г.Владивосток |
Дело N 51-3896/2008 29-114 |
25 сентября 2008 г. |
05АП-1110/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.09.2008. Полный текст изготовлен 25.09.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуцалюк С.В.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по ПК - ведущий специалист-эксперт Москальцов А.Ю., доверенность N 2492/01 от 14.07.2008
от ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского флота" МО России - представитель Родькин Е.В., доверенность от 25.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "13 электрическая сеть Военно-морского флота" Министерства обороны РФ на решение арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 года по делу N А51-3896/2008 29-114, принятое судьей Е.И. Голуб, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "13 электрическая сеть Военно-морского флота" Министерства обороны РФ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю об оспаривании решения,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "13 электрическая сеть Военно-морского флота" Министерства обороны РФ (далее по тексту - ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19.09.2007 N 3107/06 (далее по тексту - УФАС по ПК, антимонопольный орган).
Решением суда от 30.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ", осуществляет деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии в нарушение требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, устанавливающей запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, поскольку статус гарантирующего поставщика, присвоенный хозяйствующему субъекту на основании пункта 36, а не пункта 51 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, не является основанием для несоблюдения требования указанной статьи.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского флота" МО РФ подало апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы предприятие указало, что суд необоснованно сделал вывод о том, что на предприятие не распространяется требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", поскольку статус гарантирующего поставщика присвоен предприятию в соответствии с действующим законодательством. В то же время, предприятие считает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что статус гарантирующего поставщика, присвоенный на основании пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, не является основанием для несоблюдения запрета, установленного статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, поскольку установленное настоящей статьей исключение, при котором запрет не распространяется, не ставится в зависимость от процедуры присвоения статуса гарантирующего поставщика. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской деятельности, лишая его возможности осуществлять основную предпринимательскую деятельностью по оптовой закупке электрической энергии у энергоснабжающих организаций и продажа ее потребителям Министерства обороны РФ и иным потребителям по действующим в регионе тарифам и транспортировке электрической энергии до потребителей.
Представитель УФАС по ПК в судебном заседании с доводами заявителя жалобы не согласен в полном объеме, считает, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права в связи с чем, просит оставить апелляционную жалобу предприятия без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского флота" Министерства обороны Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока 16.10.2003, о чем выдано свидетельство серии 25 N 00665139.
07 марта 2007 года от ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (далее по тексту - ОАО "ДЭК") в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение (вх N 511) о том, что ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее по тексту Закон N 36-ФЗ) продолжает совмещать деятельность по передаче и купле-продаже электрической энергии.
В связи с поступившим обращением ОАО "ДЭК" 19 марта 2007 года УФАС по ПК направило на предприятие запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления контроля за выполнением хозяйствующими субъектами требований статьи 6 Закона N 36-ФЗ, на которые были представлены документы и письменные пояснения предприятия, из которых следует, что ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ учреждено Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации и является правопреемником государственного предприятия электрических сетей Военно-морского флота.
Согласно Уставу предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оптовой покупке электрической энергии у энергоснабжающей организации и продажу ее потребителям Министерства обороны Российской Федерации и иным потребителям по действующим в Приморском крае тарифам.
ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, обладает на праве хозяйственного ведения объектами электросетевого хозяйства, перечень которых является приложением к Уставу. В то же время, предприятие осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии, 30.11.2006 заключен договор энергоснабжения N 15 с гарантирующим поставщиком электрической энергии - ОАО "Дальэнерго" (с 01.02.2007 - ОАО "ДЭК"), а также 01.01.2007 предприятие заключило договор энергоснабжения N 29 потребителей бюджетной сферы.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края от 27.12.2006 N 38/8 установлены для ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ на 2007 год суммы затрат и прибыли на услуги по передаче и распределению электрической энергии в размере 103286,9 рублей, среднегодовой тариф на покупную электрическую энергию от ОАО "Дальэнерго" в размере 1,113 руб./кВТ*ч.
Установив данные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что предприятием не соблюден запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии в электроэнергетике с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, введенный в действие с 1 апреля 2006 года, в связи с чем 19.09.2007 антимонопольным органом вынесено решение N 3107/06, согласно которому предприятию предписывалось по согласованию с собственниками (Минобороны России и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом) осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения в срок до 01.04.2008.
ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ, не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Обжалуя решения суда, предприятие ссылается на порядок формирования и ведения федерального информационного Реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам (далее по тексту - ФТС России) от 17.11.2006 N 286/э-9 и считает, что поскольку приказом ФТС России от 04.07.2007 N 148-э ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ было включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности на территории Приморского края, данное обстоятельство подтверждает факт присвоения предприятием статуса гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и на него как на территориальную сетевую организацию, не распространяется требование статьи 6 Закона N 36-ФЗ. Данный довод является необоснованным в силу следующего.
Действительно, статус гарантирующего поставщика был присвоен предприятию на основании подпункта "б" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее по тексту - Правила функционирования розничных рынков), как энергоснабжающей организации, которая осуществляет поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн кВт/ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащей такой организации на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям.
Однако, исходя из статьи 6 Закона N 36-ФЗ и Правил функционирования розничных рынков, следует, что несоблюдение требования о запрете совмещения деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии распространяется только на те сетевые организации, которым статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен в порядке, установленном пунктом 51 Правил функционирования розничных рынков, в соответствии с которым в случае, если на дату наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 48 указанных Правил (банкротство, ликвидация, нарушение гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств), внеочередной конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика не был проведен либо признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагаются соответствующие точки поставки (группы точек) гарантирующего поставщика на оптовом рынке независимо от ее соответствия требованиям, указанным в пункте 25 настоящих Правил.
В данном случае, статус гарантирующего поставщика присвоен ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ в ином порядке, в связи с чем коллегия считает правильный вывод суда о том, что статус гарантирующего поставщика, присвоенный хозяйствующему субъекту на основании пункта 36 Правил, не является основанием для несоблюдения требований статьи 6 Закона N 36-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований предприятия со ссылкой на статью 6 Закона N 36-ФЗ и Правила функционирования розничных рынков, не учел то обстоятельство, что осуществление деятельности в ином (меньшем) объеме, чем предусмотрено статье 6 Закона N 36-ФЗ, не может рассматриваться как нарушение запрета, установленного данной статьей.
Согласно статье 6 Закона N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований статьи 6 Закона, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу статьи 6 Закона N 36-ФЗ запрещается совмещение субъектом электроэнергетики двух видов деятельности: естественно-монопольной (передача и оперативно-диспетчерское управление электроэнергией) и конкурентной (производство и купля-продажа электроэнергии). При этом комплексный характер той и другой деятельности очевиден в силу содержания конкретной нормы. Целью данного ограничения является недопущение злоупотребления организациями-монополистами своим положением на соответствующем товарном рынке и соблюдение интересов потребителей электроэнергии.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 628, в случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа пункта 10 указанных Правил, следует, что антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица только в том случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение одновременно нескольких видов деятельности: передача электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии.
При этом, в рамках спорных правоотношений подлежат реализации Правила функционировании розничных рынков, в соответствии с которыми к субъектам розничных рынков отнесены и энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.
Поскольку ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ признано энергоснабжающей организацией, следовательно, оно является субъектом розничных рынков, который может совмещать деятельность по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче.
Как установлено судом, ни в рамках антимонопольного производства, ни в ходе судебного разбирательства антимонопольным органом не подтверждено, что предприятие производит электроэнергию и осуществляет деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Таким образом, в данном случае отсутствуют все необходимые условия, перечисленные в статье 6 Закона N 36-ФЗ и являющиеся основанием для принятия антимонопольным органом решения о реорганизации хозяйствующего субъекта. ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ не осуществляет деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и не является производителем электрической энергии.
В связи с чем, коллегия считает ошибочным вывод суда о распространении на предприятие запретов и ограничений, установленных статьей 6 Закона N 36-ФЗ, а довод заявителя жалобы в указанной части - обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суда, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что решение антимонопольного органа от 19.09.2007 N 3107/06 нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, коллегия считает, что решение суд подлежит отмене, а требования ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ о признании недействительным решения антимонопольного органа от 19.09.2007 N 3107/06 - удовлетворению.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ госпошлина, уплаченная ФГУП "13 электрическая сеть ВМФ" МО РФ при подаче заявления платежным поручением от 03.04.2008 N 899 в сумме 2000 рублей и при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 28.07.2008 N1360 в сумме 1000 рублей, подлежит взысканию с антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.06.2008 по делу N А51-3896/2008 29-114 отменить.
Заявление ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского Флота" Министерства обороны России удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19.09.2007 N 3107/06, как несоответствующее положениям Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. 1-а Морская, 2, в пользу ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского Флота" Министерства обороны России госпошлину, уплаченную при подаче заявления, апелляционной жалобы в обшей сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3896/2008
Истец: ФГУП "13 электрическая сеть Военно-морского флота" МО России
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по ПК
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1110/2008