г. Владивосток |
Дело |
08 мая 2009 г. |
N А24-5690/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.05.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой,
судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Агапитовой
при участии:
от предпринимаителя Дигина С.И. Данилин А.А. по доверенности от 06.04.2009 со специальынми полномочиями сроком на 1 год
Камчатская таможня не явилась, извещена надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Камчатской таможни
на решение от 15.01.2009
судьи Э.Ю. Ферофонтовой
по делу N А24-5690/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Дигина Сергея Ивановича
к Камчатской таможне
о признании незаконным решения о классификации товаров от 31.10.2008 N 10705000-06-27/50
Установил:
Индивидуальный предприниматель Дигин Сергей Иванович обратился в арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Камчатской таможни о классификации товаров от 31.10.2008 N 10705000-06-27/50.
Решением суда от 15.01.2009 признано недействительным решение Камчатской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 31.10.2008 N 10705000-06-27/50, как несоответствующее таможенному законодательству.
Обжалуя решение суда, Камчатская таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В доводах жалобы заявитель указывает, что для определения классификационного кода автомобиля необходимо определить, выполняет ли автомобиль транспортные функции или основной его функцией является использование специальных средств. По мнению заявителя жалобы при перевозке исправного или неисправного транспортного средства методом полной погрузки, данные транспортные средства являются грузом по отношению к автомобилю-перевозчику. Для отнесения спорного автомобиля к позиции 8705, автомобиль должен быть оборудован неповоротными подъемными устройствами буксировкой. В данном случае заявителем ввезен автомобиль, оснащенный грузовой платформой, предназначенной для погрузки на нее каких-либо грузов и последующей их транспортировки, следовательно, спорный автомобиль должен быть классифицирован в позиции 8704 ТН ВЭД России. Из имеющихся в материалах дела заключений экспертов однозначно определяется функциональное назначение спорного автомобиля, как саморазгружающееся, предназначенное для транспортных целей.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Камчатская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явилась, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
20 марта 2007 года индивидуальный предприниматель Дигин Сергей Иванович ( покупатель) и компания "Marukane Auto Hanbai Co. Ltd." (Япония) (продавец) заключили контракт N MS 1/2007 сроком действия до 31.12.2008 .
По условиям контракта продавец продал, а покупатель купил на условиях CFR, порт Петропавловск-Камчатский, бывший в эксплуатации грузовой аварийный специальный автомобиль для транспортировки неисправной техники с крановой установкой UNIC N TH-V324746 с отжимными лапами и лебедкой, модель "NISSAN DIESEL", 1990 года выпуска, шасси N LG54P-00423, двигатель N RF8-013412, дизель, объем 16991 см3, полная масса 19905 кг, изготовитель: NISSAN, Япония ( пункт 1 контракта, дополнительное соглашение от 10.08.2008 N 12).
04 сентября 2008 года заявитель подал в Камчатскую таможню ГТД N 10705030/040908/0002436 с приложением пакета документов на ввоз вышеуказанного автомобиля (товар N 1) на территорию Российской Федерации согласно контракту о т 20.03.2007 N MS 1/2007 и дополнительному соглашению от 10.08.2008 N 12, классифицировав его в товарной подсубпозиции 8705 90 100 0 ТН
ВЭД России.
ГТД N 10705030/040908/0002436 была принята Камчатской таможней 04.09.2008, что не оспаривается сторонами.
При таможенном оформлении ГТД N 10705030/040908/0002436 должностным лицом таможенного поста "Морской порт Петропавловск-Камчатский" Камчатской таможни были выявлены риски, содержащиеся в региональных профилях риска N 55/10000/11062008/00228 (интуитивный риск, направлен на принятие мер по минимизации риска нарушения таможенного законодательства) и N 12/10000/18062008/00263 (классификация товаров по кодам ТН ВЭД России).
19.09.2008 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса РФ.
В ходе последующего таможенного контроля Камчатской таможней проведена дополнительная проверка в форме таможенного досмотра товара в соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса РФ, о чем 19.09.2008 составлен акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств N 10705030/190908/000230.
В соответствии с актом таможенного досмотра товаров и транспортных средств от 19.09.2008 N 10705030/190908/000230 товар N 1 представляет собой моторное транспортное средство "NISSAN DIESEL", грузоподъемность не установлена, шасси N LG54P-00423, ДВС N RF8-013412, объем не установлен, пробег 132331 км, кабина синего цвета находится над двигателем и имеется спальное место. На раме установлены гидравлические опоры, пред назначенные для поднятия передней оси от земли, а также установлен манипулятор для погрузочных работ "V TURBO UNIC" красного цвета, модель UR45VA, серийный N V324746, грузоподъемность 2.9 тонн. Имеется грузовая платформа, ширина 250 см, длина 700 см, на платформе находится фиксатор для установки сходен и гидравлическая лебедка находится под платформой. Снизу платформы имеются 26 крепежных крючков. Сзади с низу платформы установлены две опорные стойки - 1 шт.
После проведения таможенного досмотра установлено, что имеется вероятность нарушения таможенного законодательства, в результате чего была подтверждена необходимость принятия решения по профилю риска N 12/10000/18062008/00263, в связи с чем, должностным лицом, отвечающим за прием и регистрацию таможенной декларации сформировано направление для принятия решения по профилю риска, ГТД со всеми документами 22.09.2008 направлена в координирующее подразделение таможни - отдел применения средств управления рисками, который в свою очередь 23.09.2008 направил ГТД в функциональный отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений.
Также для принятия решения по профилю риска 24.09.2008 отделом товарной номенклатуры и торговых ограничений Камчатской таможней в порядке статьи 378 Таможенного кодекса РФ вынесено постановление о назначении идентификационной экспертизы товара.
