г. Владивосток |
Дело |
17 марта 2009 г. |
N А51-672/2008 25-21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от Владивостокской таможни: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Транс Марин Сервис": Скворцова Л.Н. по доверенности со специальными полномочиями б/н от 18.01.2008, выданной сроком до 18.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 31 октября 2008 года
судьи Хвалько О.П.
по делу N А51-672/2008 25-21 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Марин Сервис"
к Владивостокской таможне
о признании недействительным требования N 813 от 12.12.2007,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Марин Сервис" (далее - ООО "Транс Марин Сервис", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - Таможня) о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей от 12.12.2007 N 813.
В судебном заседании в суде первой инстанции Общество уточнило заявленные требования, отказавшись от оспаривания требования N 813 в части недоимки по таможенной пошлине в сумме 515.152 руб. 05 коп. и НДС в сумме 1.947.274 руб. 58 коп. в связи с оплатой данных сумм в добровольном порядке, просило признать недействительным требование N 813 в части возложения обязанности по уплате пени в сумме 644.934 руб. 16 коп. Судом был принят частичный отказ от требований.
Решением от 31 октября 2008 года по делу N А51-672/2008 25-21 суд удовлетворил требования Общества, признав требование Владивостокской таможни об уплате таможенных платежей от 12.12.2007 N 813 недействительным в части извещения ООО "Транс Марин Сервис" о факте задолженности по уплате пеней в сумме 644.934 руб. 16 коп. за несвоевременную уплату таможенных платежей и обязании данную задолженность уплатить.
В обоснование решения суд указал, что фактически в статье 349 Таможенного кодекса РФ под пеней понимается штрафной процент, который взыскивается при неправомерном неисполнении декларантом в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, причем для начисления пеней необходимо доказать факт неправомерности бездействия декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов.
Суд указал, что, поскольку обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов была исполнена Обществом в полном объеме, а недоимка по уплате таможенных платеже возникла в связи с решением таможенного органа о необходимости уплаты таможенных платежей в большем размере, начисление пеней не может быть признано правомерным.
Суд также указал, что требование таможенного органа об уплате таможенных пошлин, налогов, пеней по своей природе фактически аналогично требованию налогового органа, следовательно, оно может являться предметом судебного оспаривания.
Не согласившись с вынесенным решением, Владивостокская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что судом сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, а также неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, просит решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2008 по делу N А51-672/2008 25-21 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Таможня ссылается на то, что требование об уплате таможенных платежей не является ненормативным правовым актом, поскольку представляет собой промежуточный документ таможенного органа в процедуре принудительного взыскания с юридических лиц платежей, а также извещение таможенного органа о факте неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, об обязанности лица их уплатить. По мнению Таможни, требование об уплате таможенных платежей не носит властно-распорядительный характер и не влияет на права и обязанности юридического лица.
Таможня также указала, что считает требование N 813 от 12.12.2007 законным и обоснованным в силу того, что законодателем установлен только один случай, предусмотренный п. 5 ст. 349 Таможенного кодекса РФ, когда пени не начисляются, в остальных случаях подлежит начислению и уплате пеня.
По мнению Таможни, действующим законодательством уплата пени не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины плательщика в просрочке уплаты таможенных пошлин, из чего следует, что при просрочке уплаты таможенных пошлин в любом случае подлежит начислению и уплате пеня. По мнению Таможни, пеня имеет природу таможенных платежей, а не штрафа, в связи с чем для ее начисления нет необходимости установления факта неправомерной неуплаты таможенных пошлин в установленный таможенным законодательством срок.
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что Заявитель с доводами жалобы не согласен, просит оставить решение суда от 31 октября 2008 года по делу N А51-672/2008 25-21 без изменения, апелляционную жалобу Таможни - без удовлетворения.
Заявитель указал, что требование об уплате таможенных платежей имеет властно-распорядительный характер, а его неисполнение влечет определенные негативные последствия для лица, его не исполнившего, т.е. требование Таможни обладает признаками ненормативного правового акта и может быть предметом обжалования в арбитражном суде.
Из содержания отзыва следует, что, поскольку Общество действовало правомерно на основании решений Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара "Сухогруз "Айон", и было освобождено от обязанности уплачивать периодические платежи в связи с разрешительными действиями самой Таможни, то начисление пеней на возникшую задолженность противоречит смыслу нормы права об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и сборов.
Указанные доводы представитель Заявителя поддержал в судебном заседании при рассмотрении коллегией Пятого арбитражного апелляционного суда апелляционной жалобы.
17 февраля 2009 года судебное заседание было отложено коллегией по ходатайству представителя Владивостокской таможни на 11 марта 2009 года на 16 часов 45 минут, о чем участвующие в деле стороны были надлежащим образом уведомлены.
В судебное заседание 11 марта 2009 года представитель Владивостокской таможни не явился, от Таможни поступила телефонограмма, согласно которой Владивостокская Таможня просит рассмотреть дело N А51-672/2008 25-21 в отсутствие своего представителя, на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Принимая во внимание неявку стороны, суд на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствие по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Транс Марин Сервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2003 Инспекцией МНС России N 18 по Восточному административному округу г.Москвы, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037739345500, выдано свидетельство серии 77 N 004018151.
В июле 2004 года Общество ввезло на таможенную территорию России судно "Сухогруз "Айон", заявив его к таможенному оформлению во Владивостокской таможне в качестве товара по ГТД N 10702030/220704/0007835 в таможенном режиме временный ввоз с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок временного ввоза указанного товара был установлен Таможней до 20.07.2005.
30.08.2004 Общество подало во Владивостокскую таможню заявление N 297 о приостановлении с 10-12 сентября 2004 по 01.07.2005 действия режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза "Айон", в связи с помещением судна под режим временного ввоза по генеральной декларации N 10714060/130904/1.
Письмом исх. N 25-49/19515 Таможня сообщила Обществу о разрешении приостановить таможенный режим временного ввоза, заявленный в отношении сухогруза "Айон" по ГТД N 10702030/220704/0007835, с 13.09.2004 по 01.07.2005. Действие таможенного режима временного ввоза было возобновлено с 12.05.2005.
06.06.2005 ООО "Транс Марин Сервис" направило во Владивостокскую таможню заявление N 352 о продлении срока временного ввоза товара до 22.07.2006. Письмом Владивостокской таможни от 15.06.2005 N 25-28/13315 Обществу было направлено решение о продлении срока временного ввоза до 22.07.2006.
В связи с обращением Общества в Таможню 26.09.2005 с заявлением о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза товара "Сухогруз "Айон" по причине помещения указанного судна под режим временного вывоза 24.09.2005 Владивостокская таможня письмом N 25-28/24914 от 26.09.2005 направила решение о разрешении приостановления режима временного ввоза с 24.09.2005 по 01.07.2006.
На основании поступившего во Владивостокскую таможню обращения Общество б/н от 14.06.2006 о продлении действия таможенного режима временного ввоза до 22.07.2007 и о приостановлении действия данного таможенного режима до 01.07.2007, Владивостокской таможней были направлены решения о разрешении продления действия таможенного режима временного ввоза до 22.07.2007 и его приостановления с 01.07.2006 по 01.07.2007 (письмо Таможни от 19.06.2006 N 21-47/16135). Действие таможенного режима временного ввоза было возобновлено с 03.07.2006.
В связи с поступлением в Таможню 29.08.2006 обращения ООО "Транс Марин Сервис" о приостановлении до 22.07.2007 действия таможенного режима временного ввоза товара "Сухогруз "Айон" по причине помещения указанного судна под режим временного вывоза, Владивостокская таможня письмом от 12.09.2006 N 21-47/24117 сообщила о разрешении приостановления режима временного ввоза с 28.08.2006 по 22.07.2007. Действие таможенного режима временного ввоза было возобновлено с 28.05.2007.
