г. Владивосток |
Дело N А51-8447/2008 29-223 |
16 января 2009 г. |
05АП-2214/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.01.2009. Полный текст изготовлен 16.01.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Т.А. Солохиной, З.Д. Бац
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О.А. Агапитовой
при участии в заседании:
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кировского муниципального района на решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2008 по делу N А51-8447/2008 29-223,принятого судьей Е.И. Голуб
по заявлению ОАО "Приморнефтепродукт"
к Администрации Кировского муниципального района
третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю"
об оспаривании решения
Установил:
Открытое акционерное общество "Примонефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 7199 кв м, расположенного по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул.Гагарина,93, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0181 и обязании ответчика принять решение о предоставлении заявителю данного земельного участка в собственность (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 18.09.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Администрация Кировского муниципального района просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Заявитель считает несостоятельным вывод суда о том, что спорные участки не относятся к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре. Охранная зона курорта определена в соответствии с действовавшим на момент ее установления законодательством, и то обстоятельство, что она не определена на местности и не зарегистрирована, не меняет ее правовой режим. Факт отнесения одного и того же участка к землям особо-охраняемых территорий и землям населенных пунктов, по мнению заявителя, не противоречит закону, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и 25 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
При этом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введение в действие Градостроительного Кодекса РФ" на проведение мероприятий по зонированию установлен 5-ти летний срок с момента введения в действие Градостроительного кодекса РФ 10.01.2005, который на данный момент не истек, поэтому выводы суда о том, что у спорного земельного участка нет статуса особо-охраняемой территории, являются не основанными на законе. Запрет на предоставление земель особо-охраняемых территорий и объектов прямо установлен ст. 28 п.8 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", такой же запрет установлен и ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды". В связи с ограничением оборотосопособности земельного участка, из-за его отнесения к третьей зоне санитарной охраны курорта Шмаковка в силу прямого указания закона- ст. 27 ЗК РФ, он не может быть передан в частную собственность.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю" решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "Приморнефтепродукт" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 3.62 га для хозяйственной деятельности, что подтверждается Государственным актом N ПК-5-0037, зарегистрированным в книге записей за N 37. На земельном участке с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0181 расположен объект недвижимости - автозаправочная станция N 44, принадлежащая акционерному обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 31.03.2005 серии 25- АА номер 554096).
26.03.2008 общество "Приморнефтепродукт" обратилось в администрацию муниципального образования Кировский район Приморского края с заявлением о передаче ему в собственность земельного участка площадью 7199 кв.м, расположенного пгт. Кировский, ул.Гагарина,93 кадастровый номер 25:05:10 01 004:0181.
Письмом от 30.04.2008 N 10.10 глава Кировского муниципального
района отказал в выкупе указанного земельного участка, сославшись на то, что земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории и в силу п.2 ст. 27 ЗК РФ не может быть предоставлен в частную собственность.
Посчитав отказ администрации Кировского муниципального района в предоставлении спорного земельного участка в собственность незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что на территории пгт. Кировский не проведено зонирование, официальный статус в соответствии с п.10 ст. 85 Земельного кодекса РФ спорному участку не присвоен, не исключен из оборота. Кроме того, по мнению суда, отсутствует какой-либо нормативный акт, в соответствии с которым 2 и 3 зоны округа горно-санитарной охраны были отнесены к особо охраняемым природным территориям и исключены из оборота.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с главой 24 АПК РФ для признания ненормативных актов органов местного самоуправления недействительными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1,5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных
участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченными в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 данной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Понятие и состав земель особо охраняемых территорий дано в статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 2 которой предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно - оздоровительных местностей и курортов.
Согласно статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Вышеназванные федеральные законы следует применять в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ, что следует из ст. 6 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Границы округов и зон санитарной охраны курорта общесоюзного
значения "Шмаковка" Приморского края установлены в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 28.02.1978 N 8-68 "Об установлении границ округов санитарной охраны округов общесоюзного значения Нальчик Кабардино-Балкарской АССР, Сергиевские Минеральные воды Куйбышевской области и Шмаковка Приморского края".
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в том числе карты границ округа и зон санитарной охраны курорта "Шмаковка", арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок общей площадью 7199 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Гагарина, 93 "Е", расположен в границах округа санитарной охраны курорта Шмаковка и находится в особо охраняемой природной территории, третья зона округа горно -санитарной охраны земель территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не подлежат приватизации земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов водоохранного и санитарно-защитного назначения, следовательно, действующее законодательства не предусматривает приватизацию земель особо охраняемых природных территорий.
С учетом изложенного, поскольку спорный земельный участок входит в состав земель, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, которые в свою очередь, ограничены в обороте в силу прямого указания подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, с учетом пункта 2 указанной статьи, не может быть предоставлен в частную собственность.
Заявитель не сослался на закон, устанавливающий возможность приобретения в собственность земель особо охраняемых природных территорий.
Тот факт, что согласно кадастровому плану спорный земельный участок расположен на землях поселений, не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку само по себе данное обстоятельство не исключает возможности вхождения в состав земель поселений земельных участков, относящихся в соответствии с градостроительными регламентами к иным территориальным зонам согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Позиция Общества, а также соответствующий ей вывод суда первой инстанции о необходимости применения к данным отношениям п.3 ст. 96 ЗК РФ в части возможности приобретения в собственность земельного участка, расположенного в третей зоне санитарной (горно-санитраной) охраны, не могут быть приняты, поскольку применение данного пункта связано с ограничением использования земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, которые согласно п.п. 2,5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, не представляются в частную собственность.
В этой связи признается несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что земельные участки входящие в состав второй и третьей зон не исключены из оборота и для них не установлен режим особой охраны, а лишь ограниченное использование.
Таким образом, у Администрации не имелось оснований для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку общество не вправе требовать предоставления земельного участка в собственность, отказ администрации соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.09.2008 по делу N А51-8447/2008 29-223 отменить.
Отказать ОАО "Приморнефтепродукт" в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 7199 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Гагарина, 93, кадастровый номер 25:05:10 01 004:0108 и обязании ответчика принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Приморнефтепродукт", расположенного по адресу: г. Владивосток, пр-т Острякова, 54а в пользу Администрации Кировского муниципального района, расположенной по адресу: пгт Кировский, ул. Советская,57, 1000 (одну тысячу) рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8447/2008
Истец: ОАО "Приморнефтепродукт"
Ответчик: Администрация Кировского муниципального района
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю"