г. Владивосток |
Дело |
"17" декабря 2008 г. |
N А51-9940/2008 4-273 |
Резолютивная часть постановления оглашена "03" декабря 2008 г.
Полный текст изготовлен "17" декабря 2008 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Т.А. Солохиной, Г.А. Симоновой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от ООО "Туристический центр "Афина-Паллада": представитель Волкогон М.В. по доверенности от 02.09.2008 сроком действия 3 года;
от Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю: государственный инспектор Буханистый С.Ю. по доверенности N 607 от 05.06.2008 сроком действия до 31.12.2008 года, удостоверение N 109 от 12.10.2007 года; старший государственный инспектор Коновалов В.В. по доверенности N 635 от 16.06.2008 сроком действия до 31.12.2008, удостоверение N 04662 от 10.12.2007;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада"
на решение (определение) от 09.10.2008
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-9940/2008 4-273 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю (далее по тексту - "заявитель" или "УГАДН по Приморскому краю") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Туристический центр "Афина-Паллада" (далее по тексту - "Общество" или "ООО "ТЦ "Афина-Паллада") о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением от 09.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, ООО "ТЦ "Афина-Паллада" просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение ООО "ТЦ "Афина-Паллада" к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки. В протоколе по делу об административном правонарушении N 196/6 и акте внеплановой проверки N 115-лиц от 09.09.2008 такие сведения отсутствуют. Указывает на расхождения между приказом N 401-н от 25.08.2008 "О проведении государственного контроля (надзора)" и актом проверки N 115-лиц от 09.09.2008. В нарушение приказа о внеплановой проверке проверка фактически проведена одним сотрудником, что, по мнению заявителя жалобы, ставит под сомнение законность использования акта проверки как доказательства.
Ссылку суда на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, Общество считает неправомерной, поскольку данное Положение устанавливает режим труда и отдыха водителей, за исключением водителей, занятых на международных перевозках, в то время как согласно копий путевых листов водители ответчика Васильев и Калинин были заняты на международных перевозках.
На основании статьи 101 Трудового кодекса РФ должность водителя отнесена к должностям работников с ненормированных рабочим днем, вследствие чего водители Васильев и Калинин были эпизодически привлечены к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленного для них рабочего времени.
Со ссылкой на статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункт 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом от 08.01.1997 N 2, Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Министерством здравоохранения РФ совместно с Министерством транспорта РФ (письмо от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32), заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат. Однако в КНР нет организаций либо медицинских работников, обладающих соответствующей базой или соответствующим сертификатом. В связи с этим именно отсутствие возможности соблюдения правил и норм, предписанных законодательством РФ, явилось причиной непрохождения предрейсовых медосмотров водителями ООО "ТЦ "Афина-Паллада" на территории КНР, следовательно, по мнению заявителя, в действиях (бездействии) Общества отсутствует вина как элемент состава правонарушения.
Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что до рассмотрения дела по существу ООО "Афина-Паллада" были представлены схемы маршрутов Владивосток - Пограничный и Владивосток - Покровка с указанием опасных участков, и даны объяснения о причинах непредоставления схем маршрутов с указанием опасных участков дорог на территории КНР. Кроме того, ссылалается на то, что согласно абзацу пункта 5.1 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с пунктами 4.15-4.19 указанного приказа. Таким образом, составление схем с указанием опасных участков являлось необходимым этапом открытия автобусного маршрута. При этом осмотр дорог на территории КНР не представляется возможным в связи с отсутствием допусков российских государственных служащих для проведения данного мероприятия на территорию КНР.
С учетом изложенного, привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ Общество считает неправомерным.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами заявителя жалобы не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
В судебном заседании 27.11.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 03.12.2008.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Материалами дела установлено, что ООО " ТЦ "Афина-Паллада" имеет лицензию серия АСС-25-204587 от 12.12.2002 сроком действия до 11.12.2011 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
ООО "ТЦ "Афина-Паллада" осуществляет перевозку пассажиров по городским, междугородним и международным маршрутам.
В период с 27.08.2008 по 09.09.2008 УГАДН по Приморскому краю была проведена внеплановая проверка ООО "Туристический центр "Афина-Паллада" по вопросу соблюдения лицензионных требований.
В ходе проверки установлено, что Обществом не соблюдается режим труда и отдыха водителей, в графиках работы водителей не указаны время начала и окончания ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, график работы водителей на сентябрь не доведен до сведения работников за 1 месяц, не организованы и не проводятся межрейсовые медосмотры водителей. Кроме того, на схемах туристических маршрутов г. Владивостока не указаны опасные участки, не составлены схемы с указанием опасных участков на маршруты "г. Владивосток - п. Пограничный - КНР", "г. Владивосток - п. Покровка - КНР".
