г. Владивосток |
Дело |
22 апреля 2009 г. |
N А51-10286/2008 31-57 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Еремеева О.Ю., Симонова Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Агапитовой О.А.
при участии:
от ИФНС России по г.Находке Приморского края: Тян Л.Н. по доверенности со специальными полномочиями N 245 от 21.08.2009 года, выданной сроком на 1 год;
от ООО "ЭКТО": Рогалев Е.В. по доверенности со специальными полномочиями N 15 от 10.04.2009 года, выданной сроком на 60 календарных дней,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Находке Приморского края
на решение от 09 декабря 2008 года
судьи Попова Е.М.
по делу N А51-10286/2008 31-57 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению ООО "ЭКТО"
к ИФНС России по г.Находке Приморского края
о признании недействительным решения от 07.08.2008 N 07-56/61
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКТО" (далее - ООО "Экто", Заявитель, Общество, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края (далее - ИФНС России по г.Находке Приморского края, Инспекция, Налоговый орган) от 07.08.2008 N 07-56/61 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части, относящейся к дополнительному начислению налога на прибыль, пеней, штрафных санкций за 2005 год в связи с исключением из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, затрат в сумме 65.312.791 руб., связанных с приобретением лицензий (квот) на ввоз на территорию России мясной продукции.
Решением от 09 декабря 2008 года суд удовлетворил заявленные требования, признав обжалуемое решение Инспекции недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 2.052.811 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций в сумме 62.151 руб.
В решении суд указал, что расходы на приобретение аукционных лотов формируют стоимость лицензии на импорт свинины, которая формирует расходы, связанные с заготовлением товара. Руководствуясь нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, суд указал, что такие расходы включаются в состав расходов, связанных с реализацией. Суд также указал, что, поскольку материалами дела подтверждается факт использования приобретенных Обществом квот и ввоза мясной продукции в 2005 году, то расход, связанный с получением лицензии, признается в налоговом учете также в 2005 году.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Приморского края от 09 декабря 2008 года по делу N А51-10286/2008 31-57 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Инспекция указала, что в соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению" оприходование прибывших на склад товаров отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам; транспортные и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счета 44 "Расходы на продажу"; поступление товаров может быть отражено с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Согласно жалобе, при проверке оборотно-сальдовой ведомости за 2005 год Инспекцией было установлено, что ведение счета 42 "Торговая наценка" и счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Обществом не осуществлялось, кроме того, организацией не отражены по счет 42 "Торговая наценка" суммы торговой наценки в размере 65.312.791 руб.
Инспекция указала, что ООО "ЭКТО" не обеспечило полное и достоверное отражение финансово-хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, выразившееся в неправильном формировании себестоимости товара, что повлекло, по мнению Налогового органа, занижение доходов от реализации импортного товара на внутреннем рынке Российской Федерации, на 65.312.791 руб.
Также, по мнению Инспекции, Заявителем неправомерно включены в состав внереализационных расходов затраты, связанные с приобретением квот. В жалобе Налоговый орган указал, что в пп. 3 п. 1 ст. 268 и ст. 320 НК РФ определен порядок определения расходов при реализации товаров по торговым операциям. В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется, исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов. В ст. 265 НК РФ "Внереализационные расходы" расходы на приобретение товаров не поименованы. Расходы на приобретение квот в сумме 65.312.791 отражены Обществом по строке 100 "операционные расходы" формы N 2 "отчета о прибылях и убытках", а также по строке 040 декларации по налогу на прибыль за 2005 год, в то время как, по мнению Инспекции, сумма расходов на приобретение квот должна быть отражена Обществом по строке 010, как расходы, уменьшающие сумму доходов в декларации по налогу на прибыль.
Через канцелярию суда Налоговым органом была представлена уточненная позиция к апелляционной жалобе, в которой Инспекция указала на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что при проведении проверки был использован метод определения цены товара, предусмотренный п. 1 ст. 40 НК РФ. Согласно жалобе, Налоговым органом был использован бухгалтерский метод расчета доходов, исходя из бухгалтерского метода учета расходов, в котором стоимостная оценка квот является неотъемлимой частью цены товара. Инспекция указала, что не оспаривает факт оплаты квот и факт ввоза импорта, а оспаривает арифметическое действие - формирование цены товара в целях бухгалтерского учета, которое привело к неверному формированию налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2005 год.
