г. Владивосток |
Дело |
29 июня 2009 г. |
N А51-14038/2008 20-403/30 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Солохиной Т.А.
судей: Симоновой Г.А., Алферовой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 8 по г. Дальнереченску: Черкасская Ю.Д. по доверенности N 05-37/01-10300 от 21.11.2008,
от Муниципального учреждения здравоохранения "Дальнереченская районная больница": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования в лице Филиала N 8 по г. Дальнереченску
на определение от 16 января 2009 года
судьи Куприяновой Н.Н.
по делу N А51-14038/2008 20-403/30 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 8 по г. Дальнереченску
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Дальнереченская районная больница"
о взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 111 руб. 26 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 8 по г.Дальнереченску (далее по тексту - Заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "Дальнереченская районная больница" (далее - Страхователь, Учреждение, МУЗ "Дальнереченская районная больница") пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 111 руб. 26 коп.
Рассмотрев заявленные требования, суд определением от 16 января 2009 года прекратил производство по делу, указав, что взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком в бесспорном порядке на основании решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке, путем направления в банк инкассового поручения.
Не согласившись с вынесенным судом определением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе Фонд указал, что Федеральный закон от 24.04.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не предусматривает порядок и сроки взыскания недоимки и пеней по страховым взносам за счет денежных средств и иного имущества страхователя, которому открыт лицевой счет, потому, по мнению Заявителя, в данном случае подлежат применению положения Налогового кодекса РФ.
Ссылаясь на п. 2 ст. 45 НК РФ, а также Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденные Постановлением Фонда социального страхования РФ от 21.05.2008 N 110, Заявитель указал, что ему не предоставлено право на списание в бесспорном порядке денежных средств с бюджетных учреждений, а право на принудительное взыскание недоимки и пеней с таких учреждений может быть реализовано Фондом только в судебном порядке.
На основании указанных доводов, Заявитель просит отменить определение суда о прекращении производства по настоящему делу и возобновить производство по делу.
От Учреждения письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Судебное заседание откладывалось коллегией на 16 часов 00 минут 22 июня 2009 года для представления Заявителем дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения настоящего дела. Об отложении судебного заседания стороны были извещены надлежащим образом. В судебное заседание 22 июня 2009 года МУЗ "Дальнереченская районная больница" своего представителя не направило. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Дальнереченская районная больница" зарегистрировано в качестве юридического лица 13 января 2005 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Приморскому краю, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01544237.
В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный Закон N 125-ФЗ) Учреждение является страхователем лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10.04.2008 Учреждение представило в Фонд расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2008 года. В ходе проведения камеральной проверки данной ведомости Заявитель установил факт несвоевременной уплаты Учреждением страховых взносов на обязательное социальное страхование. За несвоевременную уплату страховых взносов Учреждению были начислены пени в сумме 51 руб. 15 коп.
По результатам проведенной проверки 20.05.2008 должностным лицом Фонда был составлен акт камеральной проверки N 1748, рассмотрев который, а также иные материалы проверки, Фондом 23.06.2008 было вынесено решение N 1748 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию. Данным решением Учреждению было предложено перечислить пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 51 руб. 15 коп.
В соответствии с указанным решением Страхователю было направлено требование от 16.07.2008 N 1748 об уплате пеней в сумме 51 руб. 15 коп. в срок до 04.08.2008.
При проведении камеральной проверки представленной Учреждением 10.07.2008 расчетной ведомости за 1 полугодие 2008 года Фондом также была выявлена несвоевременная уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование за указанный период. В связи с просрочкой уплаты страховых взносов Учреждению были начислены пени в сумме 60 руб. 11 коп. По результатам проведенной проверки 02.09.2008 Фондом был составлен акт камеральной проверки N 2285, на основании которого 03.10.2008 было вынесено решение N 2285 о привлечении Учреждения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию. В соответствии с данным решением Учреждению было направлено требование от 27.10.2008 N 2285 об уплате пеней в сумме 60 руб. 11 коп. в срок до 16.11.2008.
В связи с тем, что в добровольном порядке требования от 16.07.2008 N 1748 и от 27.10.2008 N 2285 Учреждением исполнены не были, Фонд обратился с заявлением о взыскании с Учреждения пеней в общей сумме 111 руб. 26 коп. в арбитражный суд, который прекратил производство по делу по заявленным Фондом требованиям.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 ст. 22.1 Федерального закона от 24.04.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Федеральный закон N 125-ФЗ) в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных данной статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени определяются в процентах от недоимки. Процентная ставка пеней устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент образования недоимки.
Пунктом 6 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя. При этом взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица в соответствии с указанным пунктом осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю.
Таким образом, пункт 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ закрепляет право исполнительных органов Фонда при недостаточности или отсутствии средств на счетах страхователя-организации либо отсутствии информации о счетах взыскивать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Таким образом, указанным Федеральным законом установлено, что обращение взыскания на имущество страхователя-организации осуществляется на основании решения исполнительного органа Фонда без обращения в арбитражный суд. При этом внесудебный порядок взыскания - через судебного пристава исполнителя применяется независимо от организационно-правовой формы страхователя и способа его финансирования.
Указанное согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", в соответствии с которым недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно пункту 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.
Кроме того, как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правонарушений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" о взыскании на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, данное решение обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Коллегия считает, что вышеуказанная правовая позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется и при взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что взыскание с юридических лиц, которым открыт лицевой счет, страховых взносов на обязательное социальное страхование и начисленных за их неуплату пеней, производится в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в судебном порядке, коллегией отклоняется.
Действительно, пунктом 6 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что взыскание недоимки и пеней со страхователя путем направления страховщиком инкассового поручения о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов. В отношении внебюджетных счетов Законодатель такого ограничения не установил.
В то же время согласно сведениям, представленным по запросу Заявителя Межрайонной ИФНС России N 2 по Приморскому краю, у МУЗ "Дальнереченская районная больница" открыт внебюджетный счет.
Кроме того, в силу разъяснений, данных Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правонарушений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", в том случае, если решение Фонда о взыскании пеней не будет исполнено МУЗ "Дальнереченская районная больница" в добровольном порядке, судебным приставом-исполнителем может быть произведено принудительное взыскание суммы неуплаченных пеней со счетов Учреждения.
Ссылку МУЗ "Дальнереченская районная больница" на Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденные Постановлением Фонда социального страхования РФ от 21.05.2008 N 110, коллегия также отклоняет, поскольку указанные Методические указания являются ведомственным документом.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно подпункту 1 пункту 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу по заявлению Фонда о взыскании с Учреждения пеней в сумме 111 руб. 26 коп. в связи с тем, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а пени в указанной сумме подлежат взысканию с Учреждения во внесудебном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное определение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 16 января 2009 года по делу N А51-14038/2008 20-403/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Солохина Т.А. |
Судьи |
Алферова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14038/2008
Истец: ГУ-Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ-Филиал N 8 г.Дальнереченск
Ответчик: МУЗ "Дальнереченская районная больница"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N 2 по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-827/2009