильного указания в ней кода ТН ВЭД.
В лицензии и соответственно в ГТД N 10702020/211107/0014345 Обществом ошибочно указан код ТН ВЭД 0203295901, который соответствует "прочей замороженной свинине" в то время, как "ребра свиные мороженые из лопаточной части" классифицируются по коду ТН ВЭД 020322190.При этом, если импортеру выдана лицензия на ввоз товара по квотам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 732, то товару присваивается код ТН ВЭД - 0203221901 и ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро ха 1 кг., а если соответствующий товар ввозится без указанной лицензии, то он классифицируется по коду 0203221909 и ставка таможенной пошлины составляет 60 % от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг. Доводы заявителя сводились к тому, что ошибочное указание в лицензии N ЛР 2480704001011 некорректного кода ТН ВЭД не влияет на действительность выданной лицензии, так как окончательное классификационное решение в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, принимается таможенными органами.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2008 г. в удовлетворении требований Обществу о признании незаконным решения Владивостокской таможни о классификации товаров от 15.01.2008 г. N 10702000-29-34/2 и об обязании произвести возврат уплаченных таможенных платежей в общей сумме 2 204 666,10 руб. отказано. Судебный акт мотивирован тем, что лицензия выдавалась Управлением уполномоченного Министерства экономического развития и торговли РФ на ввоз конкретного товара, указанного Обществом, а классификационный код товара определяется в соответствии с ТН ВЭД на основании представленного хозяйствующим субъектом заявления и приложенного к немцу пакета документов. Также судом первой инстанции сделан вывод, что ввезенный товар ("ребра свиные мороженные с лопаточной части свиной полутуши") по ГТД N 107020202/211107/0014345 не соответствует наименованию товара, указанного в лицензии N ЛР 2480704001011, по этой причине лицензия не могла быть принята к таможенному оформлению товара ввезенного по выше указанной ГТД.
Как усматривается из материалов дела, 01.10.2007 Обществу была выдана лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N ЛР2480704001011 на ввоз в Россию по контракту N DN 02/05 от 11.01.2005, в том числе ребер свиных не обваленных, мороженных, продавец - Дэниш Краун, Дания, количество - 83991.000 кг. Лицензия оформлена в счет квоты Страны ЕС 2007 года.
Во исполнение контракта N DN 02/05 от 11.01.2005 с приложениями (дополнениями) к контракту, заключенного между Обществом и иностранным поставщиком - компанией "Даниш Краун" (Дания) в ноябре 2007 был поставлен товар (ребра свиные мороженные) в кол-ве (нетто) 72132 кг. Товар импортировался заявителем в Россию по квоте, полученной им по лицензии N ЛР2480704001011. 21.11.2007 заявитель обратился во Владивостокскую таможню для декларирования товара. Им была подана грузовая таможенная декларация N 10702020/211107/0014345. В декларациях заявитель указал код ТН ВЭД товара 0203295901. Товар был выпущен в свободное обращение. 15.01.2008 по результатам проверки правильности классификации товаров по ГТД N 10702020/211107/0014345 Владивостокской таможней было принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД рег. N 10702000-29-34/2. Товару по ГТД 10702020/211107/0014345, был присвоен код ТН ВЭД 0203221909 (ставка 60 %, но не менее 1 евро за 1 кг.).
Полагая, что решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД рег. N 10702000-29-34/2 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне о признании незаконным решения о классификации товаров и об обязании произвести возврат таможенных платежей в сумме 2 204 666,10 руб.
Арбитражный суд Приморского края отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и выступлениях присутствовавших в заседании представителей Общества и Владивостокской таможни, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы с 2006-2009 годах" утвержден Перечень товаров и объемов их ввоза в Российскую Федерацию с 2006-2009 годах (Приложение N 1). В указанный перечень включена свинина свежая, охлажденная или мороженная (ТН ВЭД 0203), ввозимая из стран Европейского союза в пределах 244,9 тысяч тонн.
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 732 Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано осуществлять в 5-дневный срок со дня подачи в установленном порядке заявления лицензий на ввоз 100 процентов объема товаров, указанных в позициях 1-4 Приложения N 1, в том числе свинины свежей, охлажденной или мороженной (код ТН ВЭД 0203).
