г. Владивосток |
Дело |
07 апреля 2009 г. |
N А24-4129/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.04.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.04.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: судьи Л.Ю. Ротко
судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижикова
при ведении протокола судебного заседания: судьей И.Л. Яковенко
при участии:
от заявителя и третьего лица - представители не явились (извещены);
от ответчика - Лидовская Е.А. (дов. от 11.01.2009, уд. 0021);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос"
на решение Арбитражного суда Камчатского края
от 25.11.2008 по делу N А24-4129/2008 судьи А.М. Сакун
по заявлению общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос"
к Правительству Камчатского края
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса"
о признании незаконными действий конкурсной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбаторс" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Правительству Камчатского края о признании незаконными действий конкурсной комиссии по размещению государственных заказов в социальной сфере посредством конкурса или аукциона по не допуску в участию в конкурсе общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбаторс" и по допуску к участию в конкурсе общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса".
Заявление основано на статье 57 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" и главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса".
Решением суда от 25.11.2008 в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Металлист" отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что несоответствие заявки общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбаторс" на участие в конкурсе требованием конкурсной комиссии заявителем не опровергнуто. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, выполнив требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что оспариваемое решение комиссии, оформленное протоколом от 26.05.2008, соответствует закону.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции дал неправильную оценку обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своего представителя Правительство Камчатского края по доводам общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" возразило, пояснило, что указание в протоколе пункта 4 вместо пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" является опечаткой, не влияющей ну суть решения конкурсной комиссии.
Общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос", общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными и муниципальными заказчиками могут выступать, в том числе, государственные органы и органы местного самоуправления. Функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков осуществляют, в случае их создания, уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (уполномоченные органы).
Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Камчатского края, являясь государственным заказчиком субъекта Российской Федерации, осуществляло размещение краевого государственного заказа на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в 2008 году путем процедуры открытого конкурса N 28к-2008. В газете "Официальные ведомости" N 55-57 от 22.04.2008 опубликовано извещение N 28к-2008 о проведении конкурса:
- оказание услуг по организации конкурса и оздоровления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений Петропавловск-Камчатского округа (1,11, III смены) (лотN 1);
- оказание услуг по организации конкурса и оздоровления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений Корякского округа (I смена) (лот N 2);
Аналогичное извещение размещено на официальном сайте в сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
На участие в открытом конкурсе по размещению заказа по лоту N 1 поданы две конкурсные заявки, включая заявку общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос". По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия 26.05.2008 по лоту N 1 приняла следующие решения:
- допустить к участию в конкурсе и признать участниками конкурса участников размещения заказа подавших заявки на участие в конкурсе - общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса";
- отказать обществу с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" в допуске к участию в конкурсе на основании части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.06.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации (части III технического задания пункт 4 - наличие на территории лагеря бассейна с термальной проточной водой);
- признать конкурс по лоту N 1 несостоявшимся в связи с допуском к участию в конкурсе по нему лишь одного участника - общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса", заказчику рекомендовать заключить контракт с этим участником конкурса на условиях и по цене контракта, предусмотренных в заявке на участие в конкурсе и конкурсной документации.
Решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 26.05.2008 N 28/к-2, и протокол N 28к-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 23.05.2008 опубликованы в установленные сроки в официальном печатном издании и размещены на официальном сайте в сети Интернет.
Поскольку участником конкурса признан только один участник размещения заказа, подавший конкурсную заявку на участие в конкурсе, конкурс на основании части 4 статьи 27 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" признан несостоявшимся. Заказчику рекомендовано заключить государственный контракт с единственным участником размещения заказа, который признан участником конкурса - общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса", на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены конкурсной заявкой и конкурсной документацией.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.
Участник размещения заказа вправе обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа (пункт 1 статьи 57 Закона).
Установлено, что действия государственного заказчика - Министерство образования и науки Камчатского края, общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" в административном порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд", не обжаловало. Считая свои права нарушенными, общество с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Металлист", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации (пункт 4 части 1 статьи 12 закона).
В соответствии с разделом (частью) 3 конкурсной документации (технического задания на оказание услуг по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровления детей) условиями оказания услуг являются: обеспечение комфортных условий проживания (1), организация питания детей (2), лечебно-профилактические услуги (3), организация купания детей в бассейне (4), а также другие условия, поименованные в пунктах 5-12. В частности пунктом 4 - организация купания детей в бассейне предусмотрено условие наличие на территории лагеря бассейна с термальной проточной водой.
Из материалов дела следует, что заявка общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" не соответствует требованиям пункта 4 раздела 3 конкурсной документации о наличии на территории лагеря бассейна с термальной проточной водой. Данное обстоятельство подтверждено письмом ГУП "Камчатскбургеотермия" от 23.05.2008 (л.д.79).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательство по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, пришел к выводу, что общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" не представило доказательств, опровергающих выводы конкурсной комиссии и подтверждающих соответствие своей заявки требованию пункта 4 раздела 3 конкурсной документации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявка общества с ограниченной ответственностью "Детский оздоровительный лагерь "Металлист" не соответствовала требованиям конкурсной документации и правомерно были исключена из участия в конкурсе.
Протоколы N N 28к-1 от 23.05.2008 28к-2 от 26.05.2008 не содержат сведений о существенных нарушениях в части заявки общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса". Кроме этого, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель не указал, каким образом действия конкурсной комиссии по допуску к конкурсу другого участника размещения заказа общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Алые паруса" нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Поскольку решение конкурсной комиссии об отказе обществу с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" в допуске к участию в конкурсе является законным и, в связи с этим, не нарушает его прав и законных интересов, оснований для удовлетворения его заявления в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Более того, в силу пункта 2 статьи 57 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.
По смыслу пункта статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик не вправе заключить государственный или муниципальный контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в части 1 настоящей статьи. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, в целях обеспечения прав участников размещения заказа и победителей конкурсов, а также пресечения злоупотреблений, законом предусмотрено, что заявление о признании незаконными действий конкурсной комиссии, в том числе, по отказу в участии в конкурсе может быть подано как в судебном, так и административном порядке, до заключения государственного контракта, но не позднее десяти дней после размещения протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.
Протокол N 28к-2 подписан 26.05.2008, размещен в сети Интернет 28.05.2008, что не оспаривается сторонами. Заявление о признании действий незаконными подано обществом с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" 22.08.2008, то есть после установленного срока и после заключения государственного контракта. Данное обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления и апелляционной жалобы не имеется. Решение суда, принятое по существу спора, соответствует номам материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2008 по делу N А24-4129/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь "Альбатрос" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Камчатского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4129/2008
Истец: ООО ДОЛ "Альбатрос"
Ответчик: Правительство Камчатского края
Третье лицо: ООО ДОЛ "Алые паруса"
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-67/2009