г. Владивосток |
Дело N А51-7296/2008 4-194 |
А51-7296/2008Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: О.Ю, Еремеевой, Г.А. Симоновой
при ведении протокола судебного заседания: судьей Г.А. Симоновой
при участии в заседании:
от заявителя Соломатин П.М. по доверенности от 23.07.2008 до 31.12.2008
со специальными полномочиями
от ответчика Решетникова Г.А по доверенности от 08.10.2007 сроком на 1
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приско-Форест"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
Установил:
Решением суда от 25.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебного акта в порядке ст.ст. 266, 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
15.01.2007 г. |
ООО "Приско-Форест" и бельгийской компанией "Еврокорал Н.В." был заключен контракт N 020-47-52 купли-продажи 10000 м. куб. хвойных пиломатериалов на условиях ФОБ Российский порт Находка. Предусмотренное контрактом количество пиломатериалов поставляется помесячно в течение 2007 года примерно равными партиями. Согласно пункту 2 контракта последний срок поставки определен 31.12.2007. По условиям контракта окончательная приемка товара производится покупателем или его представителем в порту Находка. Покупатель обязан оплатить товар путем телеграфного перевода на счет продавца в течение 5 дней, но не позднее 30 рабочих дней с даты погрузки или получения оригиналов: полного комплекта индоссированных коносаментов, инвойса и спецификации. Все расходы по осуществлению платежа оплачиваются покупателем. Дата последнего платежа и срок действия контракта определены до 31.01.2008 (пункт 7 контракта). |
В связи с заключением указанного контракта Общество 07.02.2007 оформило в ЗАО АКБ "Промсвязьбанк" паспорт сделки N 07020001/3251/0021/1/0.
Внешнеэкономический контракт исполнялся обеими его сторонами, что отражено в ведомости валютного контроля.
11.12.2007 стороны подписали дополнение N 18 к контракту N 020-4752 от 15.01.2007, которым продлили последний срок поставки товара до 31.12.2008, дату последнего платежа до 31.01.2009 Срок действия контракта N 020-47-52 от 15.01.2007 пролонгирован до 31.01.2009.
На основании распоряжения Находкинской таможни от 09.04.2008 N 48-р страшим государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля была проведена проверка ООО "Приско-Форест" на предмет соблюдения им валютного законодательства.
В ходе проверки деятельности заявителя за период с 08.04.2008 по 30.05.2008 было установлено, что первая валютная операция, следующая за днем вынесения изменений в контракт, была осуществлена 24.12.2007 (платеж в сумме 49973 доллара США). Подтверждающие документы были представлены в банк 15.01.2008 (дата подачи в банк ГТД N 10714060/261207/0012294 и справки о подтверждающих документах). Тогда как заявитель должен был представить документы для переоформления паспорта сделки до 24.12.2007. Фактически паспорт сделки был переоформлен 24.01.2008, то есть с нарушением установленных законодательством сроков, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Данные нарушения были отражены в акте проверки N 10714000/300508/0000078 от 30.05.2008, по материалам которой Находкинская таможня в тот же день составила протокол об административном правонарушении N 10714000-276/2008, в котором правонарушение совершенное обществом квалифицировано по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и передала его для принятия решения в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы об административном правонарушении вынесло постановление N 05-06/533П от 18.06.2008, которым ООО "Приско-Форест" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 стати 15.25 КоАП РФ и на Общество было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятый арбитражный апелляционный суд считает выводы Арбитражного суда Приморского края соответствующими фактическим обстоятельствам данного дела, основанными на правильном применении норм материального права, постановленными с соблюдением норм процессуального права.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Статьей 20 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального банка РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (Инструкция).
Согласно пункту 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.
В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор); иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией; разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения (пункт 3.15 Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.15 (1) Инструкции N 117-И резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам установлен Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, о осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - положение N 258-П).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (п. 2.1 Положения). В соответствии с п. 2.2. п. 2.4 Положения подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении N 1 к Положению, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории российской Федерации.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок являются административными правонарушениями, ответственность за которые установлена в части 6 статьи 15.25 КоАП, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Материалы дела свидетельствуют и суд установил, что первая валютная операция в виде зачисления экспортной валютной выручки на сумму 49 973 долл. США, следующая за днем подписания дополнения N 18 к контракту N 020-47-52 от 15.01.2007 была осуществлена ООО "Приско-Форест" 24.12.2007, а очередной срок представления в банк паспорта сделки документов и информации в соответствии с требованиями п. 2.2, 2.4 Положения N 258-П от 01.06.2004 не позднее 15.01.2008. Следовательно, ООО "Приско-Форест" обязано было предоставить в банк документы для переоформления паспорта сделки N 07020001/3251/0021/1/0, оформленного по контракту N 020-47-52 от 15.01.2007, в срок до 24.12.2007. Вместе с тем, ОО "Приско-Форест" документы для переоформления паспорта сделки представлены 24.01.2008.
Таким образом, правильным является вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и, следовательно, правомерности действий Управления по привлечению общества к административной ответственности, установленной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения несостоятелен. Заявитель, ссылается на отсутствие в его действиях вины, так как оригинал подписанного дополнения к внешнеэкономическому контракту, необходимый для переоформления паспорта сделки, не поступал в распоряжение ООО "Приско-Форест" по вине иностранного контрагента.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ООО "Приско-Форест" не были приняты все зависящие от него меры по недопущению противоправного деяния.
При подписании дополнения N 18 к контракту N 020-47-52 Обществом не предусмотрена иная дата его подписания, отличающаяся от даты подписания дополнения. Кроме того, ООО "Приско-Форест" не подтвердило факт осуществления действий по получению подлинного экземпляра подписанного дополнения N 18 от инопартнера, что правомерно расценено судом первой инстанции как бездействие.
Доводы заявителя о незаконности проведенной проверки соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования во внимание не принимаются, поскольку они не опровергают выводов суда, сделанных на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Отсутствие распоряжения на проведение проверки при наличии состава административного правонарушения не является безусловным основанием для отмены постановления административного органа.
Нарушений процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении от 30.05.2008 N 10714000-276/32008 не установлено.
Ссылка заявителя жалобы на неверное установление административным органом времени совершения правонарушения несостоятельна.
Согласно п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Поскольку в рассматриваемом случае, в соответствии с вышеназванными нормами, крайний срок для представления ООО "Приско-Форест" документов для переоформления паспорта сделки - 24.12.2007, соответственно административным органом верно определена дата совершения правонарушения - 25.12.2007.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых и фактических оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности деяния (статья 2.9 КоАП РФ).
В данном случае существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям заключается не в наступлении материально-правовых негативных последствий деяния, а в пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного порядка. Указанное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Такая позиция суда не противоречит идее соразмерности наказания совершенному деянию (принципу справедливости юридической ответственности), принципу ее целесообразности (назначению наказания с учетом особенностей лица, привлекаемого к ответственности, его статуса коллективного субъекта), принципу неотвратимости юридической ответственности, а равно превентивным целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
При этом, административным органом, учтены все обстоятельства дела и Обществу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст.ст. 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.06.2008 по делу N А51-7296/08 4-194 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7296/2008
Истец: ООО "Приско-Форест"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае