г. Владивосток |
Дело N А24-6/2008 |
"15" сентября 2008 г. |
05АП-1111/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2008 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Ротко Л.Ю.
судей: И.Л. Яковенко, Н.А. Скрипка
при ведении протокола судебного заседания: судьей Л.Ю. Ротко
при участии в судебном заседании представителей:
стороны в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на решение от 30 июня 2008 г. по делу А24-6/2008 Арбитражного суда Камчатской области судьи Стриж Ж.А.
по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи"
к Министерству финансов Камчатского края, Министерству финансов РФ
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерство труда и социального развития Камчатского края, Управление федерального казначейства по Камчатскому краю,
о взыскании 9 968 рублей 23 копеек
установил: Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с публичного образования - субъекта Российской Федерации - Камчатского края в лице его финансового органа Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области убытков в сумме 11 726 рублей 52 копеек, связанных с предоставлением истцом за счет собственных средств льгот за пользование услугами телефоном и проводным вещанием (радиофикацией) гражданам.
Определением суда от 21.02.2008 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области на Министерство финансов Камчатского края. Этим же определением к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Определением суда от 30.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство труда и социального развития Камчатского края и Управление федерального казначейства по Камчатскому краю.
В судебном заседании 30.06.2008 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшена сумма иска до 9 968 рублей 23 копеек.
В судебном заседании 30.06.2008 судом отказано в удовлетворении ходатайства Министерства финансов РФ о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет с пора, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, поскольку прав и обязанностей названного лица судебный акт не затрагивает. Также отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании у истца дополнительных доказательств - удостоверений льготников, счета (квитанции) на оплату льготниками сумм за пользование услугами связи, договоры об оказании услуг связи со льготниками, нормативные документы о действующих тарифах в 2004 году, поскольку истец в нарушение статьи 66 АПК РФ не представил доказательств невозможности самостоятельного их получения.
Судом произведено изменение наименования ГУ "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий" на Краевое государственное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" применительно к положениям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 30.06.2008 произведена замена Государственного учреждения "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий" на Краевое государственное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", принято уменьшение требований до 9 968 рублей 23 копеек. С Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" взыскано 9 968 рублей 23 копеек убытков, 500 рублей госпошлины. Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края от ответственности освобожден.
Обжалуя решение суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод о пропуске срока исковой давности, поскольку Министерство финансов РФ привлечено в качестве ответчика к участию в деле 04 апреля 2008 года, то есть после истечения срока исковой давности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец документально не доказал факт предоставления льготы по каждому лицу и понесенные в результате убытки.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи", Министерство финансов Камчатского края, Министерство финансов РФ, Краевое государственное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерство труда и социального развития Камчатского края, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании судом удовлетворено ходатайство Управления федерального казначейства по Камчатскому краю о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частями 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи", Министерства финансов Камчатского края, Министерства финансов РФ, Краевого государственного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерства труда и социального развития Камчатского края, Управления федерального казначейства по Камчатскому краю по имеющимся материалам дела.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение подлежит изменению в силу следующих обстоятельств:
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в период с января по декабрь 2004 года включительно, оказывая услуги телефонной связи и проводного вещания (радиофикации), предоставило определенной категории граждан г. Елизово и Елизовского района Камчатского края льготу по оплате этих услуг в размере 50 %. Данная льгота была установлена на федеральном уровне Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Объем предоставленных льгот и источники их осуществления аналогичны установленным для инвалидов и участников Великой Отечественной войны ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ. Всего истцом было предоставлено льгот (с учетом уточнения размера требований) на сумму 9.968 руб. 23 коп. Поскольку денежные средства в качестве компенсации за оказанные льготы истцу выплачены не были, он обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В соответствии с пунктом 1 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных льгот производится за счет средств федерального бюджета. Действие указанных Правил продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80.
Согласно вышеназванным Правилам, возмещение операторам связи соответствующих расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ как главному распорядителю бюджетных средств, наделенному такими полномочиями на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ, которое в пределах выделенных Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам РФ. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения. Действие указанного Порядка продлено на 2004 год Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80.
Таким образом, средства на реализацию льгот, установленных федеральным законом, являются средствами федерального бюджета.
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ и статьей 6 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.1999 N 119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетных уровней.
Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что целевых средств федерального бюджета на компенсацию расходов по предоставлению льгот на основании Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 в бюджет Камчатской области не поступало. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось. Из предусмотренных средств в бюджете Камчатской области на 2004 год компенсация расходов истца также не была произведена.
Таким образом, в результате бездействия, выразившегося в непредоставлении денежных средств из федерального бюджета, истцу в установленном порядке не были компенсированы понесенные им затраты по предоставлению льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан, которым эти льготы установлены публично-правовым образованием Российской Федерацией, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в соответствии со статьями 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги - сумму, подлежащую компенсации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что, оказывая услуги связи льготным категориям граждан, истец совместно с третьим лицом - Краевым государственным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в указанном выше порядке ежемесячно составлял акты сверок по количеству граждан, имеющих право на льготы, с указанием соответствующих сумм, на которые предоставлены льготы.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы в части недоказанности истцом факта оказания льгот.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции счел неправомерным отклонение довода ответчика - Министерства Финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно Закону "О социальной защите инвалидов" расходы по предоставлению льгот по предоставление льгот за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой должны компенсироваться из федерального бюджета. Следовательно, в качестве обязанного лица в спорных правоотношениях от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Каких-либо действий, свидетельствующих о признании долга перед истцом либо Краевым государственным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерство финансов Российской Федерации не совершало. Доказательств передачи названным органом полномочий на совершение таких действий другим лицам в дело не представлено. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения правил статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из абзаца 8 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15 от 12 ноября 2001 года и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 18 от 15 ноября 2001 года "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" следует, что течение срока исковой давности по требованию к привлеченному судом другому ответчику или второму ответчику прерывается в день заявления истцом соответствующего ходатайства, а при отсутствии такого ходатайства - с момента привлечения судом этого ответчика к участию в деле.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Результаты выделения бюджетных средств по итогам 2004 года становятся известными по окончании финансового года, то есть - 31.12.2004.
Таким образом, истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в части компенсации льгот за 2004 год - 1 января 2005 года. С этого момента и подлежит исчислению срок исковой давности.
Из материалов дела усматривается, что Министерство финансов РФ было привлечена к участию в деле в качестве ответчика определением суда от 04.04.2008 г., то есть после истечения трехгодичного срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Министерству финансов Российской Федерации в связи с истечением срока исковой давности.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского области от 30.06.2008г. по делу N А24-6/200 изменить.
В иске к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" 9 968 рублей 23 копеек убытков, 500 рублей госпошлины отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" в пользу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю 1000 (одну тысячу) рублей расходов по государственной пошлине.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Камчатской области.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6/2008
Истец: ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" Камчатский филиал, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Камчатского края
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю, Министерство социального развития и труда Камчатского края, Государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", АРБИТРАЖНЫЙ СУД