На основании заявления Общества от 01.06.2007 Владивостокской таможней был продлен срок временного ввоза товара до 09.11.2007.
Решением вышестоящего органа - Дальневосточного таможенного управления от 28 ноября 2007 года N 10700000/281107/117 были признаны неправомерными и отменены решения Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара "Сухогруз "Айон" от 01.10.2004 N 25-49/19515, от 26.09.2005 N 25-28/24914, от 19.06.2006 N 21-47/16135, от 12.09.2006 N 21-47/24117, а также решения о продлении срока временного ввоза товара "Сухогруз "Айон" от 15.06.2005 N 21-47/16135 и от 07.06.2007 N 19-51/18361.
Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании указанного выше решения Дальневосточного таможенного управления незаконным. Решением Арбитражного суда Приморского края, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Заявителю было отказано.
На основании решения ДВТУ от 28.11.2007 N 10700000/281107/117 Владивостокская таможня произвела расчет подлежащих уплате Обществом таможенных платежей, налогов и пеней за их неуплату и выставила требование N 813 от 12.12.2007 об их уплате. Согласно данному требованию ООО "Транс Марин Сервис" предложено уплатить таможенную пошлину в сумме 515.152 руб. 05 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 1.947.274 руб. 58 коп., а также пени в связи с несвоевременной уплатой таможенных пошлин и налога за период с 01.10.2004 по 12.12.2007 в сумме 644.934 руб. 16 коп., всего 3.107.360 руб. 79 коп.
Не согласившись с данным требованием, ООО "Транс Марин Сервис" обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Приморского края.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба - частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ при перемещении (ввозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
В силу положений пункта 1 статьи 329 Таможенного кодекса РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Согласно п. 1 ст. 349 Таможенного кодекса РФ при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени.
В соответствии с п. 2 ст. 349 Таможенного кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 данной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.
В силу п. 4 ст. 349 Таможенного кодекса РФ при выставлении требования об уплате таможенных пошлин, налогов лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в требовании, пени начисляются в соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 349 Таможенного кодекса РФ пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.
Коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о том, что пеня является штрафным процентом и взимается при неправомерном неисполнении декларантом в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 257-О от 06.12.2001 года, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Следовательно, пеня не является штрафной санкцией, а носит компенсационный характер, направленный на возмещение ущерба государственной казне при несвоевременной уплате налога.
Учитывая, что после принятия Дальневосточным таможенным управлением решения от 28 ноября 2007 года N 10700000/281107/117 Общество не произвело уплату таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, то начисление пеней за период с 29.11.2007 по 12.12.2007 является правомерным.
При этом, используя понятие пени, определенное статьей 75 Налогового кодекса РФ, коллегия исходит из аналогии права в связи с тем, что в Таможенном кодексе РФ понятие пени не дано.
В то же время, рассматривая заявление Общества о признании недействительным требования Таможни об уплате пеней, коллегия исходит из того, что несвоевременная уплата Обществом таможенных пошлин, налогов произошла вследствие отмены Дальневосточным таможенным управлением решений Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара "Сухогруз "Айон" от 01.10.2004 N 25-49/19515, от 26.09.2005 N 25-28/24914, от 19.06.2006 N 21-47/16135, от 12.09.2006 N 21-47/24117, а также решения о продлении срока временного ввоза товара "Сухогруз "Айон" от 15.06.2005 N 21-47/16135 и от 07.06.2007 N 19-51/18361.
До момента отмены вышеуказанных решений Таможня не требовала от Общества перечисления таможенных платежей. Общество, не производя оплату, в свою очередь руководствовалось вышеуказанными решениями Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза и продлении срока действия данного режима.
Таким образом, взыскание с Общества пеней по требованию N 813 за неуплату таможенных платежей является правомерным только с момента вынесения Дальневосточным таможенным управлением решения от 28.11.2007 N 10700000/281107/117.
Как следует из материалов дела, пени по требованию N 813 от 12.12.2007 года начислены в сумме 644.934 руб. 16 коп. за период с 01.10.2004 по 12.12.2007. Поскольку задолженность по таможенным платежам возникла у Общества в связи с принятием Дальневосточным таможенным управлением решения от 28.11.2007 N 10700000/281107/117, то обязанность по уплате таможенных платежей возникла у ООО "Транс Марин Сервис" с 29.11.2007. С этой же даты Обществу должно быть произведено начисление пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей. Следовательно, пени за период с 29.11.2007 по 12.12.2007 включительно по требованию N 813 от 12.12.2007 года были начислены ООО "Транс Марин Сервис" правомерно.
Таким образом, пени подлежащие уплате Обществом по требованию N 813 от 12.12.2007 года в соответствии с п. 2 ст. 349 Таможенного кодекса РФ должны составлять: 11.376 руб. 41 коп., исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования, размер которой в период с 29.11.2007 по 12.12.2007 составлял 10%, от задолженности - 2.462.426 руб. 63 коп., за 14 дней просрочки.
Следовательно, Владивостокская таможня необоснованно начислила Обществу пени в сумме 633.557 руб. 75 коп. (644.934 руб. 16 коп. - 11.376 руб. 41 коп.) за период с 01.10.2004 по 28.11.2007 года включительно.
Довод Владивостокской таможни о том, что требование об уплате таможенных платежей не может быть предметом судебного обжалования, так как не является ненормативным правовым актом, коллегией отклоняется.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (пункт 1 статьи 350 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 350 Таможенного кодекса РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, предусмотренные пунктом 4 указанной статьи, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 351 при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке (пункт 1 статьи 351 ТК РФ).
Таким образом, требование об уплате таможенных платежей имеет властно - распорядительный характер, а его неисполнение влечет определенные негативные последствия для лица, его неисполнившего, т.е. обладает свойствами ненормативного правового акта, который может быть предметом обжалования в арбитражном суде.
Данный вывод подтвержден правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 48 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором разъяснено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика, в котором содержится указание о возложении на него исполнения какой-либо обязанности, прекращения его прав либо привлечение его к ответственности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ такой акт должен одновременно не соответствовать закону и нарушать права заявителя, либо возлагать на него какие-либо обязанности, либо создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку требование таможенного органа об уплате таможенных пошлин, налогов, пеней по своей правовой природе фактически аналогично требованию налогового органа, то и оно может являться предметом судебного оспаривания. Соответственно довод таможни о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду несостоятелен.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о том, что требование Владивостокской таможни от 12.12.2007 года N 813 в части начисления Обществу пеней за период с 01.10.2004 по 28.11.2007 за несвоевременную уплату таможенных платежей и налогов в сумме 633.557 руб. 75 коп. является недействительным. За период с 29.11.2007 по 12.12.2007 Таможня правомерно начислила ООО "Транс Марин Сервис" пени в сумме 11.376 руб. 41 коп.
В соответствии с п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31 октября 2008 года по делу N А51-672/2008 25-21 изменить.
Признать недействительным требование Владивостокской таможни от 12.12.2007 года N 813 в части начисления пеней за период с 01.10.2004 года по 28.11.2007 года включительно в сумме 633.557 руб. 75 коп. в связи с его несоответствием в данной части Таможенному кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении требований о признании недействительным требования Владивостокской таможни от 12.12.2007 года N 813 в части начисления пеней за период с 29.11.2007 года по 12.12.2007 года включительно в сумме 11.376 руб. 41 коп. отказать.
В остальной части решение от 31 октября 2008 года по делу N А51-672/2008 25-21 оставить без изменений.
Постановление может быть обжаловано в ФАС ДВО в 2-х месячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-672/2008
Истец: судоходная компания ООО "Транс Марин Сервис"
Ответчик: Владивостокская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2813/2008