г. Владивосток |
Дело |
"09" февраля 2009 г. |
N А51-8456/2008 25-235 |
Резолютивная часть постановления оглашена "03" февраля 2009 г.
Полный текст изготовлен "09" февраля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Солохиной Т.А.
судей: Симоновой Г.А., Алферовой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.
при участии:
от ЗАО "Ольгерд": адвокат Бурова И.Л. по доверенности б/н от 21.04.2008 года со всеми специальными полномочиями сроком до 21.04.2009 года, удостоверение N 125 от 10.12.2002 года;
от Уссурийской таможни: Прохорова Ю.П. по доверенности N 1463 от 14.03.2008 года со всеми специальными полномочиями сроком на 1 год, удостоверение ГС N 141542, действительно до 01.02.2013 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ольгерд" на решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2008, принятое судьей Хвалько О.П. по делу N А51-8456/2008 25-135 по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" к Уссурийской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконными действий по выставлению требования о предъявлении товара;
установил:
Закрытое акционерное общество "Ольгерд" (далее по тексту - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни, выразившихся в требовании предъявить товары, ввезенные по грузовой таможенной декларации N 10716050/030708/0006064, в зоне таможенного контроля Гродековской таможни, оформленные требованием о предъявлении товара от 04.07.2008 N 06-15/390.
Решением суда от 22.10.2008 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта.
Обжалуя решение суда, Заявитель просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права, а именно при неправильном толковании пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе Заявитель указывает, что указанная норма не содержит прямого указания на то, что товар должен предъявляться именно по месту его оформления, что противоречило бы пункту 70 Инструкции "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356, предусматривающему возможность осуществления мероприятий по таможенному контролю непосредственно в месте нахождения товара. Таким образом, Общество полагает, что обязанность по предъявлению товара декларант может исполнить по месту его нахождения. Считает, что процедура отбора проб и образцов, произведенная 13.07.2008 таможенным инспектором ОТД Уссурийского таможенного поста, могла быть произведена и по месту нахождения товара сотрудниками Гродековской таможни, имеющими такую возможность и соответствующие полномочия.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 апелляционная жалоба ЗАО "Ольгерд" принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель таможенного органа в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции находит судебный акт не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела коллегией установлено, что Закрытое акционерное общество "Ольгерд" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.05.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01276667 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052504409870.
Общество является субъектом внешнеэкономической деятельности, осуществляет ввоз товара (соевого белка-изолята в количестве 230 тонн) железнодорожным транспортом из КНР на территорию РФ.
Товар ввезен по ГТД N 10716050/0300708/0006064. на основании внешнеэкономического контракта N CN-YW0707SP-013 с инопартнером LUNYI YUWANG VEGETEBLE PROTEIN CO.,LTD.
Товар поставлен на условиях "DAF Гродеково", по прибытии на территорию России размещен в зоне таможенного контроля таможенного поста Гродековской таможни.
Подача ГТД произведена Обществом в соответствии с пунктом 1 Приказа ФТС РФ N 1307 от 23.10.07 "О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации" в Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни.
04.07.08 начальником Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни в адрес ЗАО "Ольгерд" направлено требование N 06-15/390, которым обществу предложено предъявить товары по месту их декларирования в зоне Уссурийского таможенного поста.
Основанием для предъявления требования явилось решение начальника Уссурийской таможни, принятое 24.03.2008 на состоявшемся оперативном совещании при начальнике Уссурийской таможни и отраженного в протоколе N 10-04/14. Согласно данному решению при размещении товаров на СВХ, расположенных в непосредственной близости от пунктов пропуска, и подаче грузовой таможенной декларации на внутренних таможенных постах, с 24.03.08 начальникам Уссурийского, Лесозаводского и Арсеньевского таможенных постов предписано требовать предъявления этих товаров по месту оформления ГТД.
Считая, что действия таможни по выставлению требований о предъявлении товара по месту его декларирования не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, ЗАО "Ольгерд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовом акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование о предъявлении товара для проверки сведений, указанных в таможенной декларации, является неотъемлемым правом таможенного органа, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в связи с чем таможенный орган наделен полномочиями потребовать представления товара именно в зоне таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которой производится таможенное оформление, а декларант обязан это требование исполнить.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными исходя из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территорий товаров и (или) транспортных средств любым способом.
Статьей 77 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78 Таможенного кодекса Российской Федерации), помещены на склад временного хранения (далее - СВХ) (глава 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В силу пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.
Пунктом 1 ст. 359 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при таможенном оформлении товаров таможенными органами осуществляется проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, количеству и стоимости товаров.
Следовательно, до принятия решения о выпуске товаров таможенный орган вправе провести мероприятия таможенного контроля в формах таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств (ст. 372 Таможенного кодекса Российской Федерации), из чего следует вывод, что таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств являются одним из этапов декларирования и таможенного оформления товаров.
В соответствии со ст. 62 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.
По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 ст. 362 Таможенного кодекса Российской Федерации для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406) могут быть созданы временные зоны таможенного контроля, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.
Из приведенных выше норм следует, что для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций, в том числе проведение мероприятий таможенного контроля в формах таможенного осмотра и досмотра товаров, существует особый порядок, носящий разрешительный характер.
При этом необходимо соблюдение следующих условий: наличие мотивированного запроса заинтересованного лица, наличие письменного разрешения начальника таможенного органа или уполномоченного им лица, недопустимость снижения эффективности таможенного контроля при совершении таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, решение о создании временной зоны таможенного контроля.
Следует отметить, что оценка эффективности проведения таможенных операций, связанных с наличием в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений технических средств, присутствия должностных лиц является прерогативой таможенного органа постольку, поскольку из положений Таможенного кодекса Российской Федерации не следует иное.
