г. Владивосток |
Дело |
"14" мая 2009 г. |
N А51-11895/2008 7-267 |
Резолютивная часть постановления оглашена "06" мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено "14" мая 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Еремеевой О.Ю.,
судей: Алферовой Н.В., Солохиной Т.А.
при ведении протокола секретарями судебного заседания: Агапитовой О.А.
при участии:
от Управления Россельхознадзора по Приморскому краю: ведущий специалист-эксперт Жученко А.В. по доверенности N 38 от 07.04.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, удостоверение N 0143 сроком действия до 07.04.2012 года, Салбукова Е.Ю. по доверенности N 254 от 26.02.2009 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, удостоверение N 1306, действительно до 13.08.2011,
от ООО "Арника-Пищевые продукты": и.о. генерального директора Кудрявцев Б.А. приказ N 29/1 л/с от 31.12.2008 года, паспорт 0503 263381 выдан Фрунзенским РОВД г. Владивостока,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Приморскому краю на решение от 19.12.2008 года судьи Колтуновой Н.В. по делу N А51-11895/2008 7-267 Арбитражного суда Приморского края по заявлению ООО "Арника-Пищевые продукты" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Приморскому краю об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арника-Пищевые продукты" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, в котором просило признать незаконными действия должностных лиц Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Приморскому краю (далее по тексту - Управление Россельхознадзора по Приморскому краю) по исполнению приказа N 1129-пр начальника Управления по проверке ООО "Арника-Пищевые продукты".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2008 заявленные требования удовлетворены, действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по проведению проверки ООО "Арника-Пищевые продукты" 09.10.2008 признаны незаконными в связи с их несоответствием Федеральному закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы жалобы Управления сводятся к тому, что согласно Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 к полномочиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору относится проведение контрольно-надзорных функций в отношении всех хозяйствующих субъектов, в частности осуществление проверок организаций, осуществляющих деятельность по производству мясной продукции, кроме того, заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, что повлекло признание действий должностных лиц Управления незаконными.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Приморскому краю доводы апелляционной жалобы поддержал в объеме, изложенном в тексте жалобы.
Представитель ООО "Арника-Пищевые продукты" на доводы апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании от 29 апреля 2009 года объявлен перерыв до 06 мая 2009 года.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Арника - Пищевые продукты" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Владивостока 22.09.1998, о чем инспекцией ФНС по Советскому району г.Владивостока 23.11.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным регистрационным номером 1022502124127.
16.09.2008 Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено требование о проведении контролирующими органами проверки исполнения предприятиями, указанными в перечнях, приложенных к требованию, законодательства об обращении с биологическими отходами в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ "О разрешении проблемы по утилизации отходов и рекультивации территорий".
Указанное требование Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.09.2008 адресовано в том числе руководителю Управления Россельхознадзора по Приморскому краю.
Согласно имеющемуся в материалах дела перечню колбасный цех заявителя по адресу: г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 159е, подлежал проверке согласно указанному требованию Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.09.2008.
При проведении проверки предписано отдельное внимание уделить вопросам заключения договоров на уничтожение биологических отходов со специальными предприятиями и учреждениями, объему отходов, передаваемых для уничтожения, наличия финансовых средств для проведения работ по передаче и утилизации указанного вида отходов.
Управлению Россельхознадзора по Приморскому краю предписано так же проверить исполнение предприятиями предписания главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 08.05.2008 N 861 "Об уничтожении опасных (рискованных), чрезвычайно опасных отходов здравоохранения и некачественной потенциально опасной пищевой продукции".
В случае выявления нарушений закона предписано принять полный комплекс мер для их устранения.
Во исполнение указанного требования и.о. руководителя Управления Россельхознадзора издан Приказ N 1129-пр от 01.10.2008 "О проведении внепланового мероприятия по контролю в области ветеринарии", в соответствии с которым должностным лицам отдела надзора за безопасностью и качеством продукции приказано провести внеплановое мероприятие по проверке ООО "Арника - Прищевые продукты", расположенного по адресу: г.Владивосток, проспект 100-лет Владивостоку, 159е.
В соответствии с Заданием, утвержденным Приказом Управления Россельхознадзора по ПК от 01.10.2008 N 1129-пр, целью проверки указаны: контроль и надзор за соблюдением ветеринарных норм и правил, требований законодательства РФ в области ветеринарии с целью предотвращения нанесения вреда здоровью человека; задачами - проверка исполнения законодательства об обращении с биологическими отходами; предмет: проверка наличия договоров на уничтожение биологических отходов с предприятиями и учреждениями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, определение объема биологических отходов, передаваемых для уничтожения, наличия финансовых средств для проведения работ по передаче и утилизации биологических отходов; предметом - проверка наличия договоров на уничтожение биологических отходов с предприятиями и учреждениями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, определение объема биологических отходов, передаваемых на уничтожение, наличия финансовых средств для проведения работ по передаче и утилизации биологических отходов.
Срок проведения проверки установлен с 02.10.2008 по 31.10.2008.
09.10.2008 старшим государственным инспектором ОИБП Сахновой К.А. во исполнение приказа Управления Россельхознадзора по ПК от 01.10.2008 N 1129-пр проведена внеплановая проверка заявителя по адресу: г.Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 159е.
