г.Владивосток
27 ноября 2008 г. |
ДелоN А51-5790/2008 29-174 |
N 05АП-2050/2008
Резолютивная часть постановления оглашена 25.11.2008. Полный текст изготовлен 27.11.2008.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Т.А. Солохиной, З.Д. Бац
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
от Отдела по управлению муниципальным имуществом городского округа ЗАТО г. Фокино - заместитель начальника юридического отдела Соколова Л.В., приказ N 17-л от 01.02.2008;
от УФРС по ПК - специалист 2 разряда Мешкова Е.Ю., по доверенности N 10-41 от 03.07.2008, уд. N 031925 от 29.06.2007.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 02 сентября 2008 г. по делу N А51-5790/2008 29-174, принятое судьей Голуб Е.И. по заявлению Отдела по управлению муниципальным имуществом городского округа ЗАТО г. Фокино к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права
в судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 18.11.2008 до 11 ч.45 мин. 25.11.2008
установил:
Отдел по управлению муниципальным имуществом городского округа закрытого административного образования г. Фокино обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - Управление ФРС, ответчик) от 12.05.2008 N 07/005/2008-130 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости - автозаправочной станции, расположенной по ул. Дальняя, 28 в ЗАТО г. Фокино, и о понуждении ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на автозаправочную станцию, расположенную по ул. Дальняя, 28 в ЗАТО г. Фокино.
Решением суда от 02.09.2008г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, Управлением муниципального имущества представлены все необходимые документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект недвижимости (автозаправочную станцию), в связи с чем у УФРС по Приморскому краю не имелось правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий. Кроме того, суд отклонил довод о не капитальности объекта недвижимости, указывая, что данное обстоятельство опровергается заключением отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации ЗАТО г. Фокино от 18.06.2008 N 44.
УФРС по Приморскому краю, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает, что акт приемки ввода в эксплуатацию муниципальной АЗС, представленный регистрационной службе не содержал точных сведений о технических характеристиках объекта, была самостоятельно изменена нумерация соответствующих частей акта, что противоречит Нормам и правилам приемки ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Приморского края, утвержденных постановлением губернатора ПК от 22.08.1997 N 366. Указывая на наличие прямого указания в постановлении о необходимости включения определенного перечня технических характеристик объекта, а также тот факт, что в приемочной комиссии присутствовали должностные лица, обладающие специальными познаниями в данной сфере, заявитель жалобы оспаривает выводы суда о том, что акт приемки и ввода объекта в эксплуатацию составлялся до технической инвентаризации объекта, поэтому описания в акте содержаться не могло. Согласно служебной записке начальника отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации ГО ЗАТО г. Фокино Ереминой В.В. представленный на государственную регистрацию объект является временным, а не капитальным. В представленном на госрегистрацию пакете документов имеется технический паспорт, выданный отдельно на кабельную линию низкого напряжения. Указанное, по мнению заявителя жалобы, не позволяет однозначно судить о том, является ли данная линия самостоятельным объектом недвижимости, либо входит в состав АЗС. Кроме того, в техническом паспорте не указаны такие объекты недвижимости как колонки, в то время как в акте указание на них имеется. Таким образом, при сопоставлении документов об АЗС, а именно: акта ввода от 28.08.1998 N 12/4 и технического паспорта, составленного по состоянию на 16.05.2003 невозможно установить идентичность объектов, поскольку сведения указанные в перечисленных документах о составляющих объектах АЗС сильно разнятся. Помимо прочего, целевое назначение земельного участка под объектом недвижимости неизвестно, т.к. соответствующие документы представлены не были. Все вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в совершении регистрационных действий.
