г. Владивосток |
Дело |
30 апреля 2009 г. |
N А24-4815/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: Чуприна О.М. по доверенности N 38-14/423 от 21.01.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009;
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае не явилось, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю
на решение от 20.11.2008
судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-4815/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
о признании недействительным предписания от 30.06.2008 N 47
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее по тексту "Заявитель" или "Учреждение") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее по тексту - "ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае" или "Росфиннадзор") от 30.06.2008 N 47, вынесенного по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2007 год, в соответствии с которым руководителю Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю предписано принять меры к восстановлению на лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета и перечислению в доход федерального бюджета не правомерно израсходованных денежных средств в сумме 72 060 руб.
Решением суда от 20.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд посчитал обоснованными доводы Росфиннадзора о том, что оплата услуг по проведению праздничных мероприятий за счет средств федерального бюджета в отсутствие согласованной сметы о таких расходах, противоречит статье 70 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде).
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 20.11.2008, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель указывает на то, что в смете расходов, утвержденной Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю на 2007 год, были утверждены лимиты бюджетных обязательств по подстатьям 226 "Прочие услуги" и 340 "Увеличение стоимости материальных активов". Приказом Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 17.10.2007 N 143 а/в утверждена смета на проведение мероприятий за счет экономии по статьям предусмотренных сметой расходов на сумму 446 896 руб., куда вошли и 72 060 руб., нецелевое использование которых вменено Управлению оспариваемым предписанием от 30.06.2008 N 47. Оплата оказанных услуг за счет экономии бюджетных средств по другим статьям Управлением не производилась.
Также Заявитель ссылается на то, что письмом Росфиннадзора от 31.10.2008 N 43.01-02-24/4862, подписанного до даты вынесения решения суда по настоящему, расходование территориальным органом Федерального казначейства средств федерального бюджета на проведение мероприятий в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств с отражением в соответствии с экономическим содержанием по подстатьям 226 и 340 признано правомерным. Внесенные Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю в смету расходов на 2007 год изменения в части расходов на проведение праздничных мероприятий, посвященных 15-летию со дня образования органов Федерального казначейства, утверждены Федеральным казначейством по подстатье 22610 "Другие" в сумме 772, 5 тыс. руб., куда вошли и расходы на проведение праздничного мероприятия в сумме 80 000 руб.
Кроме того, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю указывает на невозможность исполнения оспариваемого предписания от 30.06.2008 N 47, которым Управлению предложено принять меры по восстановлению на лицевой счет операций со средствами федерального бюджета и перечислению в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных денежных средств в сумме 72 060 руб., поскольку в соответствии со статьями 282, 283 Бюджетного кодекса РФ возможность применения в спорном случае к получателям средств федерального бюджета такой меры не предусмотрена.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.
ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось, письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю за 2007 год, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса РФ Заявителем с подстатьи 226 "Прочие услуги" оплачены услуги по проведению праздничного мероприятия, посвященного 15-тилетию со дня образования органов Федерального казначейства в сумме 24 000 руб. ИП Коренфельд В.С. и в сумме 35 280 руб. ИП Лим И.В., с подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" израсходовано 12 780 руб. за фотоальбомы. Всего в ходе проверки выявлен факт неправомерного (необоснованного) расходования Заявителем средств федерального бюджета в сумме 72 060 руб.
По результатам проверки составлен акт N 59 от 02.06.2008 и 30.06.2007 Росфиннадзором вынесено предписание об устранении нарушений законодательства N 47, в соответствии с которым руководителю Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Сушкевичу П.П. предписано принять меры к восстановлению на лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета и перечислению в доход федерального бюджета не правомерно израсходованных денежных средств в сумме 72 060 руб.
Не согласившись с вынесенным Росфиннадзором предписанием от 30.06.2007 N 47, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств является их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьей 70 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено исключительный перечень целей расходов бюджетных средств бюджетными учреждениями.
В силу статьи 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Кодекса.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).
Смета расходов является основным плановым документом, определяющим объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, отпускаемое из бюджета на содержание учреждений (организаций).
