г. Владивосток |
Дело |
05 марта 2009 г. |
N А51-9667/2008 29-246 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.03.2009.
Полный текст постановления изготовлен 05.03.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.
при участии:
от администрации г. Владивостока - Четверкина Е.С., по доверенности N 1-3/29 от 12.01.2009 со специальными полномочиями, уд.N 014 от 12.08.2008;
от ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД", УМИГА г. Владивостока, УФРС по Приморскому краю, МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" - представители не явились, извещены надлежаще.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" на решение от 07 ноября 2008 г. по делу А51-9667/2008 29-246 судьи Голуб Е.И. Арбитражного суда Приморского края по заявлению ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" к администрации г. Владивостока
3-и лица: Управление муниципальным имуществом, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке"
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" обратилось в суд с заявлением признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации г. Владивостока от 02.07.2008 N 70-р об отмене распоряжения УМИГА г. Владивостока от 13.05.2008 N 894 "О представлении в аренду земельных участков в г. Владивостоке для временного размещения объектов и иных целей, не связанных со строительством" в части подпункта 1.28 "заключить договоры аренды земельных участков из земель населенных пунктов с ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" и подпункта 1.46 "заключить договоры аренды земельных участков из земель населенных пунктов с ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД".
Определением от 08.10.2008 дело N А51-9667/2008 29-246 объединено с делом N А51-9938/2008 29-250 с присвоением номера N А51-9667/2008 29-246.
Решением суда от 07.11.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт был мотивирован тем, что при издании оспариваемого распоряжения УМИГА N 894 от 13.05.2008 были нарушены требования статьи 34 Земельного кодекса РФ о заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельных участков, в связи с чем в силу положений статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании пункта 17 части 1 статьи 28 Устава города Владивостока у администрации г. Владивостока имелись полномочия по отмене распоряжения УМИГА г. Владивостока от 13.05.2008 N 894 в части подпунктов 1.28, 1.47.
ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает, что оснований считать о нарушении ст.34 Земельного кодекса РФ не имелось, поскольку положения данной статьи не применимы к предоставлению земельного участка в аренду. Администрация г. Владивостока на официальном сайте давала объявление о предоставлении земельных участков в аренду, как и ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" в газету "Владивосток". По мнению Общества, ст.34 ЗК РФ не предусматривает единый порядок информирования населения о предполагаемом предоставлении земельных участков в аренду. Следовательно, судом неправильно применены нормы материального права. При рассмотрении дела суд установил, что со стороны заявителя и УМИГА г. Владивостока порядок предоставления земельных участков в аренду был соблюден. Договор аренды подписан сторонами, передан по акту приема-передачи, внесена арендная плата. По мнению заявителя, суд не исследовал вопрос о том, что с момента принятия оспариваемого распоряжения и по сегодняшний день ответчик не принял никаких мер по устранению нарушений ст.34 ЗК РФ. Также заявитель указывает на то, что суд не полно исследовал доказательства по делу, т.к. неоднократное ходатайство об истребовании у ответчика заключения экспертной коллегии при УМИГА г. Владивостока, которое явилось основанием для издания оспариваемого распоряжения, суд отклонил. Общество оспаривает выводы суда о наличии признаков муниципальной помощи при предоставлении земельного участка за плату и отсутствие согласия на это антимонопольного органа. Данный вопрос в судебном заседании не ставился и не исследовался. С учетом изложенного, Общество просит судебный акт отменить по основаниям пунктов 1,3 части 1 и пунктов 2, 3 части 2 статьи 270 АПК РФ.
ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД", извещенное о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в суд не направило.
Представитель администрации г. Владивостока, с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагает решение суда законным, обоснованным и вынесенным с учетом обстоятельств дела, представлен письменный отзыв.
Управление муниципальным имуществом, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, Управление федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" извещенные о времени и месте судебного разбирательства своих представителей в суд не направили, письменный отзыв не представлен.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации серии ООО N 26037 Общество с ограниченной ответственностью "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что по результатам рассмотрения обращения Общества "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" (протокол заседания комиссии по рассмотрению письменных обращений физических и юридических лиц о представлении в аренду земельных участков в г. Владивостоке для временного размещения объектов, не связанного со строительством) Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока было вынесено распоряжение от 13.05.2008 N 894, в соответствии с подпунктами 1.28, 1.46 п.1 которого было решено заключить с Обществом "Хай Тек Трейд" договоры аренды земельных участков в районе ул. Полевая,6, площадью 3001 кв.м, на срок с 13.05.2008 по 12.05.2033 под площадку отдыха детей в каникулярное время и в районе ул.Баляева,52 площадью 1726 кв.м, на срок с 13.05.2008 по 12.05.2033 под площадку отдыха детей в каникулярное время.
02.07.2008 администрацией Владивостока было вынесено распоряжение N 70-р "Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 N 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 N 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 N 1002".
