г. Владивосток
05 июня 2009 г. |
Дело N А59-6024/2008 05АП-1227/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.06.2009г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Агапитовой
при участии:
от ООО "ИНЗЕЛЬ-Фиш" - адвокат Николаев А.А., доверенность от 05.12.2008 сроком действия 1 год
от налоговых органов, третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" на решение от 13.02.2009 судьи А.И. Белоусова по делу N А59-6024/2008 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Сахалинской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинско области, третьему лицу - Сахалинско-Курильскому территориальному Управлению Росрыболовства о признании незаконными действий и недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" (далее по тексту - ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, налоговая служба), УФНС России по Сахалинской области (далее по тексту - УФНС России по Сахалинской области) о признании незаконными действий по отказу в применении ставки сбора за пользование объектами ВБР в размере 15%, по отказу в принятии к уменьшению сумм сбора за пользование объектами ВБР в размере 6.247.500 руб. по разрешению от 26.12.07 г. серии СК N 017659, а также о признании недействительными решений от 06.08.2008 N 15-07/3814 и от 29.09.2008 N0175.
Решением суда от 13.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку изменения, внесенные в главу 25.1 НК РФ Законом N 285-ФЗ распространяются только на разрешения на вылов водных биологических ресурсов, выданные после 05.01.2008, налогоплательщик не мог применять 15% ставку сбора за пользование водными биологическими ресурсами в рамках разрешения от 26.12.2007 серии СК N 017659 на добычу (вылов) водных биоресурсов, по условиям которого начало добычи предусмотрено с 01.01.2008.
Не согласившись с решением суда, ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" подало апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права и по неполно выясненным обстоятельствам. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что 26.12.2007 им получено разрешение N 017659 на промысел водных биологических ресурсов, сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008. Сумма сбора по разрешению составила 7. 350.000 руб. Поскольку Федеральным законом от 29.11.07г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для российских рыбохозяйственных организаций (к которым, по мнению общества, оно относится) с 01.01.2008 ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 15% ставок, предусмотренных ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщик 04.02.2008 направил в инспекцию уточненные (корректирующие) "Сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов" по названному разрешению, на сумму 1.102.500 рублей.
В то же время, заявитель указал, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что оспариваемые ненормативные акты налоговых органов содержат противоречивые выводы, поскольку налоговые органы считают возможным применить новую редакцию пункта 2 статьи 333.4 НК РФ в части определения сбора на дату начала срока действия разрешения, но в то же время считают неправомерным применение налогоплательщиком пункта 7 статьи 333.3 НК РФ, изложенного в новой редакции согласно Закону N 285-ФЗ в части применения пониженных (льготных) ставок сбора.
Общество считает оспариваемые действия инспекции и Управления по отказу в применении ставки сбора за пользование объектами ВБР в размере 15%, по отказу в принятии к уменьшению сумм сбора за пользование объектами ВБР в размере 6 247 500 руб. по разрешению от 26.12.2007 N 017659, а также принятые налоговыми органами решения от 06.08.2008 N 15-07/3814 и от 29.09.2008 N 0175, незаконными, поскольку спорное разрешение предусматривает срок добычи водных биологических ресурсов с 01.01.2008 года, а Закон N 285-ФЗ вступает в законную силу с 01.01.2008, что прямо предусмотрено статьей 2 настоящего Закона. Следовательно, налогоплательщик правомерно не руководствовался положениями п. 2 ст. 333.3 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Закона N 285-ФЗ. Пункт 2 статьи 333. 4 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ, по мнению заявителя жалобы, устанавливает новую обязанность для ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" в виде необходимости определять сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения и в этой части ухудшает положение заявителя по сравнению в теми плательщиками сбора, которые получили разрешение на добычу водных биологических ресурсов после 05.01.2008, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренному пунктом 2 статьи 3 НК РФ.
Кроме этого, заявитель считает, что в рассматриваемых правоотношениях имеются неясности с началом действия Закона N 285-ФЗ. Поскольку данная неясность не может быть устранена, то в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ она должна быть истолкована в пользу налогоплательщика.
Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
От налогового органа в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором указано, что инспекция с доводами заявителя жалобы не согласна в полном объеме, считает, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы как материального, так и процессуального права в связи с чем, просит оставить апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Сахалинской области, УФРС по Приморскому краю, Сахалинско-Курильское территориальное Управление Росрыболовства, извещенные надлежаще о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Южно-Сахалинска 07.04.1997, прошло перерегистрацию в Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по Сахалинской области 04.01.2003, о чем было выдано свидетельство серии 65 N 000146498.
Сахалинско-Курильским территориальным Управлением Росрыболовства было выдано ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" разрешение серии СК N 017659 от 26.12.2007 на добычу (вылов) водных биоресурсов (вид рыболовства - добыча, обработка, транспортировка, бункеровка, перегруз продукции, получение снабжения), согласно которому в Восточно-Азиатской п/зоне в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 разрешен вылов минтая - 2100 тн.
28.12.2007 налогоплательщик представил в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Сахалинской области первичные сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, согласно которым сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов составила 7.350.000 рублей.
04.02.2008 общество представило в налоговый орган уточненные сведения по разрешению N 017659, согласно которым сумма сбора составила 1.102.500 рублей.
В период с 04.02.2008 по 05.05.2008 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка предоставленного ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" уточненного сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов по разрешению N 017659 от 26.12.2007, в ходе которой было установлено, что в нарушение п.2 ст.333.4 НК РФ обществом неправомерно уменьшен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в бюджет: по сроку уплаты на 21.01.08 г. на сумму 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.02.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.03.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 21.04.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.05.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.06.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 21.07.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.08.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 22.09.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.10.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 20.11.2008 - 520.625 рублей, по сроку уплаты 22.12.2008 - 520.625 рублей, о чем был составлен акт проверки N 2244 от 20.05.2008.
По результатам рассмотрения акта проверки, 06 августа 2008 года налоговым органом принято решение N 15-07/3814 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и о доначислении обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 6.247.500 рублей, а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и произвести перечисление суммы доначисленного налога.
Решением УФНС России по Сахалинской области от 29.08.2008 N 0175 жалоба ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" на решение налогового органа от 06.08.2008 N 15-07/3814 оставлена без удовлетворения. Отказ Управления мотивирован тем, что на момент выдачи обществу разрешения N 017659 от 26.12.2007 Закон N 285-ФЗ еще не вступил в законную силу, в связи с чем, следовало налогоплательщику применять ставки, установленные до вступления в силу Закона N 258-ФЗ.
Посчитав, что действия и решения налоговых органов не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 285-ФЗ") пункт 7 статьи 333.3 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 названной статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи.
Новой редакцией пункта 7 статьи 333.3 НК РФ установлено, что в целях главы 25.1 НК РФ рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биоресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, между сторонами отсутствует спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Кодекса.
Статьей 2 Федерального закона N 285-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 января 2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Текст Федерального закона N 285-ФЗ опубликован в "Российской газете" от
05.12.2007 N 272, следовательно, Федеральный закон N 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008.
Согласно пункту 2 статьи 333.4 НК РФ (в первоначальной редакции) сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биоресурсов.
Федеральным законом N 285-ФЗ указанный пункт дополнен словами "на дату начала срока действия разрешения".
Из изложенного следует, что на дату начала действия разрешения N 017659 (01.01.2008), полученного обществом, редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не обязывала ООО "ИНЗЕЛЬ-ФИШ" определять сумму сбора на дату начала срока действия разрешения.
Однако, Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Сахалинской области в обоснование правомерности доначисления спорной суммы сбора в решении ссылается на новую редакцию данной правовой нормы, которая, тем не менее, начала действовать с 05.01.2008. Вместе с тем, УФНС России по Сахалинской области полагает не правомерным применение обществом льготных ставок сбора в размере 15 процентов ставок, установленных пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ и также введенных в действие Законом N 285-ФЗ, то есть с 05.01.2008.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа содержит противоречивые выводы, поскольку Инспекция считает возможным применить
новую редакцию пункта 2 статьи 333.4 НК РФ в части определения суммы сбора на дату начала срока действия разрешения, но в то же время полагает не правомерным применение Обществом пункта 7 статьи 333.3 НК РФ, изложенного в новой редакции согласно Федеральному закону N 285-ФЗ, в части применения пониженных ставок сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно статье 30 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - "Федеральный закон о рыболовстве") общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти применительно к установленным видам квот на вылов (добычу) водных биоресурсов. Квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов ежегодно распределяются и закрепляются за лицами, осуществляющими рыболовство, право на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяется разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемыми пользователям на каждый календарный год.