В соответствии с главой 3.2 приказа Федерального казначейства от 31.10.2006 N 227 при формировании и утверждении сметы расходов Управление Федерального казначейства по субъекту РФ представляет в Федеральное казначейство смету расходов с приложением расчетов. Утверждение сметы расходов Управления без приложения расчетов не производится.
Материалами дела установлено, что Федеральным казначейством в порядке установленным приказом Федерального казначейства от 31.10.2006 N 227, утверждена смета расходов Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на 2007 год.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107н, учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса РФ).
Материалами дела подтверждается расходование Обществом бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
12.04.2007 руководителем Федерального казначейства утвержден план мероприятий по празднованию в 2007 году 15-летия со дня образования органов Федерального казначейства, расходы на проведение которых сметой расходов Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на 2007 год не предусматривались, что Заявителем не оспаривается.
Руководителем Управления Федерального казначейства по Камчатской области самостоятельно была утверждена смета по проведению праздничного мероприятия, посвященного 15-летию со дня образования органов Федерального казначейства, на сумму 446 896 руб., согласно которой, в том числе утверждены расходы на проведение торжественного мероприятия по коду ЭКР 22610 (подстатья 226 "Прочие услуги") в сумме 80 000 руб. Также указанной сметой были утверждены расходы на приобретение юбилейных фотоальбомов и юбилейных фотографий по коду 34002 (подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") в сумме 64 240 руб.
На основании счета-фактуры N 11 от 06.11.2007 Учреждением платежным поручением от 08.11.2007 N 1615 с подстатьи 226 "Прочие услуги" перечислены ИП Коренфельд Вячеславу Семеновичу денежные средства в сумме 24 000 руб. - аванс 30 % с назначением платежа "за услуги по проведению торжественного мероприятия". Также платежными поручениями от 30.11.2007 N 1674, от 22.1.2007 N 1615 с подстатьи 226 "Прочие услуги" перечислены денежные средства на общую сумму 35 280 руб. ИП Лим Илье Владимировичу за изготовление юбилейных фотографий. Платежным поручением N 1686 от 04.12.2007 Учреждением с подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" оплачено 12 780 руб. ООО "Камчатпресс" за фотоальбомы.
В отношении указанных денежных средств судом установлено нецелевое в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса РФ расходование средств Учреждением денежных средств соответственно с подстатьи 226 "Прочие услуги" и подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" сметы расходов Заявителя, поскольку утвержденной Учреждению Федеральным казначейством сметой расходов на 2007 года по указанным подстатьям спорные расходы предусмотрены не были.
В связи с этим имело место нецелевое использование бюджетных средств как использование бюджетных средств на цели, не согласованные в расчетах к утвержденной смете расходов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расходование вышеназванных денежных средств произведено в пределах одной статьи (подстатьи 226 и 340 соответственно) за счет экономии по ним же, то есть без изменения объема и направления использования полученных средств, коллегией не принимается, поскольку произведенные Заявителем расходы осуществлены за счет бюджетных средств в отсутствие согласованной сметы о таких расходах.
Ссылка Учреждения на то, что указанная смета на сумму 80 000 руб. расходов на проведение праздничных мероприятий была согласована Федеральным казначейством, в подтверждение чего представлены заявка Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 15.10.2007 N 38-08/6665 в Федеральное казначейство для рассмотрения изменений в смету расходов, в том числе по подстатье 22610 строка бюджетной сметы 22610 "Другие" на общую сумму 772, 5 тыс. руб., включая расходы на проведение торжественного мероприятия, посвященного 15-летию со дня образования органов Федерального казначейств; утвержденные заместителем руководителя Федерального казначейства 15.10.2007 изменения в смету расходов бюджетного учреждения на 2007 год (Балансовая комиссия N 10), согласно которым Учреждению утверждены расходы о подстатье 226, в том числе в сумме 772, 5 тыс. руб. с расшифровкой согласно примечанию: в том числе 80 000 руб. на проведение торжественного мероприятия, 15л ФК, не может быть расценена судом апелляционной инстанции как утверждение Учреждению Федеральным казначейством расходов в сумме 72 060 руб. (24 000 руб. и 35 280 руб. на проведение торжественного мероприятия и фотографии, 12 780 руб. оплата за фотоальбомы), поскольку Заявитель не обосновал причин, по которым указанные документы не были представлены проверяющим и в суд первой инстанции. Кроме того, данные документы, которые согласно пояснениям Заявителя получены из Федерального казначейства по электронной почте, представлены в материалы дела в незаверенных копиях.
