г. Владивосток |
Дело N А51-8558/2008 41-242 |
03 апреля 2009 г. |
N 05АП-336/2009 |
N 05АП-216/2009
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 01.04.2009. Полный текст постановления изготовлен 03.04.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижиков
при ведении протокола судебного заседания судьей И.С. Чижиковым
при участии в заседании:
от истца - Кузина А.Н. (уд.N 111 001887, выдано 19.07.2007);
от ответчика - представитель не явился (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", закрытого акционерного общества "Приморские ворота - Восточный завод"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 16.12.2008 по делу N А51-8558/2008 41-242 судьи С.М. Синицыной
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"
к закрытому акционерному обществу "Приморские ворота - Восточный завод"
о взыскании 7052 руб. 74 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к закрытому акционерному обществу "Приморские ворота - Восточный завод" с иском о взыскании 7052 руб. 74 коп. платы за пользование вагонами на станционных путях прибывших в адрес ответчика на станцию назначения Рыбники в период с 10.08.2007 по 13.08.2007.
Решением суда от 16.12.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично. С закрытого акционерного общества "Приморские ворота - Восточный завод" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 4064 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги". Во взыскании 3794 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежавших ОАО "Российские железные дороги" отказано.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Приморские ворота - Восточный завод" обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своих доводов ОАО "Российские железные дороги" ссылается на Тарифное руководство N 2 и полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания 3794 руб. 88 коп. платы за пользование вагонами на станционных путях, которые не принадлежат ОАО "Российские железные дороги".
Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, ЗАО "Приморские ворота - Восточный завод" просит его отменить. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что причинами простоя вагонов на станции Рыбники явились доставка вагонов перевозчиком ранее договорных сроков поставка вагонов в большем количестве, чем предусмотрено инструкцией.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, по апелляционной жалобе ЗАО "Приморские ворота - Восточный завод" возразил, указал на законность состоявшегося по делу решения суда в части взыскания 4064 руб. 88 коп.
ЗАО "Приморские ворота - Восточный завод", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав доводы и возражения представителя истца, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Как следует из материалов дела, в декабре 2003 г. между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и закрытым акционерным обществом "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) на период с 30.01.2004 по 29.01.2009 заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники.
В соответствии с пунктом 20 договора владелец уплачивает перевозчику сборы за подачу и уборку вагонов (подпункт "а"), пользование вагонами перевозчика по условиям Тарифного руководства N 2 (подпункт "б") и другие сборы и штрафы, предусмотренные действующими положениями (подпункт "в").
В силу пунктов 11 и 12 Тарифного руководства N 2 при задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблице N 9 данного тарифного руководства. При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных, плата за время нахождения таких вагонов на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в указанной выше таблице N 9 тарифного руководства.
Учитывая положения пункта 20 договора, тарифного руководства N 2, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в обязанности владельца путей также входит также обязанность по уплате перевозчику платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования при задержке приема владельцем.
Установление размера платы за пользование вагонами и правил его определения применительно к осуществляемым ОАО "Российские железные дороги" операциям на путях общего пользования находятся в компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование цен (тарифов) на железнодорожном транспорте. Взимание железной дорогой платы за пользование вагонами, применительно к случаям задержки не принадлежащих ОАО "Российские железные дороги" вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в установленном Тарифным руководством N 2 размере является правомерным, и ОАО "Российские железные дороги" должны вноситься суммы платы за пользование вагонами в размере 50 процентов от размера платы, взимаемой при задержке вагонов, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги".
Обязанность применения положений Тарифного руководства N 2 к отношениям, одной из сторон которых выступает ОАО "Российские железные дороги", вытекает именно из положений закона и не может быть отнесена к возникающей из соглашения сторон.
Применение при расчете размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, положений Тарифного руководства N 2 не противоречит позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005, поскольку в рамках рассматриваемого спора плата взимается не за пользовнаие вагонами, а за время за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Установлено, что в период с 10.08.2007 по 13.08.2007 в адрес ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" на станцию Рыбники ДВЖД прибывали вагоны, которые длительное время находились на путях станции Рыбники вследствие невозможности подачи их под выгрузку по причине занятости фронта выгрузки свыше технологического времени.
Истцом в подтверждение указанных обстоятельств, представлены памятки приемосдатчика (с указанием номеров вагонов, времени уведомления и завершении грузовой операции и уборки вагонов), акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. На основании данных актов составлены ведомости подачи и уборки вагонов и начислены плата за пользование вагонами на подъездном пути и на станционных путях в сумме 7052 руб. 74 коп., из которых 4064 руб. 88 коп. плата за пользование вагона, которые принадлежат ОАО "Российские железные дороги", 3794 руб. 88 коп. плата за пользование вагона, которые не принадлежат ОАО "Российские железные дороги".
Отказ ответчика внести плату за простой вагонов за время их ожидания на путях общего пользования послужил основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" с настоящим иском в арбитражный суд.
Пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в силу части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов по причине занятости фронта выгрузки.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства, касающиеся уведомления истцом ответчика о подаче вагонов под выгрузку. Порядок уведомления соблюден перевозчиком в соответствии с положениями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Рыбники и подтверждается представленными доказательствами по делу (выписками из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку), которым дана надлежащая оценка. Также, натурные листы свидетельствуют об уведомлении диспетчера станции о прибытии вагонов.
Довод апелляционной жалобы ЗАО "Приморские ворота - Восточный завод" о превышении истцом количества вагонов суд апелляционной инстанции отклоняет. Так, в актах общей формы отражено количество вагонов, не превышающее предельное количество вагонов, предусмотренное с учетом количества вагонов, установленного договором. Кроме того, превышение количества вагонов не освобождает владельца путей от платы за вагон, простоявших на путях общего пользования в ожидании выгрузки сверх положенного времени.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что факт простоя вагонов на путях общего пользования подтвержден материалами дела. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, не представлено. Плата за пользование и простой вагонов в сумме 7052 руб. 74 коп., включающая вагоны, как принадлежащие, так не принадлежащие перевозчику, начислена истцом правомерно.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменяет состоявшееся по делу решение суда и удовлетворяет исковые требования ОАО "Российские железные дороги" в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на закрытое акционерное общество "Приморские ворота - Восточный завод".
Руководствуясь статьями 110, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.12.2008 по делу N А51-8558/2008 41-242 изменить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Приморские ворота - Восточный завод" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 7052 руб. (семь тысяч пятьдесят два) 14 коп. платы за пользование вагонами, 500 руб. (пятьсот) расходов по уплате государственной пошлины по иску, 1000 руб. (одна тысяча) расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8558/2008
Истец: ОАО Российские железные дороги филиал ДВЖД
Ответчик: ЗАО "Порт Восточные Ворота-Приморский завод"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-216/2009