По результатам проверки составлен акт проверки N 115-лиц от 09.09.2008 и 09.09.2008 старшим государственным инспектором УГАДН по Приморскому краю составлен протокол об административном правонарушении N 196/16, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом требует обязательного наличия лицензии, которая выдана Обществу Министерством транспорта РФ.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации и, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица либо индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
Согласно подпунктам б, в пункта 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Коллегия соглашается с доводом заявителя апелляционной жалобы о неприменении к спорным эпизодам по международным перевозкам Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, поскольку данное Положение устанавливает режим труда и отдыха водителей, за исключением водителей, занятых на международных перевозках.
Материалами дела установлено, что Общество осуществляет перевозку пассажиров по 19 туристическим маршрутам. В связи с этим коллегией не принимается ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение ООО "Афина-Паллада" к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 года), участником которого является Российская Федерация, установлено, что продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха, не должна превышать девяти часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 часов.
После управления в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на сорок пять минут, если не наступает период отдыха. (пункт 1 статьи 7 Европейского соглашения). Этот период может быть заменен перерывами продолжительностью не менее пятнадцати минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода таким образом, чтобы это соответствовало положениям пункта 1. (пункт 2 статьи 7 Европейского соглашения).
В силу пункта 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, применимого с учетом пункта 1.2.3.2 указанного Положения и к международным перевозкам пассажиров, владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Материалами дела установлено (путевый лист N 680 от 15.08.2008), что 15.08.2008 водитель автобуса Киа Гранберд гос. номер КМ 948 Калинин В.В., имеющий свидетельство на международную перевозку, осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту Владивосток - АПП Полтавка - Владивосток, выехал из гаража в 05 часов 40 минут 15.08.2008, окончил работу в 22 часа 55 мин. 17.08.2008. Водитель автобуса Киа Гранберд гос. номер ВО 596 Васильев Д.А., имеющий свидетельство на международную перевозку, согласно путевому листу N 667 от 08.08.2008 выехал из гаража в 9 часов 00 минут по маршруту Владивосток - АПП Пограничный - Владивосток, окончил работу в 20 часов 02 минуты и в 6 часов 08 минут следующего дня (09.08.2008) приступил к работе, окончил работу 02 часа 00 минут 14.09.2008, что подтверждается путевым листом N 670 от 09.08.2008 по маршруту Владивосток - АПП Пограничный - Владивосток.
Таким образом, в нарушение вышеназванных нормативных актов продолжительность рабочей смены водителя Калинина В.В. составила более 10 часов, а межсменный отдых водителя Васильева Д.А. составил менее 10 часов, что явилось следствием не организации Обществом контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителями автобусов.
В силу пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. (пункт 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2).
В нарушение указанных требований график работы водителей ООО "Туристический центр "Афина-Паллада" на сентябрь 2008 г., утвержденный директором Общества, не содержит указаний на начало и окончание ежедневной работы водителей, на перерыв для отдыха и питания.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой. (абзац 2 пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Обязанность организации обеспечивать прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлена и пунктами 3.3.1, 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.2005 N 27.
В нарушение указанных требований Общество не организовывало и не проводило межрейсовые медосмотры водителей на маршрутах в КНР.
При этом ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в КНР нет организаций либо медицинских работников, обладающих соответствующей базой или соответствующим сертификатом, не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку в силу абзаца 2 пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой. В связи с этим заявитель не был лишен возможности организовать проведение медосмотра своих водителей в АПП Полтавка и Пограничный.
Кроме того, в силу пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Пунктами 5.2.1, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, требования которого, как уже было сказано выше, применимы и к международных перевозкам, установлено, что владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В соответствии с пунктами 5.7.2, 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с п. п. 4.15 - 4.19. (пункт 5.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2).
С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами. (пункт 4.15 Положения).
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. (пункт 4.17 Положения).
Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. (пункт 4.18 Положения).
В нарушение указанных требований Обществом к проверке не были представлены схема маршрутов экскурсий по г. Владивостоку и маршрутов "г. Владивосток - п. Пограничный - КНР", "г. Владивосток - п. Покровка - КНР" с указанием опасных участков. Представленные в ходе рассмотрения дела в суде схемы указанных маршрутов и акты обследования маршрутов не содержат информации об утверждении и согласовании их соответствующими органами исполнительной власти в порядке, установленном пунктами 4.15 - 4.19, 5.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2.
Остальные возражения заявителя жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.
С учетом вышеизложенного, коллегия приходит к выводу о доказанности факта совершения Обществом вмененного ему правонарушения и вины в его совершении, выразившейся в не обеспечении исполнения обязанности по соблюдению лицензионных требований и условий.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены, обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.10.2008 по делу N А51-9940/2008 4-273 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9940/2008
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по ПК "УГАДН"
Ответчик: ООО "Туристический центр "Афина-Паллада"