Посчитав, что распоряжение главы г. Владивостока N 70-р от 02.07.2008 в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 13.05.2008 N 894 (пп. 1.28, 1.46) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не соответствует законодательству, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав пояснения сторон, коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела видно и не оспаривается заявителем, что земельный участок площадью 3001 кв.м,, расположенный в районе ул. Полевая, 6 в г. Владивостоке и в районе ул. Баляева, 52 в г. Владивостоке площадью 1726 кв.м предоставлен распоряжением УМИГА г. Владивостока N 894 от 13.05.2008 в аренду ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" под размещение площадки для отдыха детей в каникулярное время, т.е. для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований вышеназванной статьи, Думой г. Владивостока утвержден муниципальный правовой акт от 08.02.2007 N 73-МПА "Положение о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока", которым предусмотрено, что администрация г. Владивостока обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно Положению об управлении муниципальным имуществом, градостроительства и архитектуры, утвержденным постановлением главы администрации г. Владивостока от 30 августа 2005 года N 965, УМИГА является структурным подразделением администрации г. Владивостока и подчиняется главе администрации, его заместителю, курирующему вопросы деятельности управления.
Пунктом 4.28 Положения, предусмотрено право УМИГА осуществлять предоставление в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, путем принятия распоряжения Управления.
В ходе рассмотрения дела, представитель администрации г. Владивостока пояснил, что основанием к отмене распоряжения УМИГА г. Владивостока N 894 от 13.05.2008г. явился тот факт, что управлением не была обеспечена подготовка информации о земельных участках, предлагаемых в аренду, а также не осуществлена заблаговременная публикация такой информации. В связи с этим распоряжение было отменено, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Более того, 14.05.2008 года на официальном сайте администрации г. Владивостока был размещен текст под заголовком "Список земельных участков во Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не связанных со строительством от 14.05.2008" и 16 мая 2008 года был размещен текст под заголовком "Список земельных участков во Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не с вязанных со строительством от 16.05.2008".
Из пояснений представителя администрации г. Владивостока следует, что данные списки содержали перечень адресов в г. Владивостоке, но не информацию о земельных участках.
В соответствии с пунктами 4, 7 решения Думы г. Владивостока от 16.08.2001 N 21, официальными периодическими изданиями, в которых публикуются муниципальные правовые акты, являются газеты "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья". Доказательств того, что УМИГА г. Владивостока опубликовала в указанных выше официальных СМИ информацию о предоставлении в числе прочих спорного земельного участка в аренду, в материалах настоящего дела не содержится.
Указание на размещение информации о земельных участках, подлежащих передаче в аренду для целей не связанных со строительством в сети Интернет на официальном сайте администрации г. Владивостока не может быть принято в качестве доказательства официального опубликования, поскольку действующее земельное законодательство разделяет понятия "опубликование" и "размещение информации на официальном сайте". Таким образом, учитывая требования пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ УМИГА г. Владивостока перед принятием 13.05.2008 распоряжения N 894 было обязано обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, суд первой инстанции оценив имеющиеся в материалах дела документы пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение УМИГА г. Владивостока от 13.05.2008 N 894 "О предоставлении в аренду земельных участков в г. Владивостоке для временного размещения объектов и иных целей, не связанных со строительством" в части пункта 1.28 "заключить договоры аренды земельных участков из земель населенных пунктов с ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" и п. 1.46 "заключить договоры аренды земельных участков из земель населенных пунктов с ООО "ХАЙ ТЕК ТРЕЙД" является незаконным, как несоответствующее статье 34 Земельного кодекса РФ, а также Положению о предоставлении земельных участков на территории г. Владивостока.
Нарушение обязательной процедуры предшествующей принятию распоряжения о предоставлении земельного участка повлекло нарушение неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 28 Устава г. Владивостока глава г. Владивостока в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края отменяет или приостанавливает действия приказов и распоряжений, принятых его заместителями и руководителями отраслевых и территориальных органов администрации города Владивостока, в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Приморского края, настоящему Уставу, а также решениям Думы города Владивостока.
Следовательно, оспариваемое распоряжение издано главой г. Владивостока в пределах полномочий, предоставленных статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с положениями пункта 17 части 1 статьи 28 Устава г. Владивостока.
Довод заявителя о заключении договора аренды земельного участка, его фактической передаче арендатору и внесении арендной платы судом отклоняется в связи с тем, что доказательств соблюдения требований статьи 609 Гражданского кодекса РФ суду не представлено.
Указание в жалобе на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела не нашло своего подтверждения.
Так, статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.
Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной помощи с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. При этом под муниципальной помощью понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, в том числе путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав (статья 4 названного Закона).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, сделал правильный вывод о наличии признаков оказания муниципальной помощи при предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством при издании УМИГА распоряжения N 894 от 13.05.2008.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными и коллегией отклоняются. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 07 ноября 2008 г. по делу N А51-9667/2008 29-246 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9667/2008
Истец: ООО "Хай Тек Трейд"
Ответчик: Администрация г. Владивостока
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Управление Муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, МУ "Комплексное развитие замель в г.Владивостоке"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3019/2008