г. Владивосток |
Дело N А51-2261/2008 36-72 01 ноября 2008 г. N 05АП-1739/2008 |
Резолютивная часть оглашена в судебном заседании 30.10.2008. Полный текст постановления изготовлен 01.11.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи И.С. Чижикова
судей Н.А. Скрипки, С.В. Шевченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Скрипкой
при участии:
от истца - Рогозная Н.А. (дов. от 18.04.2008, уд.А002979), Горбачева Е.А. (дов. N 634 от 19.11.2008, гр.п. 05 03 545138), Заколодная Т.С. (дов. N 664 от 10.12.2007, гр.п. 05 02 953541);
от ответчика - Беляев В.Н. (дов. N 65 от 01.04.2008, гр.п. 05 06 317467);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 11.08.2008 по делу N А51-2261/2008 36-72, принятое судьей
А.В. Буровым
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал АСО-1"
об урегулировании разногласий,
установил: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о понуждении общество с ограниченной ответственностью "Терминал АСО-1" заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новочугуевка Дальневосточной железной дороги на период с 01.01.2008 по 01.01.2008, на определенных условиях, а именно утвердить пункт 10 договора в следующей редакции: "На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 3 часа 30 минут".
Исковые требования мотивированы отсутствием соглашения сторон по спорному пункту договора.
Решением суда от 11.08.2008 пункт 10 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Терминал АСО-1" изложен в следующей редакции:
"На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 10 часов 16 минут".
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и не обоснованное. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание его расчеты, произведенные со ссылкой на нормативные акты, и не содержащие не одного из предположительных или желаемых показателей. Кроме этого, заявитель апелляционной жалобе полагает, что, принимая решение по существу спора, суд первой инстанции вышел за пределы иска.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил состоявшееся по делу решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, изложив пункт 10 договора в предложенной им редакции.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своего представителя по апелляционной жалобе возразил, указал на законность и обоснованность состоявшегося по настоящему делу решения суда, считает свой расчет технологической нормы выгрузки серы, представленный в суд первой инстанции, соответствующим статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что состоявшееся по делу решение суда подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Терминал АСО-1" (владелец пути необщего пользования) с протоколом разногласий подписан договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Разногласия между истцом и ответчиком возникли относительно пункта 10 договора, касающегося технологического срока оборота вагонов. Согласно протоколу разногласий (л.д.12), в редакции перевозчика технологический срок оборота вагонов составил 03 часа 30 минут, в редакции владельца пути необщего пользования - 06 часов 30 минут для вагонов с серой.
Согласно статье 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. Заключение названного договора обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В случае, если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров разногласия, заявление о рассмотрении таких разногласий может быть передано на разрешение арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов утвержден Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 67 от 29.09.2003.
Согласно пункту 1.6 Порядка разработки и определения технологических сроков, технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждаемой в установленном порядке.
Методика по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов утверждена Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 70 от 10.11.2003.
В пункте 2.10 Порядка разработки и определения технологических сроков установлено, что технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования может быть определен аналитическим способом.
Для его расчета необходимо иметь следующие данные: размеры погрузки и выгрузки грузов на каждом месте погрузки, выгрузки, в вагонах, в том числе по роду подвижного состава; грузооборот, в том числе количество вагонов с одной и двумя операциями; время, затрачиваемое на выполнение приемо-сдаточных операций; время, затрачиваемое на перемещение группы вагонов со станции примыкания на железнодорожный путь необщего пользования и обратно; время, затрачиваемое на расформирование прибывающих и формирование отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования групп вагонов; время на подачу и расстановку вагонов по местам погрузки, выгрузки и уборку после выполнения грузовых операций; технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов на местах погрузки, выгрузки; затраты времени, связанные с ожиданием подачи и уборки вагонов, освобождением мест погрузки, выгрузки.
Исследовав доводы сторон и выводы суда первой инстанции, проанализировал представленные сторонами расчеты, суд апелляционной инстанции принимает редакцию истца: "На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 3 часа 30 мин.", как соответствующий статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Методическим рекомендациям по определению технологического времени на выполнение погрузо-разгрузочных операций с грузовыми вагонами (пункт 2 таблицы 4 "грузы в ящиках и неупакованные массой места до 3т. при массе груза 40т. и выше").
Расчет времени технологического срока оборота вагона при выгрузке серы, представленный ответчиком, отклонен судом апелляционной инстанции как составленный без нормативного обоснования.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции считает, что, изложив пункт 10 договора в собственной редакции, не предложенной ни одной из сторон, суд первой инстанции в нарушение требований статей 8, 9 и 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы исковых требований.
Учитывая изложение, суд апелляционной инстанции на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет состоявшееся по дела решение, и удовлетворяет иск открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2008 по делу N А51-2261/2008 36-72 отменить.
Изложить пункт 10 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и обществом с ограниченной ответственностью "Термина АСО-1" в следующей редакции:
"На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 3 часа 30 минут".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Терминал АСО-1" (Приморский край, с.Чугуевка, ул.Дзержинского,13) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2000 руб. (две тысячи) и по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. (одна тысяча).
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2261/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в интересах филиала Дальневосточной железной дороги, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Терминал АСО-1"
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1739/2008