г. Владивосток |
Дело |
20 марта 2009 г. |
N А24-5327/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю.Еремеевой,
судей: З.Д.Бац, Г.А.Симоновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.,
при участии:
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Унитарного муниципального предприятия "Елизовская управляющая компания"
на решение от 04.12.2008
судьи Э.Ю.Ферофонтовой,
по делу А24-5327/2008 Арбитражного суда Камчатского края,
по заявлению Унитарного муниципального предприятия "Елизовская управляющая компания"
к Инспекции государственного экологического и водного контроля Камчатского края
о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2008 N 35/0719-08,
УСТАНОВИЛ:
Унитарное муниципальное предприятие "Елизовская управляющая компания" (далее - Управляющая компания, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного и водного контроля Камчатского края (далее - Инспекция) от 30.10.2008 N 35/0719-08 о привлечении Управляющей компании к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания виде штрафа в размере 10 000 руб.; взыскании с Инспекции денежных средств в размере 24443 руб. за услуги юриста и представление интересов в суде.
Решением суда от 04.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем суд признал правомерным привлечение Управляющей компании к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Управляющая компания обратилась с апелляционной жалобой. В доводах жалобы заявитель указал, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Деятельность Управляющей компании не связана с хранением или захоронением отходов, в связи с чем оно не может быть привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Заявитель жалобы полагает, что Инспекцией не представлены доказательства осуществления Управляющей компанией деятельности в области обращения с отходами, наличия у него самих отходов, тем более что для вывоза твердых бытовых расходов заключен договор от 10.04.2008 N 2 с УМП "Городское жилищно-эксплуатационное управление". Податель жалобы считает что, поскольку Управляющая компания не приобретала права собственности на отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, самостоятельно не занимается транспортировкой и размещением данных отходов, то не обязана разрабатывать проекты нормативов образования отходов и получать лимиты на их размещение.
Кроме того, заявитель жалобы указал, что для размещения офиса (конторы) Управляющая компания арендует нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: г.Елизово, ул.В.Кручины, д.26а, для обслуживания которых ей заключен договор от 10.04.2008 N 12/1 на содержание и текущий ремонт общего имущества специализированного жилого фонда с УМП "Спецжилфонд", в связи с чем, Управляющая компания не обязана разрабатывать проект нормативов образования отходов и получать лимиты на их размещение.
Управляющая компания, Инспекция, извещенные надлежаще о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело слушается в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, повторно проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено.
24.10.2008 должностным лицом Инспекции в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения УМП "Елизовская управляющая компания" требований природоохранного законодательства установлено, что Управляющая компания осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, и в нарушение требований пункта 2 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ей не разработан и не представлен на согласование проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По результатам проверки составлен акт от 24.10.2008 N 22/0719-08.
24.10.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 36/0719-08, согласно которому в действиях Управляющей компании выявлено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 30.10.2008 Инспекцией принято постановление N 35/0719-08 о назначении административного наказания, которым Управляющая компания признана виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и на нее наложен административный штраф в размере 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Управляющей компании, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потреблении или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральным закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 в целях реализации статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Миприроды (пункт 4 Правил).
Согласно статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Управляющая компания осуществляет деятельность по содержанию общего имущества многоквартирных домов и для размещении офиса (конторы) эксплуатирует нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: г.Елизово, ул.В.Кручины, д.26 А (первый этаж, помещения N N 15, 16, 72, 75), на основании заключенного с Управлением финансов и имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения договора аренды нежилых помещений от 10.04.2008 N 41/08.
Из решения Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 28.02.2008 N 372 следует, что Управляющая компания является преемником всех прав и обязанностей Унитарного муниципального предприятия "Единый расчетно-кассовый центр", приобретенных последним в результате открытого конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами.
Во исполнение возложенных на Управляющую компанию обязанностей, 10.04.2008 с Унитарным муниципальным предприятием "Городское жилищно-эксплуатационное управление" заключены договора N 1, N 2 на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территорией жилого фонда.
По условиям названных договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых расходов, УМИ "Городское жилищно-эксплуатационное управление" оказывает услуги по вывозу объектов, принадлежащих Управляющей компании, листьев, травы, веток, твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых отходов.
В целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", Приказом от 02.12.2002 N 786 Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к 4-5 классам опасности для окружающей среды отнесены в том числе: бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы печатной продукции (черно-белая и цветная печать), а также мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный).
Для размещения офиса (конторы) Управляющая компания арендует нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: г.Елизово, ул.В.Кручины, д.26а, и для обслуживания которых ей также заключен договор от 10.04.2008 N 12/1 на содержание и текущий ремонт общего имущества специализированного жилого фонда с УМП "Спецжилфонд".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Управляющая компания осуществляет вывоз с арендуемого им помещения, мусора от уборки помещения, а также отходы, которые образуются при осуществлении ее деятельности, а именно: бумага от канцелярской деятельности, отходы печатной продукции, которые относятся к классификационному 5 классу.
Таким образом, все вышеперечисленные ТБО имеют класс опасности для окружающей среды V и, следовательно, являются опасными отходами, поэтому Управляющая компания обязана была разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Судебная коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что его деятельность не связана с размещением отходов и он не может быть привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается факт того, что Управляющая компания осуществляет деятельность с обращением отходов, под которыми понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Хранение и захоронение отходов является размещением отходов, что входит в общее понятие обращение с отходами.
Поскольку Управляющей компанией не были разработаны и представлены на утверждение Инспекции проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о том, что в действиях Управляющей компании содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Суд апелляционной инстанции считает, что порядок и сроки привлечения Управляющей компании к административной ответственности соблюдены. Оспариваемое постановление вынесено без нарушений требований и норм административного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования о взыскании с Инспекции суммы судебных издержек в размере 24443 руб. за услуги юриста и представление интересов Управляющей компании в суде, на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.12.2008 по делу N А24-5327/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю.Еремеева |
Судьи |
Г.А.Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5327/2008
Истец: УМП "Елизовская управляющая компания"
Ответчик: Инспекция государственного экологического и водного контроля Камчатского края