В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. N 364 под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 г. N 364 для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по одному экземпляру на бумажном и магнитном носителе, копию договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку (в случае оформления разовой лицензии), заверенная подписью и печатью заявителя, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью заявителя, другие документы, если они определены законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, посчитал, что на ввезенный товар ("ребра свиные мороженные из лопаточной части свиной полутуши") у заявителя отсутствовала лицензия Министерства экономического развития и торговли РФ на ввоз в РФ, а таможенный орган обоснованно принял оспариваемое классификационное решение N 10702000-29-34/2 о классификации товара по коду ТН ВЭД 0203221909.
Между тем, оспаривая решение таможенного органа N 10702000-29-34/2 о классификации товара согласно ТН ВЭД по коду 0203221909, заявитель полагал, что ввезенный товар ("ребра свиные мороженные из лопаточной части свиной полутуши") следовало классифицировать по коду ТН ВЭД 0203221901.
В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации различия между выше указанными кодами заключается в том, что код ТН ВЭД 0203221901 установлен в отношении товара, на который импортеру выдана уполномоченным органом лицензия, а код ТН ВЭД 0203221909 установлен на тот же товар, но на который у импортера отсутствует лицензия, выданная уполномоченным органом.
Общество ссылается на наличие у него выданной Управлением уполномоченного по Приморскому краю Министерства экономического развития и торговли в Российской Федерации лицензии N ЛР 2480704001011 от 01.10.2007 на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. N 732 товара - прочие части домашних свиней, замороженные, кроме обваленных, ребра свиные не обваленные, мороженные.
Форма заявления о предоставлении лицензии и форма лицензии утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 06.10.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ от 09.06.2005 г. N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7096). Из анализа формы лицензии следует, что описание товара, на ввоз которого Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации выдается лицензия, содержится в гр. 9 лицензии "Наименование товара".
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами под лицензией понимается документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, суд апелляционной инстанции полагает, что для установления того, распространяется ли выданная лицензия на ввозимый товар, следует руководствоваться описанием товара, изложенным в графе 9 выданной лицензии.
Из материалов дела усматривается, что заявитель обратился в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии на ввоз следующего товара - ребра свиные мороженные не обваленные. В полученной им лицензии N ЛР 2480704001011 от 01.10.2007 в графе 9 содержатся сведения о товаре, на который Обществом получена квота, где перечислены также и "ребра свиные не обваленные, мороженные".
Судом апелляционной инстанции исследуется содержание контракта DN 02/05 от 11.01.2005 г., заключенного между Обществом и компанией "Дэниш Краун", спецификации N 5 от 17.07.2007 г., Приложения N 5 от 13.07.2007 г. к выше указанному контракту.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Общество покупает на условиях CFR порт Дальнего Востока (Инкотермс 2000) мороженную свинину, свиные субпродукты и говядину в ассортименте согласно спецификации.
Как следует из пункта 7 раздела "Наименование продукции" Спецификации N 5 от 13.07.2007г. сторонами согласовано, что в адрес Общества будут поставляться ребра свиные мороженные из грудной части. Между тем из содержания пунктов 6 разделов "Технические условия (качественные показатели), цены на свинину мороженную", "Количество и цена продукции" Спецификации N 5 усматривается, что Покупателем и Продавцом не выделяется из какой именно части полутуши могут быть поставлены ребра свиные мороженные.
В соответствии пунктом с пунктом 3.5. Контракта объем, наименование, и категории качества товара каждой отдельной поставляемой партии согласовывается сторонами непосредственно перед поставкой данной партии товара и отражается в Приложении к Контракту. В приложении N 5 от 13.07.2007 г. Покупателем и Продавцом согласована поставка партии ребер свиных мороженных в количестве 100 000,00 кг. на сумму 160 000 долларов США.
Следовательно, условия поставки партии товара, задекларированного Обществом в ГТД 107020202/211107/0014345 была согласована участниками Контракта в Приложении N 5 от 13.07.2007 г., а не в Спецификации N 5 от 13.07.2007 г.
В соответствии с ГТД N 107020202/211107/0014345 заявителем ввезен на территорию РФ товар - ребра свиные мороженые из лопаточной части полутуши, что является составной частью ребер свиных не обваленных, мороженных.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает, что лицензия N ЛР 2480704001011 от 01.10.2007 распространяется на ввезенный Обществом товар по ГТД 107020202/211107/0014345, а вывод суда первой инстанции о том, что при получении лицензии на спорную партию товара Общество имело намерение ввозить на территорию Российской Федерации иной товар, а не тот, который был фактически ввезен по ГТД 107020202/211107/0014345 и получило лицензию N ЛР 2480704001011 от 01.10.2007 на иной товар, является ошибочным.