Согласно ответу Федерального казначейства от 15.04.2009 N 42-8.2-06/05-562 на заседании Балансовой комиссии N 10, где состоялось рассмотрение предложений Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю принято решение об увеличении расходов по подстатье 226 "Прочие услуги" строке бюджетной сметы 22610 "Другие" за счет экономии по другим статьям в размере 722, 5 тыс. руб., в том числе на проведение регионального совещания, посвященного подведению итогов работы Управления.
Таким образом, увеличение Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю расходов по подстатье 226 "Прочие услуги" строке бюджетной сметы 22610 "Другие" на сумму 772, 5 тыс. руб., включая 80 000 руб. на цели проведения торжественного мероприятия, посвященного 15-летию со дня образования органов Федерального казначейств, Федеральным казначейством как главным распорядителем бюджетных средств материалами дела не подтверждено.
Таким образом, указанное перераспределение Учреждением бюджетных средств по подстатьям 226 и 340 в общей сумме 72 060 руб. произведено самостоятельно при отсутствии соответствующего разрешения со стороны главного распорядителя, в связи с чем расценено судом как нецелевое использование средств федерального бюджета.
Учитывая, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, и расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в спорном случае оплата услуг по проведению праздничных мероприятий за счет средств федерального бюджета в отсутствие согласованной сметы о таких расходах, противоречит статье 70 Бюджетного кодекса РФ, что является нецелевым использованием бюджетных средств и является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства согласно статье 283 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса РФ мерами, применяемыми к нарушителям бюджетного законодательства являются: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Не смотря на то, что перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, установленный статьей 283 Бюджетного кодекса РФ, является открытым, в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств к Управлению как получателю бюджетных средств подлежит исключительно одна из вышеперечисленных мер, установленных статьей 289 Бюджетного кодекса РФ.
Оспариваемым предписанием ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, установив факт нецелевого использования Заявителем бюджетных средств в сумме 72 060 руб., применило в отношении Общества за выявленное нарушение такую меру как обязание руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю Сушкевич у П.П. принять меры к восстановлению на лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета и перечислению в доход федерального бюджета не правомерно израсходованных денежных средств в сумме 72 060 руб.
Между тем, такая мера принуждения за нарушение бюджетного законодательства, выразившегося в не целевом расходовании бюджетных средств, статьей 289 Бюджетного кодекса РФ, другими статьями Бюджетного кодекса РФ и федеральными законами не предусмотрена.
К Заявителю как получателю бюджетных средств не могут применяться за их нецелевое использование меры принуждения в виде возмещения средств, использованных не по целевому назначению или незаконно, исполняемые посредством обязания руководителя бюджетного учреждения принять меры к восстановлению на лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета и перечислению в доход федерального бюджета не правомерно израсходованных денежных средств.
В связи с этим вынесенное ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае предписание об устранении нарушений законодательства N 47 от 30.06.2008 подлежит отмене как не соответствующее Бюджетному кодексу РФ.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина. При этом после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются, и возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося спора. По результатам рассмотрения спора коллегия возлагает на ответчика обязанность по компенсации истцу понесенных судебных расходов.
Таким образом, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю понесенные им расходы по уплате госпошлины по заявлению - 2 000 руб. и по апелляционной жалобе - 1 000 руб. подлежат компенсации за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20.11.2008 по делу N А24-4815/2008 отменить.
Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 30.06.2008 N 47 об устранении нарушений законодательства, вынесенного по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю за 2007 год.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, расположенного по адресу: 683031, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карла Маркса, 29/1, в пользу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, расположенного по адресу: 683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 89, госпошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4815/2008
Истец: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае
Кредитор: Федеральное казначейство