Представитель УФРС по ПК доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Отдела по управлению муниципальным имуществом ГО ЗАТО г. Фокино с жалобой не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным, представила письменные возражения на жалобу.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
20.03.2008 Отдел управления муниципальным имуществом ЗАТО г. Фокино обратился с заявлением в УФРС по Приморскому краю с приложением документов на государственную регистрацию автозаправочной станции, расположенной по ул. Дальняя, 28, в ЗАТО г. Фокино, в составе: здание - операторская (лит. А); сооружения Металлические резервуары лит. Г, Г1, Г2, ГЗ, Г4, Г5, Г6, Г7, Металлические резервуары Лит Г8, Г9,10, Г11, Г12, Г13, склад Лит. Г14, кабельная линия низкого напряжения по адресу: Приморский край, г. Фокино ул. Дальняя, 28.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов были выявлены расхождения между правоустанавливающим документом - актом приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта "Муниципальная АЗС" от 28.08.1998 N 12/4 и техническим паспортом от 16.05.2003, выданным Отделением N 12 ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" филиала по Приморскому краю в описании объекта, его составляющих. В числе представленных на государственную документов имеется служебная записка В.В. Еремина начальника Отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации городского округа ЗАТО г. Фокино, адресованная начальнику Отдела по управлению муниципальным имуществом городского округа ЗАТО г. Фокино Л.В. Соколовой, где в пункте 1 указано, что объект представленный на государственную регистрацию является временным, а не капитальным.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" инвентаризации и постановке на учет подлежат только капитальные объекты.
Представленная форма акта не соответствовала форме, установленной постановлением губернатора Приморского края от 22.08.1997 N 366 "Об утверждении норм и правил приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Приморского края", изменена самостоятельно нумерация, не изложены показатели.
Указанные обстоятельства явились основанием для приостановления государственной регистрации объекта недвижимости в порядке 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на период с 14.04.2008 по 14.05.2008. Кроме того, регистрирующим органом был сделан запрос о статусе объекта (капитальный или временный), его составных частей со ссылкой на проектную документацию или записей из книг учета данных актов в Отдел архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации городского округа ЗАТО г. Фокино.
12.05.2008 Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю приняло решение N 07/005/2008-130 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости - автозаправочной станции, расположенной по ул. Дальняя, 28 в ЗАТО г. Фокино мотивируя тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз.3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Посчитав отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - автозаправочную станцию незаконным и нарушающим права муниципального образования, Отдел УМИ ЗАТО г. Фокино обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
В силу абзаца 3 пункта 1 указанной нормы в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела судом установлено, что Отдел управления муниципальным имуществом ЗАТО г. Фокино обращаясь в УФРС по Приморскому краю представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона о регистрации, а именно: разрешение на строительство от 31.12.1997 N 16/97, выданное инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля, акт N 12/4 приемки ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, постановление главы администрации г. Фокина от 26.12.1994 N 754 "О выдаче государственного акта о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей тихоокеанскому автотранспорному предприятию", государственный акт серии ПК-35-16 N1182, постановление администрации ЗАТО г. Фокино от 26.11.2007 N 778-ПА "О присвоении почтового адреса учреждению", постановление администрации ЗАТО г. Фокино от 31.08.1998 N 727 "Об утверждении акта приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта", постановление администрации г. Фокино от 03.04.2008 N 267 "О реорганизации в форме присоединения муниципального Тихоокеанского автотранспортного предприятия к муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства г. Фокино", технический паспорт на сооружение - автозаправочная станция от 16.05.2003.
Из документов, представленных на государственную регистрацию объекта недвижимого имущества следует, что АЗС является капитальным строением.
Так, по смыслу статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется только в случае подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства.
Как следует из материалов настоящего дела, в отношении спорного объекта недвижимости проектно-сметная документация была разработана генеральным проектировщиком ТОО "Ризалит". Строительство объекта велось в соответствии с разрешением на строительство N 16/97, выданным уполномоченным на то органом.
Постановлением администрации г. Фокино от 26.12.1994 N 754 земельный участок площадью 2,2668 га под объектом АЗС был закреплен за Тихоокеанским Автотранспортным предприятием для производственных целей в постоянное (бессрочное) пользование. В этой связи является несостоятельным довод жалобы об отсутствии сведений о целевом использовании земельного участка.
Из постановления N 26.11.2007 N 779-па о присвоении почтового адреса сооружению следует, что данный объект состоит из: здания операторской, кабельной линии низкого напряжения, металлических резервуаров в количестве 8-ми штук объемом 20 куб.см, металлических резервуаров в количестве 6-ти штук объемом 50 куб.см.
Технический паспорт, составленный по состоянию на 16.05.2003 на АЗС, изготовлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов градостроительной деятельности". В разделе VI технического паспорта "Описание конструктивных элементов здания и определения износа" указано, что объект АЗС относится ко II группе капитальности. Капитальность строения подтверждена также информацией Отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации ГО ЗАТО г. Фокино в письме от 18.06.2008 N 44.
Изучив данный документ, коллегия установила, что сведения на сооружение - Автозаправочная станция в составе: здание Операторская Лит А, сооружения Металлические резервуары Лит Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, Металлические резервуары Лит Г8, Г9, Г10,Г11,Г12, Г13, Склад Лит Г14, кабельная линия низкого напряжения в полной мере соответствую проекту строительства, составленному проектной фирмой "Ризалит".
Указывая на то, что кабельная линия низкого напряжения является отдельным объектом недвижимости ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств данному доводу не представил. Более того, исходя из содержания технического паспорта на сооружение Автозаправочная станция следует, что в ее состав в числе прочего входит кабельная линия низкого напряжения.
Кроме того, в соответствии с разделом 9 "Транспорт нефти и нефтепродуктов и снабжение народного хозяйства нефтепродуктами" СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений", утвержденных постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17.04.1985г. N 51/90 в состав Автозаправочной станции общего пользования входит: здание АЗС, площадки топливных и масляных резервуаров, заправочных островков, очистных сооружений и коммуникаций, а также указание на мощность заправок автомобилей в сутки, что соответствует комплексу построенной АЗС.
Суд первой инстанции при разрешении спора правомерно указал на то, что акт N 12/4 приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта оформлялся в соответствии с требованиями постановления губернатора Приморского края от 22.08.1997 N 366 "Об утверждении норм и правил приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Приморского края", и поэтому в нем не содержится техническое описание объекта. В пункте 8 акта предусмотрено описание показателей мощности вводимого в эксплуатацию объекта (количество колонок).
Отказывая в государственной регистрации права, регистратор указывал на то, что в акте ввода в составе муниципальной АЗС указаны колонки, в то время как в техническом паспорте таких объектов не указано. Отклоняя данный довод, коллегия исходит из того, что колонки являются составной частью оборудования, которым оснащена АЗС и служат для обеспечения деятельности самого сооружения. Указание на них в техническом паспорте отсутствует в связи с тем, что в данном документе указаны только составные капитальные части объекта.
Данный вывод подтверждается также указаниями в Ведомственных строительных нормах ВСН 16-73 "Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах", утвержденными Минавтодором РСФСР 28.05.1973, согласно п.2.32 которых, АЗС представляют собой комплекс, состоящий из топливо- и маслораздаточных колонок, служебно-бытового помещения и проездов; классифицируются по количеству заправок автомобилей в сутки.
Кроме того, уведомлением от 14.04.2008 N 07/005/2008-130 УФРС по ПК сообщило о приостановлении государственной регистрации права до 14.05.2008 до получения сведений о капитальности объекта, его комплектации (составных частей сооружения). В случае невозможности устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации в указанный срок, в государственной регистрации будет отказано в соответствии со ст.20 Закона о регистрации.
Однако, как следует из материалов дела, оспариваемый отказ был вынесен 12.05.2008, т.е. раньше срока, установленного для устранения причин приостановления регистрационных действий, что, по мнению коллегии, нарушило право заявителя в установленный срок представить дополнительные документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект АЗС и капитальность строения.
Представленные заявителем в ходе рассмотрения апелляционной жалобы дополнительные документы, а именно: проект "Автозаправочная станция в г. Фокино", выполненная проектной фирмой "Ризалит", государственный акт ПК35-16 N 1182 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, сообщение о включении спорного объекта в реестр муниципальной собственности также подтверждают вывод суда о неправомерности отказа по мотиву несоответствия представленных документов действующему законодательству.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 02.09.2008г. по делу N А51-5790/2008 29-174 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5790/2008
Истец: Отдел по управлению муниципальным имуществом городского округа ЗАТО г.Фокино
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2050/2008