г. Владивосток |
Дело |
23 марта 2009 г. |
N А51-10976/2008 10-125 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Еремеевой О.Ю.
судей: Бац З.Д., Симоновой Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.
в отсутствие сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд"
на решение от 29 октября 2008
судьи Слепченко О.М.
по делу N А51-10976/2008 10-125 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация "Жилищный фонд"
к Заместителю главного государственного инспектора г.Дальнегорска и Дальнегорского района по пожарному надзору Пинскому Р.А.
об отмене постановления от 30.09.2008 N 530 "О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" (далее по тексту - "заявитель", "общество", "управляющая организация") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Заместителю главного государственного инспектора г.Дальнегорска и Дальнегорского района по пожарному надзору (далее - "административный орган") об отмене постановления административного органа от 30.09.2008 N 530 "О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу" о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - "КоАП РФ") за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в сумме 10.000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29 октября 2008 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Приморского края от 29 октября 2008 года ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" обратилось в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта.
В обосновании жалобы общество указывает на то, что оно осуществляет только управление многоквартирными домами и не уполномочено собственниками дома N 4 по ул. Ключевская владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом данного дома, а следовательно не входит в перечень лиц, указанных в статье 38 ФЗ "О пожарной безопасности" которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В доводах жалобы заявитель ссылается на то, что собственником нежилых помещений в цокольном этаже многоквартирного жилого дома является Администрация Дальнегорского городского округа в лице Управления муниципальным имуществом Дальнегорскогго городского округа, которое и несет ответственность за принадлежащее ему имущество.
Отдел государственного пожарного надзора г. Дальнегорска представил в суд через канцелярию письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с апелляционной жалобой ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" не согласен по следующим основаниям.
ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" и Администрация Дальнегорского городского округа - собственник жилых (неприватизированных муниципальных квартир) и нежилых помещений в многоквартирных домах заключили договор управления многоквартирным домом, а также Администрация Дальнегорского городского округа передала ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" права владения, пользования и распоряжения имуществом. Согласно пункта 1.1 указанного договора Управляющая организация по заданию Собственника в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги собственнику помещения в таком доме и пользующимся помещениями в таком доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно приложения N 2 к договору определен состав общего имущества многоквартирного жилого дома, в отношении которого осуществляется управление, в перечень которого входят, в том числе чердаки, технические этажи, подвалы.
Также, в доводах на апелляционную жалобу Отдел государственного пожарного надзора г. Дальнегорска ссылается на пункт 4.1.1 раздела 4 договора, в котором указано, что Управлдяющая организация берет на себя обязательства управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством. При этом, согласно п.п. "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Как следствие, Отдел государственного пожарного надзора г. Дальнегорска считает, что на ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" возложена ответственность за содержание жилых домов, в связи с чем оно является субъектом ответственности.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны явку представителей в суд не обеспечили.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, по имеющимся в деле материалам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке ст. ст.266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что судебный акт отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством серии 25 N 003014041 общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Из материалов дела следует, что отделом государственного пожарного надзора г. Дальнегорска 26.09.2008 проведена проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме, которым управляет общество, расположенном по адресу: Приморский край, г. Дальнегорск, ул. Ключевская, 4, в присутствии директора общества Зачиняева Н.В.
По результатам проверки установлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 113: в нарушение п. 4 ППБ 01-03 отсутствует система пожарной безопасности; в нарушение п.18 ППБ 01-03 не соблюдается и не поддерживается противопожарный режим жилого дома, а именно: хранятся мебель и другие горючие предметы в подвальном (цокольном) помещении (п. 40 ППБ 01-03); не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц в подвальное (цокольное) помещение (п.44 ППБ 01-03); в нарушение п. 40 ППБ 01-03 оконные блоки цокольного этажа заложены кирпичом, забиты фанерой и досками.
Указанные обстоятельства явились поводом для составления в отношении ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" протокола об административном правонарушении по факту нарушения требований пожарной безопасности юридическим лицом от 26.09.2008 N 530.
Постановлением N 530 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, а именно - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, и на ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" наложен административный штраф в размере 10.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 арушение требований пожарной безопасности, установленных стандаот ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Частью 2 .1 КоАП РФ#S предусмотрено, что юридическое лицо признается винно, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом пунктом 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Следовательно, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). При этом содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Из материалов дела следует, что согласно Постановления Главы Дальнегорского городского округа N 204 от 13 апреля 2008 года, Протокола N 200 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 4 по ул. Ключевская г. Дальнегорска от 31 марта 2008 года, на основании договора администрации Дальнегорскогго городского округа с ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" общество приняло на себя обязанности управляющей компании по содержанию, обеспечению сохранности, обслуживанию и эксплуатации жилых домов, нежилых помещений, в том числе по соблюдению правил пожарной безопасности.
В соответствии с договором ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" приняла обязательства по организации выполнения работ по техническому обслуживанию, а также выполнению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Кроме того, согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, заключение собственником муниципального имущества - администрацией Дальнегорскогго городского округа с ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" договора произведено во исполнение вышеназванной нормы права, и направлено на обеспечение управляющей компанией первичных мер пожарной безопасности в домах муниципального жилого фонда. Следовательно, общество несет гражданско-правовую ответственность по обязательствам в рамках договора, заключенного с ним администрацией г. Владивостока.
При таких обстоятельствах, субъект правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным органом и судом определен правильно. Довод жалобы в этой части коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери. Люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы.
Согласно пункту 44 двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается в числе прочего, загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов (пункт 53 Правил).
Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (пункт 57).
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Изучив материалы дела, коллегия приходит к выводу о том, что факт нарушения ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" требований пожарной безопасности, установленных пунктами 40, 44, 53, 57, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации доказан. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 530, и по существу, не отрицается самим обществом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд" содержатся признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается доказательствами, представленными административным органом. Следовательно, привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ правомерно.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении коллегией не установлено.
Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29 октября 2008 по делу N А51-10976/2008 10-125 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Еремеева О.Ю. |
Судьи |
Бац З.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10976/2008
Истец: ООО "Городская управляющая организация "Жилищный фонд"
Ответчик: ОГПН по г.Дальнегорску
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3141/2008