г. Владивосток |
Дело N А51-3500/2008 43-95 |
06 февраля 2009 г. |
N 05АП-2630/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 05.02.2009. Полный текст постановления изготовлен 06.02.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: И.С. Чижикова, Н.А. Скрипки
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Лотоцкой
Стороны не явились (извещены).
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Траснбункер-Находка"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 05.08.2008 по делу N А51-3500/2008 43-95, принятое судьей А.А. Хижинским
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
к закрытому акционерному обществу "Траснбункер-Находка"
о взыскании 3 834 430 руб. 15 коп.,
установил: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к закрытому акционерному обществу "Траснбункер-Находка" с иском о взыскании 3 834 430 руб. 15 коп., из которых 2 623 230 руб. 15 коп. плата за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика на станцию назначения Рыбники, 1 211 200 руб. штраф за задержку вагонов за период с 11.05.2007 по 02.06.2007.
Решением суда от 05.08.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично. С закрытого акционерного общества "Траснбункер-Находка" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 2 623 230 руб. 15 коп. платы за пользование вагонами, 600000 руб. штрафа, а также 27 616 руб. 15 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Во взыскании остальной части штрафа отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя вагонов по вине ответчика подтвержден материалами дела.
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда закрытое акционерное общество "Траснбункер-Находка" просит его отменить. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что причиной простоя вагонов на станции Рыбники была несвоевременная уборка перевозчиком порожних вагонов с выставочного пути. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что доказательства, представленные истцом, не подтверждают факт занятости фронта выгрузки в соответствующий период времени.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
От истца через канцелярию суда поступили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие и письменные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым истец считает состоявшееся по делу решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, в декабре 2003 г. между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и закрытым акционерным обществом "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) на период с 30.01.2004 по 29.01.2009 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники.
Согласно пунктам 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению по телефону.
Пунктом 9 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов 8 часов 50 минут. В случае подачи группы, состоявшей из 20-ти вагонов с грузом мазут, при необходимости разогрева вязких и застывших грузов в теплый период года, технологический срок оборота вагонов может быть увеличен для IV группы на 2 часа при предоставлении владельцем подтверждающих документов и письменном согласовании начальника станции. В случае подачи группы вагонов состоящей из 20-ти вагонов с грузом мазут в зимний период года, технологический срок оборота вагонов 16 часов (в редакции соглашения от 2006 г.).
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожного выставочного пути в течение 3 часа после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке (пункт 14).
В соответствии с пунктом 20 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов, за пользование вагонами перевозчика и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями.
В пункте 18 договора стороны определили, что на условиях данного договора вагоны подаются, в том числе, закрытому акционерному обществу "Траснбункер-Находка", с которым владельцем /ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод"/ заключен договор на выполнение железнодорожных услуги N ЖД182/2006 от 01.01.2006.
Установлено, что в период с 11.05.2007 по 02.06.2007 в адрес ЗАО "Траснбункер-Находка" на станцию Рыбники ДВЖД прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Рыбники вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки свыше технологического времени.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представлены памятки приемосдатчика N N 806341, 806342,806322, 806321, 806323, 806415, 806423, 806429, 806425, 806255, 806261, 806268, 806269, 806261, 806270, 806276, 806282, 806382, 806386, 806398, 806415, 806423, 806425, 806434 (с указанием номеров вагонов, времени уведомления и завершении грузовой операции и уборки вагонов), акты общей формы N N 601424, 601443, 601444, 601445, 601451, 601427, 601428, 601330, 601331, 601332, 601333, 601447, 601448, 601455, 601456, 601462, 601463, 601464, 601466, 601467, 601468, 601422, 601425, 601459, 601460, 601421, 601423, 601426, 601452, 601453, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема, ведомости подачи и уборки вагонов N N 901289, 901290, 901291, 901292, 901293, 901332, 901333, 901334, 901335, 901337, 901338, 901339, составленные на основании данных актов. Истцом начислена плата за пользование вагонами на подъездном пути на станционных путях в сумме 2 623 230 руб. 15 коп. штраф, предусмотренный статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 1 211 200 руб.
Отказ ответчика внести плату за простой вагонов за время их ожидания на путях общего пользования послужил основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в силу части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники и подтверждается представленными доказательствами по делу (выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку), которым дана надлежащая оценка. Также, натурные листы свидетельствуют об уведомлении диспетчера станции о прибытии вагонов.
Довод апелляционной жалобы о нарушении истцом сроков уборки вагонов и о вине истца станционном простое суд апелляционной инстанции во внимание не принимает, как не подтвержденный документально. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, что в указанный период фронт выгрузки не был занят, а также, что ответчик извещал истца о своевременной готовности принять вагоны к выгрузке.
Таким образом, плата за пользование вагонами в сумме 2 623 230 руб. 15 коп. начислена истцом правомерно.
Также законными и обоснованными суд апелляционной инстанции считает исковые требования о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Суд первой инстанции, установив факт простоя вагонов, применив положения статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца 600 000 руб. штрафных санкций.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2008 по делу N А51-3500/2008 43-95 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Траснбункер-Находка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
И.С. Чижиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3500/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ЗАО "Трансбункер-Находка"