От ООО "ЭКТО" в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Общество не согласно, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "ЭКТО" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г.Находке Приморского края 11 декабря 2002 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании решения руководителя Инспекции от 15.06.2007 N 680 должностными лицами Налогового органа была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в т.ч. налога на прибыль организаций за период с 01.04.2004 по 31.12.2006. По окончании проверки Налоговым органом был составлен акт проверки от 14 марта 2008 года N 11. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств на основании решения заместителя начальника ИФНС России по г. Находка от 02.06.2008 N07/34 были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам которых 02.07.2008 года составлен акт N 11/1.
В ходе проверки Инспекция установила, что в нарушение ст. 265 НК РФ Общество неправомерно включило в состав внереализационных расходов затраты в сумме 65.312.791 руб., связанные с приобретением лицензий (квот) на ввозимую в Российскую Федерацию мясную продукцию.
По результатам рассмотрения акта от 14 марта 2008 года N 11, других материалов выездной налоговой проверки Начальником ИФНС России по г.Находке Приморского края было вынесено решение от 07.08.2008 года N 07-56/61, которым ООО "ЭКТО" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде взыскания штрафа в размере 235.016 руб., кроме того, Обществу был дополнительно доначислен к уплате налог на прибыль в сумме 2.994.555 руб. и пени в сумме 82.727 руб. 02 коп.
Не согласившись частично с решением Инспекции, Общество обратилось с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых главой 25 Налогового Кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Перечень расходов, связанных с производством и реализацией установлен ст. 253 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Перечень внереализационных расходов приведен в ст. 265 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2005 года ООО "ЭКТО" осуществляло деятельность по оптовой реализации мясной продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации по контрактам, заключенным с иностранными компаниями.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также иными положениями данного Федерального закона. Статьей 23 Федерального закона N 164-ФЗ установлено, что принятие решения о введении квоты, определение метода ее распределения и порядок проведения конкурса или аукциона возлагается на Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2004 года N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году", и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2004 года N 878 "О регулировании импорта говядины мороженой в 2005 году" установлено, что таможенное оформление свинины и мороженой говядины, ввозимых в 2005 году в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в установленном порядке.
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ было поручено осуществлять выдачу лицензий на ввоз указанных товаров по итогам аукционной продажи.
В соответствии с "Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений", (далее - Положение) утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 года N 1299, квоты на экспорт или импорт товаров распределяются путем проведения конкурса или аукциона.
При этом в соответствии с п. 17 указанного Положения к конкурсному предложению прилагается действующая банковская гарантия или платежный документ, подтверждающий внесение участником конкурса на специальный счет Министерства промышленности и торговли Российской Федерации безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение условий конкурса. Размер задатка определяется Комиссией по предложению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации. Пунктом 38 Положения установлено, что задаток победителя конкурса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключаемому между ним и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашению об условиях и порядке реализации квоты.
В соответствии со ст. 49 Положения победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот Министерство промышленности и торговли Российской Федерации через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота. На основании полученного сертификата победителю аукциона Министерством промышленности и торговли Российской Федерации осуществляется выдача лицензии.
Таким образом, расходы на оплату задатка или лота с целью участия в конкурсе или аукционе по продаже экспортных и импортных квот, являются расходами лица, связанными с приобретением лицензий на экспорт или импорт товаров.
В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н для целей данного Положения по бухгалтерскому учету к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются, в том числе, активы предназначенные для продажи. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. В соответствии с пунктами 5, 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, при этом фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся, в том числе иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
В соответствии с пп. 49 п. 1 ст. к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Из изложенного следует, что, поскольку приобретение Обществом квот на импорт мясной продукции является обязательным условием для получения лицензии на ввоз в Российскую Федерацию свинины и мороженной говядины, а оптовая реализация мясной продукции является основным видом деятельности ООО "ЭКТО", то расходы на приобретение квот относятся к прочим расходам Общества, связанным с производством и реализацией.
