Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 августа 2006 г. N КА-А40/5761-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2006 г.
Инспекция ФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ООО "Евронефть" (далее - Общество) о взыскании налоговых санкций в размере 16.166 руб. 75 коп. в соответствии с решением Инспекции от 10.10.2005 N 12.2-724, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в указанном размере.
Определением суда от 14.03.2006 производство по делу N А40-5036/06-118-49, возбужденному по заявлению Инспекции к ООО "Евронефть" о взыскании штрафа в размере 16.166 руб. 75 коп., прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на неправильное применение судом вышеназванных норм материального права. Инспекция полагает, что налоговый орган правомерно обратился в суд, поскольку срок исполнения требования об уплате налоговой санкции, принятого на основании решения от 10.10.2005 N 12.2.-724 о привлечении к налоговой ответственности, на момент принятия Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ не истек, следовательно, Инспекция правомерно обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Инспекция и Общество извещены о времени разбирательства по жалобе, в суд своих представителей не направили.
Дело рассмотрено по правилам ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд г. Москвы, прекращая производство по делу исходил из того, что взыскание штрафа должно производиться во внесудебном порядке в соответствии с положениями ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", поскольку размер штрафа не превышает 50.000 руб., а заявление о его взыскании подано в арбитражный суд 20.01.2006.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно п. 4 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанным Законом Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен статьей 103.1, согласно которой, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. До обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
В силу п. 7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также, в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма взыскивается в судебном порядке в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с внесенными в статьи 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2006, их положения о порядке взыскания налогов и пеней применяются при взыскании штрафов только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" следует, что при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлением о взыскании санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются налоговыми органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей, санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд правомерно в соответствии с действующим законодательством прекратил производство по данному делу.
Доводы Инспекции, изложенное в кассационной жалобе, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения статьи 103(1) Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" разъяснено, что, поскольку статья 103(1), пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.
Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, установленных абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При этом при решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке
При таких обстоятельствах доводы налогового органа подлежат отклонению как несоответствующие закону.
Поскольку с заявлением в арбитражный суд Общество обратилось 20.01.2006, то есть после вступления в законную силу внесенных изменений относительно досудебного порядка взыскания налоговых санкций, суд правомерно прекратил производство по настоящему делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение от 14.03.2006 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-5036/06-118-49 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с организации недоимки по налогам, размер которой не превышает 50000 рублей. Свое решение инспекция мотивировала тем, что после истечения срока взыскания недоимки во внесудебном порядке налоговый орган вправе обратиться в суд.
Суд первой инстанции поддержал позицию налогоплательщика.
Федеральный арбитражный суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал на Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 НК РФ в части урегулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций".
Согласно вышеупомянутому постановлению, ст.103.1 и п.7 ст.114 НК РФ предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков.
Таким образом, недоимка в сумме менее 50000 рублей не может быть взыскана с организации в судебном порядке.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогового органа а решение суда нижестоящей инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2006 г. N КА-А40/5761-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании