г. Владивосток |
Дело |
02 июля 2009 г. |
N А51-12420/2008 37-326 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2009г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2009г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Е.Л. Сидорович, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит
при участии:
от ЗАО "Исток-АБ": адвокат Малиновский К.Ю. по доверенности от 17.01.2008 года сроком действия 3 года
от ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока: специалист 1 разряда Веревочкин С.В. по доверенности N 03-06/02 от 11.01.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, заместитель начальника отдела камеральных проверок Игнашкина Е.В. по доверенности N 03-06/28 от 07.04.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Исток-АБ" на решение от 26.02.2009 судьи Л.А. Куделинской по делу NА51-12420/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Закрытого акционерного общества "Исток -АБ" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 30.09.2008 N09-16647/1048
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Исток - АБ" (далее по тексту - ЗАО "Исток - АБ", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее по тексту -налоговый орган, инспекция) от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятого по результатам камеральной налоговой проверки уточненных Сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярного взносов за 2008 (далее по тексту - сведения).
Решением суда от 26.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку изменения, внесенные в главу 25.1 НК РФ Законом N 285-ФЗ распространяются только на разрешения на вылов водных биологических ресурсов, выданные после 05.01.2008, налогоплательщик не мог применять 15% ставку сбора за пользование водными биологическими ресурсами в рамках разрешений от 22.12.2007 серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2020080Р на добычу (вылов) водных биоресурсов, по условиям которого начало добычи предусмотрено с 01.01.2008.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Исток-АБ" подало апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права и по неполно выясненным обстоятельствам. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что
принятое налоговым органом решение от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП, которым отказано обществу в принятии к уменьшению сумм сбора за пользование объектами ВБР в размере 126.900 рублей по разрешениям от 22.12.2007 серии ПР N042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2020080Р является незаконным, поскольку спорные разрешения предусматривают срок добычи водных биологических ресурсов с 01.01.2008 года, согласно Федеральному Закону N 285-ФЗ от 29.11.2007 "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" для российских рыбохозяйственных организаций с 01.01.2008 ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 15% ставок, предусмотренных ст. 333.3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в связи с чем налогоплательщик правомерно не руководствовался положениями п. 2 ст. 333.3 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Закона N 285-ФЗ.
Представитель общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа с доводами заявителя жалобы не согласны в полном объеме, считают, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы как материального, так и процессуального права, просят оставить апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение суда - без изменения, представили письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество "Исток-АБ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г.Владивостока Приморского края 14.06.2001, прошло перерегистрацию в Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Первомайскому району г. Владивостока 05.12.2002, о чем было выдано свидетельство серии 25 N 00995642.
Приморским территориальным Управлением Росрыболовства было выдано ЗАО "Исток-АБ" разрешения серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р на добычу (вылов) водных биоресурсов, согласно которым в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в период с 01.01.2008 по 01.02.2008 разрешен вылов креветки северной - 60 тн. по каждому разрешению.
В период с 08.05.2008 по 08.08.2008 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка предоставленного ЗАО "Исток-АБ" уточненных сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов по разрешениям серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р от 22.12.2007, в ходе которой было установлено, что в нарушение п.2 ст.333.4 НК РФ обществом неправомерно уменьшен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в бюджет на сумму 606.000 рублей, о чем был составлен акт проверки N 09-6981/1099 ДСП от 22.08.2008.
По результатам рассмотрения акта проверки, 30.09.2008 года налоговым органом принято решение N 09-16647/1048 ДСП об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и в уменьшении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 126.900 рублей. Данным решением доначислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 479.100 рублей и пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, за несвоевременную уплату сбора.
Посчитав, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Исток-АБ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 N 285-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 285-ФЗ") пункт 7 статьи 333.3 Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 названной статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи.
Новой редакцией пункта 7 статьи 333.3 НК РФ установлено, что в целях главы 25.1 НК РФ рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биоресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, между сторонами отсутствует спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Кодекса.
Статьей 2 Федерального закона N 285-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 января 2008, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Текст Федерального закона N 285-ФЗ опубликован в "Российской газете" от
05.12.2007 N 272, следовательно, Федеральный закон N 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008.
Согласно пункту 2 статьи 333.4 НК РФ (в первоначальной редакции) сумма сбора определяется в отношении каждого объекта водных биоресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биоресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биоресурсов.
Федеральным законом N 285-ФЗ указанный пункт дополнен словами "на дату начала срока действия разрешения".
Из изложенного следует, что на дату начала действия разрешений серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р (01.01.2008), полученных обществом 22.12.2007 года, редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не обязывала ЗАО "Исток-АБ" определять сумму сбора на дату начала срока действия разрешения.
Следовательно, коллегия считает, что действовавшая на дату начала срока действия разрешений N 042982 1-2008-Р, N 042983 2-2008-Р (01.01.2008), полученных обществом, редакция пункта 2 статьи 333.4 Кодекса не обязывала Общество определять сумму сбора на дату начала срока действия разрешения.
Из анализа содержания пункта 2 статьи 333.4 НК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в первоначальной редакции данной нормы отсутствовало указание о том, по ставкам на какую дату определяется сумма сбора, что не исключает возможности исчисления суммы сбора по ставкам, установленным на дату представления Сведений о полученном разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно статье 30 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - "Федеральный закон о рыболовстве") общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти применительно к установленным видам квот на вылов (добычу) водных биоресурсов. Квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов ежегодно распределяются и закрепляются за лицами, осуществляющими рыболовство, право на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяется разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемыми пользователям на каждый календарный год.