17.10.2008 должностным лицом регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г.Владивосток проведена идентификационная экспертиза и составлено заключение эксперта N 3096/2008.
С учетом результатов проведенной экспертизы, Камчатской таможней 31.10.2008 принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД по коду 8704 22 990 3 (моторное транспортное средство для перевозки грузов, с полной массой транспортного средства более 5 тонн, но не более 20 тонн, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет), в котором указанные следующие сведения, необходимые для классификации, товар N 1 по ГТД N 10705030/040908/0002436 - моторное транспортное средство для перевозки транспортных средств, самоходных дорожно-строительных и иных машин с размещением их на грузовой платформе, модель "NISSAN DIESEL", б/у, 1990 года выпуска, полной массой 19905 кг, шасси N LG54P-00423, двигатель N RF8-013412, дизель, объем 16991 см3, оборудованное грузовой платформой длиной 7 м, шириной 2.5 м, с крючками для крепления груза, лебедкой, поворотным гидравлическим краном-манипулятором "V TURBO UNIC", грузоподъемностью 2.9 тонн, фиксатором для установки сходней, гидравлическими опорами.
В графе 8 оспариваемого классификационного решения таможней указано обоснование принятия такого решения: основные правила интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД России; направление для принятия решения по ГТД N 10705030/040908/0002436.
Одновременно Камчатская таможня 05.11.2008 направила в адрес заявителя требование о корректировке сведений о коде ТН ВЭД России и внесении причитающихся к доплате таможенной пошлины и налогов в сумме 1.575.485руб.04коп.
Таким образом, изменение кода товара по ТН ВЭД России повлекло увеличение таможенных платежей.
Ссылаясь на не правомерность принятого Камчатской таможней решения, заявитель оспорил его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением
Арбитражный суд при рассмотрении возникшего спора пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа законных оснований для изменения классификационного кода спорного товара, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование требований Общества и возражений на них таможни. Выводы суда основаны на правильном применении норм таможенного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно статье 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД, изложенных в Таможенном тарифе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 (далее - ОПИ ТН ВЭД), классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что классификация товаров в субпозициях товарных позиций осуществляется в соответствии с текстами субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Подпункт "а" правил 3 ОПИ ТН ВЭД предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, к товарной позиции 8704 22 990 3 ТН ВЭД относятся моторные транспортные средства для перевозки грузов - с полной массой транспортного средства более 5 т, но не более 20 т - бывшие в эксплуатации - с момента выпуска которых прошло более 5 лет.
К товарной позиции 8705 90 900 0 ТН ВЭД относятся моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками).
В товарную позицию "8705" включается ряд автомобилей, специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
Исходя из представленных в дело доказательств, в том числе акта досмотра N 10705030/190908/000230 от 19.09.2008 и приложенной к нему фототаблицы, суд первой инстанции правомерно установил, что ввезенное предпринимателем транспортное средство является грузовым аварийным автомобилем специального назначения (эвакуатором), имеющим специальную грузовую платформу без бортов, специальное оборудование: крановую установку, гидравлическую лебедку, четыре гидравлические опоры, металлические крюки в бамперах для перемещения аварийных транспортных средств на месте аварии, металлические крюки под платформой для крепления транспортных средств, кронштейн для установки сходней.
Целевое назначение ввезенного обществом грузового автомобиля - эвакуация и транспортировка неисправных транспортных средств, находящихся в аварийном состоянии к месту их стоянки или ремонта. Специфические условия выполнения названных операций предполагают перемещение аварийных автомобилей в пространстве, однако это не придает машине свойств транспортного средства, классифицируемого в товарной позиции 8704 ТН ВЭД, которое используется для перевозки людей или грузов.
Кроме того, судом исследованы и оценены заключение эксперта по идентификационной экспертизе ООО "Камчатский центр сертификации" от 12.09.2006 N 122, заключение эксперта регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток от 17.10.2008 N 3096/2008, как это предусмотрено статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми специальное назначение автомобиля - эвакуация неисправных транспортных средств.
В тексте товарной позиции 8705 ТН ВЭД прямо указаны "автомобили грузовые аварийные", при этом невозможность отнесения спорных транспортных средств к данной категории таможенным органом не доказана.
Отсюда классификация таможней спорного товара по коду 8704 22 990 3 ТН ВЭД не соответствует Основным правилам интерпретации ТН ВЭД.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда имелись основания признать правомерность классификации обществом ввезенного товара в товарной подсубпозиции 8705 90 100 0 ТН ВЭД, сославшись на правило 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД, в соответствии с которым в случае, если в силу правила 2 "б" или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, то предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Ссылка заявителя жалобы на Толковый словарь С.И. Ожегова не принимается судом во внимание, так как первоосновой для описания тех или иных товаров для таможенных целей является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. При сопоставлении текстов товарных позиций 8705 и 8704, надлежит руководствоваться не наличием или отсутствием неповоротного подъемного устройства, а функциональным назначением транспортного средства.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отнесения спорного товара к иному коду ТН ВЭД, и, соответственно, для принятия классификационного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Новых документально и нормативно обоснованных доводов, влекущих в порядке статьи 270 АПК РФ отмену судебного акта, заявитель апелляционной жалобы не представил.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушений либо неправильного применения норм материального права, не допущено, нормы процессуального права применены правильно, в связи с чем основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.01.2009 по делу N А24-5690/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края.
Председательствующий: |
Н.В. Алферова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5690/2008
Истец: ИП Дигин Сергей Иванович
Ответчик: Камчатская таможня
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-665/2009