Не согласившись с действиями должностных лиц Управления Россельхознадзора ООО "Арника - Прищевые продукты" обратилось в суд с иском о признании незаконными действий по исполнению приказа N 1129-пр.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на отсутствие у Управления Россельхознадзора по ПК соответствующих полномочий на проведение проверки; на незаконное вскрытие проверяющими и осмотр закрытых на ремонт помещений колбасного цеха, не взирая на возражения представителя предприятия, без соответствующего разрешения и предъявления санитарных книжек; на приостановление деятельности предприятия в результате незаконного опечатывания производственных и складских помещений колбасного цеха.
При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции сделан вывод о том, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы не наделены полномочиями по проведению самостоятельных проверок организаций, осуществляющих деятельность по производству мясной продукции. Кроме того суд указал, что предметом проверки являются биологические отходы предприятия, что не предполагает проверку производственных помещений заявителя. Указанные обстоятельства по мнению суда свидетельствуют о том, что Управлением при проведении проверки были допущены нарушения требований ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Что является основанием для признания действий Управления по проведению проверки незаконными.
Апелляционная коллегия считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" дано определение ветеринарии, под которой понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 5 указанного Закона задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
В силу статьи 8 названного Закона государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Согласно пункту 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 этого же нормативного акта определено, что должностные лица государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют ветеринарный надзор в пределах обслуживаемой территории.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются, в том числе, органами и учреждениями государственной ветеринарной службы Российской Федерации - государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно - санитарной экспертизы безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Этим же постановлением от 21.12.2000 N 987 утверждено Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, согласно подпункту "а" пункта 6 которого государственный надзор и контроль включает в себя контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе выполнением требований государственных стандартов при изготовлении, хранении, транспортировке и реализации продукции, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции.
Государственный надзор и контроль в указанной области включает в себя пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применение мер административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения (подпункт "в" пункта 6 Положения) и осуществляется посредством проведения расследования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (подпункт "б" пункта 8 Положения).
Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктом 8.16 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предусмотрено осуществление Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и иных полномочий в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а подпунктом "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" к числу функций, осуществляемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору отнесен надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности.
Таким образом, с учетом приведенных норм можно сделать вывод о наличии у названного органа полномочий для осуществления соответствующих проверок.
Такой же вывод следует из пункта 1 статьи 13 Закона N 29-ФЗ, в соответствии с которым государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются в том числе федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, полномочия которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Россельхознадзора от 24.01.2005 N 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" сформированы территориальные органы - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю, утвержденным Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008, управление Россельхознадзора является территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим на территории Приморскому края функции государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов животного происхождения, в том числе мяса и мясопродуктов, а также государственного надзора и контроля в области утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции.
А поскольку как выше указано, государственный надзор и контроль в указанной области включает в себя пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов он подлежит осуществлению посредством проведения проверок, расследования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Из чего коллегия делает вывод об ошибочных доводах заявителя, изложенных как в исковом заявлении, так и в отзыве на жалобу, о том, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю не наделена правом самостоятельных проверок хозяйствующих субъектов.
Кроме того, спорная проверка проведена по прямому указанию Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, требование которой никем не обжаловано. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемая проверка назначена приказом N 1129-пр от 01.10.2008 в пределах полномочий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и в порядке выполнения требования прокурора.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд устанавливает, что оспариваемый нормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Коллегия не находит правовых оснований для признания незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по исполнению приказа N 1129-пр от 01.10.2008, изданного руководителем уполномоченного государственного органа в пределах его компетенции на основании требования Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой от 16.09.2008.
Доводы заявителя о том, что при проведении проверки должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю были допущены незаконные действия по осмотру и по опломбированию производственных помещений заявителя, не могут быть рассмотрены судом в данном судебном деле, поскольку они не заявлялись в качестве самостоятельных исковых требований о признании указанных действий незаконными, и, следовательно, не являются предметом спора по настоящему делу.
Предмет спора формируется истцом самостоятельно в резолютивной части искового заявления в соответствии с правилами п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК РФ.
Из заявления истца следует, что он просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по исполнению приказа N 1129-пр от 01.10.2008.
Приказ N 1129-пр от 01.10.2008 не содержит указания на осмотр и опломбирование производственных помещений заявителя.
Как следует из материалов дела, предмет иска заявителем не менялся и не уточнялся.
Из резолютивной части решения суда первой инстанции так же не следует, что суд рассмотрел требования заявителя о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю по осмотру и по опломбированию производственных помещений заявителя.
Изменение исковых требований в суде апелляционной инстанции арбитражно-процессуальным законодательством не допускается.
Рассмотрев повторно в порядке, установленном ст. 268 АПК РФ, исковое заявление ООО "Арника-Пищевые продукты" в пределах сформированных в суде первой инстанции требований о признании незаконным действия должностных лиц Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Приморскому краю по исполнению приказа N 1129-пр начальника Управления по проверке ООО "Арника-Пищевые продукты", коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.12.2008 года по делу N А51-11895/2008 7-267 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Арника-Пищевые продукты" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Еремеева О.Ю. |
Судьи |
Солохина Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11895/2008
Истец: ООО "Арника-Пищевые продукты"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-448/2009