На указанном основании коллегия апелляционной инстанции отклоняет довод Заявителя о недоказанности таможенным органом снижения эффективности таможенного контроля при совершении таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств.
Заявитель подал таможенную декларацию на Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни в силу положений Приказа ФТС от 23.10.07 N 1307.
Статьей 408 Таможенного кодекса Российской Федерации определены правомочия таможенных органов, а пунктом 1 этой статьи, в том числе к их правомочиям отнесено принятие мер, предусмотренных Таможенного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе право потребовать предъявления товаров и транспортных средств к таможенному осмотру (досмотру).
К основным обязанностям декларанта частью 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций отнесено:
1) подача таможенной декларации и представления в таможенный орган необходимых документов и сведений (ст. 131);
2) предъявление декларируемых товаров по требованию таможенного органа;
3) уплата таможенных платежей или обеспечение их уплаты в соответствии с разделом III Таможенного кодекса Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что требование о предъявлении товара для его проверки является безусловным и неотъемлемым правом таможенного органа, непосредственно предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Данному праву таможенного органа корреспондирует обязанность декларанта предъявить декларируемые товары по требованию таможенного органа при их декларировании и совершении иных таможенных операций (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общему правилу, товар должен быть представлен для досмотра именно тому таможенному органу, в регионе деятельности которого производится таможенное оформление (подана таможенная декларация), а декларант обязан это требование исполнить.
В данном случае полномочия по таможенному оформлению ввозимого заявителем товара возложены на Уссурийский таможенный пост, который для выполнения возложенных на него функций вправе применить те формы таможенного контроля, которые считает необходимыми.
Ссылку на п. 79 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утв. Приказом ГТК РФ от 28.11.03 N 1356, арбитражный суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным.
Данным пунктом предусмотрено право таможенного органа в случае декларирования товара таможенному органу, отличному от места его доставки, поручить проведение таможенного досмотра таможенному органу, в регионе деятельности которого хранится товар. Однако реализация данного права возможна только при условии, если ввозимые в Российскую Федерацию товары не являются товарами "риска" или "прикрытия", перечень которых доводится до таможенных органов правовыми актами ГТК России.
Следует отметить, что наличие такого права не означает безусловной возможности проведения таможенного досмотра вне места предъявления таможенной декларации, поскольку полномочия таможенного органа, осуществляющего таможенное декларирование, на самостоятельное осуществление необходимых процедур таможенного контроля и соответствующая обязанность декларанта исполнить требование о предъявлении товара, закреплены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Что касается указания Общества на то, что необходимые таможенные операции по таможенному оформлению товаров могли быть произведены и по месту нахождения товара сотрудниками Гродековской таможни, имеющими такую возможность и соответствующие полномочия, то коллегия его отклоняет в силу следующего.
Часть 1 статьи 402 Таможенного кодекса Российской Федерации выделяет таможенные посты в качестве самостоятельных таможенных органов.
Таможенные посты как самостоятельный институт в системе таможенных органов осуществляют свою деятельность на основании Приказа ФТС России от 13.08.2007 N 956 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте".
Помимо этого, собственный статус таможенных постов подтверждается также ряд нормативных актов, касающихся вопросов таможенного оформления.
Так, до вступления в силу (с 01.01.2008) Приказа ФТС России от 23.10.2007 N 1307 "О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации" действовал Приказ ФТС России от 28.09.2006 N 937 "О таможенных органах правомочных принимать таможенные декларации", согласно которому таможенные посты в регионе деятельности Уссурийской таможни имели право принимать таможенные декларации и осуществлять таможенное оформление. В качестве исключения из перечня органов, правомочных принимать таможенные декларации, указана "Уссурийская таможня".
В связи с вступлением в силу (с 01.01.2008) Приказа ФТС России от 23.10.2007 N 1307 "О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации", компетенцией по принятию таможенных деклараций и производству таможенного оформления стал обладать только Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни и Лесозаводский таможенный пост Уссурийской таможни, а пограничный таможенный пост Гродековской таможни в настоящий момент уполномочен принимать таможенные декларации только в определенных пунктом 2 Приказа случаях, в перечень которых рассматриваемый случай не входит.
Из изложенного следует, что выставление требования о предъявлении товара к досмотру обусловлено не решением начальника Уссурийской таможни, принятым 24.03.2008 на состоявшемся оперативном совещании, а изменением правового регулирования компетенции пограничного таможенного поста Гродековской таможни по принятию таможенных деклараций и наличием соответствующих полномочий у таможенного органа.
Нормы таможенного законодательства определяют, что под декларированием товаров понимается заявление таможенному органу, уполномоченному производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, сведений о товарах, необходимых для таможенных целей (ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что таможенное оформление производится не позднее трех рабочих дней с момента принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органом (ч.1 ст. 152 Таможенного кодекса Российской Федерации), принимая во внимание обязанность декларанта по требованию таможенного органа, производящего таможенное оформление и таможенный контроль, предъявить товары по месту оформления ГТД, коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемые требования Уссурийского таможенного поста о предъявлении товаров основаны на законе.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 100 Таможенного кодекса Российской Федерации товары могут быть помещены на любой склад временного хранения в зоне деятельности таможенного органа. Как пояснил таможенный орган, в зоне деятельности Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни расположены три СВХ: ООО "Уссурийский терминал", ЗАО "Росмет", ООО "Востоктранзиткомплект". Таким образом, исходя из принципа экономической выгоды, учитывая компетенцию определенных таможенных органов по таможенному оформлению, и требования таможенного законодательства о предъявлении товаров по месту оформления ГТД, Общество имеет возможность заключить договор с любым из названных хранителей.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2008 по делу N А51-8456/2008 25-235 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8456/2008
Истец: ЗАО "Ольгерд"
Ответчик: Уссурийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2719/2008