Довод, изложенный судом первой инстанции в оспариваемом решении о том, что при получении лицензии на ввоз спорного товара заявитель был обязан конкретизировать из какой именно части полутуши был получен ввезенный товар ("ребра свиные") - из лопаточной или грудной части полутуши, что должно было отражено в лицензии не находит своего нормативного обоснования. Порядок оформления и выдачи лицензии урегулирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий", который не содержит нормативно установленных ограничений для лицензиатов в описании товаров при подачи заявлений на получение испрашиваемой лицензии.
Кроме того, следует согласиться с доводами заявителя о том, что Методические указания по оформлению экспортных и импортных лицензий, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли в РФ от 22.01.2007 г. N 14, на которые сослался Арбитражный суд Приморского края не могут быть применены при рассмотрении настоящего дела, поскольку в них изложено мнение должностных лиц указанного ведомства, он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не был опубликован в средствах массовой информации в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Соответственно, разъяснения Министерства экономического развития и торговли в РФ не устанавливают обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, а потому не носят нормативный характер.
При отсутствии каких-либо нормативно закрепленных специальных требований к описанию отдельных видов товаров в заявлении на выдачу лицензии в сфере внешней торговли товарами и в непосредственно в лицензии, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции неправильно применив нормы материального права, необоснованно сделал вывод об обязанности заявителя конкретизировать в заявлении на выдачу лицензии из какой именно части полутуши был получен ввезенный товар ("ребра свиные") - из лопаточной или грудной части полутуши.
Проверяя правомерность заявленных требований Общества, апелляционный суд установил, что в выданной лицензии N ЛР2480704001011 был указан код ТН ВЭД 0203295901.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество не отрицало того, что указанный код был указан в лицензии на основании его заявления, в котором ошибочно товару присвоен неверный код ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. N 364 переоформление лицензии может быть произведено в случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя - юридического лица, либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии.
В силу пунктов 9, 11-12 указанного Положения внесение изменений в выданную лицензию не допускается. Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях: представление лицензиатом соответствующего заявления; нарушение лицензиатом условий лицензии. Уведомление о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании направляется лицензиату и в Федеральную таможенную службу с обоснованием причин принятия такого решения.
Из материалов дела усматривается, что лицензия N ЛР2480704001011 не аннулировалась и не приостанавливалась, основания для переоформления лицензии отсутствуют.
Кроме того, в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации Федеральной таможенной службе предписано осуществлять таможенное оформление указанных в приложении N 1 к настоящему Постановлению товаров, ввозимых в 2006 - 2009 годах в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде установлено, что лицензия N ЛР2480704001011 выдана в установленном порядке.
Согласно пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса РФ, в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание пункт 5.3.5 Положения о федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ 26.07.2006 г. N 459, в соответствии с которым правом принятия классификационных решений, обязательных для исполнения, обладают таможенные органы.
При таких обстоятельствах следует признать, что некорректное указание в лицензии N ЛР2480704001011 кода ТН ВЭД не может повлиять на ее действительность и возможность использования при таможенном оформлении товара, ввезенного по ГТД N 107020202/211107/0014345. Следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения по коду ТН ВЭД 0203221909.
Частью 2 статьи 210 АПК РФ установлено, что если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд признает оспариваемое заявителем решение недействительным.
В связи с тем, что на основании оспариваемого решения Владивостокской таможни произведен перерасчет таможенных платежей в сумме 2 204 666,10 рублей, которая была уплачена Обществом платежными поручениями N 210 от 11.07.2007 г., N 37 от 18.02.2008 г., N 101 от 29.05.2007 г. и N 38 от 18.02.2008 г., суд апелляционной инстанции признает обоснованным заявленное требование о возврате таможенных платежей в сумме 2 204 666,10 рублей.
Уплаченная государственная пошлина в сумме 24523,33 рублей, уплаченная Обществом при обращении в Арбитражный суд Приморского края и в сумме 1000 рублей, уплаченная при подаче апелляционной жалобы подлежит взысканию с Владивостокской таможни в пользу Общества в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 июня 2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2509/2008 40-57 отменить.
Признать незаконным решение Владивостокской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 15 января 2008 г., регистрационный N 10702000-29-34/2, как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.
Обязать Владивостокскую таможню произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью "Маркет Лайн ДВ" 2 204 666,10 рублей.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Маркет Лайн ДВ" 25523,33 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2509/2008
Истец: ООО "Маркет Лайн ДВ"
Ответчик: Владивостокская таможня