Из содержания разрешения N 017659 следует, что оно выдано на основании приказа Госкомрыболовства России от 19.12.2007 N 74, которым распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в Восточно-Азиатской п/зоне на 2008 год.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона о рыболовстве основным принципом законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является платность использования водных биоресурсов. Воплощением указанного принципа является введение сбора за пользование водными биоресурсами.
Объектами обложения сбором в силу пункта 1 статьи 333.2 НК РФ признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Сумма сбора исчисляется по ставкам сбора, установленным в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса. При этом пунктом 7 названной статьи для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора, при условии соблюдения критериев установленных указанным пунктом.
Из анализа пункта 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) не усматривается, что критерием для получения рыбохозяйственной организацией права на применение льготной 15-процентной ставки сбора является дата получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ прямо предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Следовательно, применение указанной льготной ставки сбора только к тем рыбохозяйственным организациям, которые получили разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов 05.01.2008 и позднее, носит индивидуальный характер и ставит их в неравное (преимущественное) положение по отношению к рыбохозяйственным организациям, получившим такие разрешения на 2008 год в период до 05.01.2008, но при этом обязанным представить расчет суммы подлежащего уплате сбора в период действия льгот, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, сформулированному в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
В связи с чем, коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что внесенные изменения в главу 25.1 НК РФ Законом N 258-ФЗ распространяются только на разрешение на вылов водных биологических ресурсов, выданные после 05.01.2008 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, разрешение серии СК N 017659 на добычу (вылов) водных биоресурсов получено обществом 28.12.2007 года и оплата разового взноса произведена до вступления в силу Федерального закона N 285-ФЗ, вместе с тем представление уточненных сведений о полученном разрешении в налоговый орган и уплата регулярных платежей по данному разрешению осуществлялись после вступления указанного закона в силу (после 05 января 2008 года). При этом, к уточненному сведению были приложена справка расчета льготы по применению ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 15% от общей ставки сбора общества.
Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Коллегия считает, что в данном случае имеется неясность с началом срока действия Закона N 285-ФЗ, и поскольку такая неясность не может быть устранена, то она истолковывается в пользу плательщика сбора путем применения к данным правоотношениям льготной процентной ставки, предусмотренной пунктом 7 статьи 3 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать положение письма Минфина России от 04.12.2007 года N 03-06-05-03/21, согласно которому льготная ставка сбора для российских рыбохозяйственных организаций устанавливается с 01 января 2008 года.
На основании изложенного, коллегия считает, что общество правомерно исчислило сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в рамках разрешения от 26.12.2007 N 017659 по ставке 15%, установленной статьей 333.3 НК РФ в редакции Закона N 258-ФЗ, в связи с чем решения налоговых органов N 0175 от 29.08.2008 и N 15-07/3814 от 06.08.2008 в части доначислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 6.247.500 рублей в связи с неверным применением льготной ставки в размере 15%, являются недействительными, а их действия по отказу в применении ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 6.247.500 рублей по разрешению от 26.12.2007 серии СК N 017659 - незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а требования общества - удовлетворению.
На основании п.2 ст.110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд первой инстанции, в сумме 1000 рублей при подаче апелляционной жалобы, подлежат взысканию с МИФНС России N 1 по Сахалинской области и УФНС России по Сахалинской области в пользу общества в равных долях.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.02.2009 по делу N А59-6024/2008 отменить.
Признать недействительными решения от 06.098.2008 N 15-07/3814 и от 29.09.2008 N 0175.
Признать незаконными действия налогового органа по отказу в применении ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 6.247.500 рублей по разрешению от 26.12.2007 серии СК N 017659.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, расположенной по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105а, госпошлину в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 14, госпошлину в сумме 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6024/2008
Истец: ООО "Инзель-Фиш"
Ответчик: УФНС России по Сахалинской области, МИФНС России N 1 по Сахалинской области
Третье лицо: Сахалино-Курильское территориальное управление Госкомрыболовства России
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17174/09
10.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17174/09
04.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3984/2009
05.06.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1227/2009