На основании п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Из содержания п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н следует, что расходы будущих периодов списываются в расходы по обычным видам деятельности в месяце ввоза товара на территорию Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы при методе начисления, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Приказом об учетной политике от 01.01.2005 N 01 на 2005 год Обществом определен порядок учета доходов и расходов в налоговом учете по методу начисления.
Поскольку, как следует из материалов дела, приобретенные квоты были использованы Заявителем в 2005 году, в этом же году осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации мясной продукции, то расходы ООО "ЭКТО" на приобретение квот в сумме 65.312.791 руб. также признаются в 2005 году.
Руководствуясь изложенным, коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Налоговый орган неправомерно исключил из состава расходов Общества сумму 65.312.791 руб. и доначислил ООО "ЭКТО" налог на прибыль за 2005 год в сумме 2.052.811 руб., соответствующие пени и штрафные санкции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению" ведение счета 42 "Торговая наценка" и счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Обществом не осуществлялось, по счету 42 "Торговая наценка" не отражены суммы торговой наценки в размере 65.312.791 руб., а также довод о том, что ООО "ЭКТО" не обеспечило полное и достоверное отражение финансово-хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, выразившееся в неправильном формировании себестоимости товара, что повлекло занижение доходов от реализации импортного товара на внутреннем рынке Российской Федерации, на 65.312.791 руб., коллегия отклоняет.
Правила формирования налоговой базы по налогу на прибыль определены Налоговым кодексом РФ, которым установлено, что Налогоплательщик с целью исчисления налога на прибыль полученные доходы уменьшает на документально подтвержденные и обоснованные расходы. Материалами дела подтверждается факт несения Обществом расходов в сумме 65.312.791 руб., при этом Налоговый орган не оспаривает обоснованность или документальное подтверждение данных затрат. Факт получения ООО "ЭКТО" доходов в сумме 65.312.791 руб. материалами дела не подтвержден, основания, по которым документально подтвержденные и обоснованные затраты Общества должны быть исключены из состава расходов и включены в доходы, в материалах дела отсутствуют. Налоговый орган в обоснование своих доводов ссылается только на неправильное ведение Обществом бухгалтерского учета, однако вышеуказанные нарушения в бухгалтерской учете ООО "ЭКТО" не могут явиться основанием для включения расходов Заявителя в сумме 65.312.791 руб. в доходы.
Довод жалобы о том, что затраты, связанные с приобретением квот неправомерно включены Заявителем в состав внереализационных расходов коллегия отклоняет, поскольку неправильная классификация расходов не является существенным нарушением налогового учета Общества и не влияет на право ООО "ЭКТО" учесть затраты в сумме 65.312.791 руб. в составе расходов и уменьшить на них налоговую базу по налогу на прибыль за 2005 год.
Коллегия также отклоняет и довод Инспекции о том, что при проведении проверки не использовался метод определения цены товара, предусмотренный п. 1 ст. 40 НК РФ. Из материалов дела следует, что фактически Налоговый орган пересмотрел цену товара, установленного Обществом. При этом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что условия, при которых налоговые органы в ходе осуществления налогового контроля вправе проверять правильность применения налогоплательщиками цен по сделкам, а также оценивать результаты сделки, исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги, установлены п. 2 ст. 40 НК РФ и их перечень является ограниченным. Доказательства наличия в рассматриваемом деле таких условий Налоговым органом не представлены.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ИФНС России по г.Находке от 07.08.2008 года N 07-56/61 о привлечении ООО "ЭКТО" к налоговой ответственности, в части доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 2.052.811 руб., пеней по налогу на прибыль в соответствующей части, штрафа за неуплату данного налога в размере 62.151 руб. является недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09 декабря 2008 года по делу N А51-10286/2008 31-57 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10286/2008
Истец: ООО "ЭКТО"
Ответчик: ИФНС России по г.Находка
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-130/2009