Из содержания разрешений N 042982 1-2008-Р, N 042983 2-2008-Р следует, что они выданы на основании приказа Госкомрыболовства России от 19.12.2007 N 74, которым распределены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации на период с 01.01.2008 по 01.02.2008 года.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона о рыболовстве основным принципом законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является платность использования водных биоресурсов. Воплощением указанного принципа является введение сбора за пользование водными биоресурсами.
Объектами обложения сбором в силу пункта 1 статьи 333.2 НК РФ признаются объекты водных биоресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Сумма сбора исчисляется по ставкам сбора, установленным в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса. При этом пунктом 7 названной статьи для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора, при условии соблюдения критериев установленных указанным пунктом.
Из анализа пункта 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) не усматривается, что критерием для получения рыбохозяйственной организацией права на применение льготной 15-процентной ставки сбора является дата получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ прямо предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Следовательно, применение указанной льготной ставки сбора только к тем рыбохозяйственным организациям, которые получили разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов 05.01.2008 и позднее, носит индивидуальный характер и ставит их в неравное (преимущественное) положение по отношению к рыбохозяйственным организациям, получившим такие разрешения на 2008 год в период до 05.01.2008, но при этом обязанным представить расчет суммы подлежащего уплате сбора в период действия льгот, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, сформулированному в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
В связи с чем, коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что внесенные изменения в главу 25.1 НК РФ Законом N 258-ФЗ распространяются только на разрешение на вылов водных биологических ресурсов, выданные после 05.01.2008 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, разрешения серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р на добычу (вылов) водных биоресурсов получено обществом 22.12.2007 года и оплата разового взноса произведена до вступления в силу Федерального закона N 285-ФЗ, вместе с тем представление уточненных сведений о полученном разрешении в налоговый орган и уплата регулярных платежей по данному разрешению осуществлялись после вступления указанного закона в силу (после 05 января 2008 года). При этом, к уточненному сведению были приложена справка расчета льготы по применению ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 15% от общей ставки сбора общества.
С учетом изложенного, коллегия считает, что общество имело право исчислить сумму сбора по ставкам действовавшим на дату представления сведений о разрешениях серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р на добычу (вылов) водных биоресурсов, полученных до вступления в силу Закона N 258-ФЗ, в связи с чем вывод суда о том, что общество неправомерно занизило сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов на 504.900 рублей в связи с применением 15 процентной льготы, установленной Законом N 285-ФЗ, является ошибочным.
Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Коллегия считает, что в данном случае имеется неясность с началом срока действия Закона N 285-ФЗ, и поскольку такая неясность не может быть устранена, то она истолковывается в пользу плательщика сбора путем применения к данным правоотношениям льготной процентной ставки, предусмотренной пунктом 7 статьи 3 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать положение письма Минфина России от 04.12.2007 года N 03-06-05-03/21, согласно которому льготная ставка сбора для российских рыбохозяйственных организаций устанавливается с 01 января 2008 года.
Налоговый орган не согласен с выводом суда о признании недействительным решения инспекции N 09-16647/1048 ДСП от 30.09.2008 года в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 101.100 рублей на том основании, что инспекцией при вынесении оспариваемого решения не учтена уточненная налоговая декларация, представленная обществом 19.09.2008, согласно которой налогоплательщик частично согласился с выводом инспекции по порядку исчисления и уплаты сбора с применением ставки 5500 рублей, действующей на начало действия разрешений.
Как следует из материалов дела, действительно ЗАО "Исток-АБ" первоначально представило в налоговый орган сведения о полученных разрешениях от 22.12.2007 N 042982 1-2008-Р и N 042983 2-2008-Р на вылов водных биологических ресурсов (креветки северной) с применением ставки сбора в размере 15 процентов к ставкам сбора в размере 3.000 рублей за одну тонну на основании пунктов 4, 5 статьи 333.3 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ, в результате чего сумма сбора составила 360.000 рублей.
Учитывая то обстоятельство, что разрешения N 042982 1-2008-Р и N 042983 2-2008-Р имеют срок действия с 01.01.2008 года и положения новой редакции пункта 2 статьи 333.3 НК РФ, где законодатель связал исчисление сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов именно с датой начала срока действия разрешения, налогоплательщик согласился с выводом инспекции о том, что в настоящих правоотношениях указанная дата начала срока действия разрешения на вылов водных биологических ресурсов связана с действовавшей на указанную дату ставкой в отношении креветки северной - 5.500 рублей за одну тонну, на основании чего 19.09.2008 общество представило в инспекцию уточненные сведения о полученных разрешениях N 042982 1-2008-Р и N 042983 2-2008-Р на вылов водных биологических ресурсов (креветки северной), исчислив сумму сбора по ставке 15 процентов в размере 5.500 рублей за одну тонну, в результате чего разница между суммами сбора, исчисленного с примененного ставки сбора 3.000 рублей за одну тонну и 5.500 рублей за одну тонну, составила 101.100 рублей.
Поскольку ЗАО "Исток-АБ" правомерно воспользовалось льготной ставкой, установленной пунктом 7 статьи 333 НК РФ, не имеет правового значения довод налогового органа о несоответствии вывода суда в части признания недействительным решения инспекции от 30.09.2008 N ; 09-16647/1048 ДСП о доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 101.100 рублей.
На основании изложенного, коллегия считает, что общество правомерно исчислило сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в рамках разрешений от 22.12.2007 N 042982 1-2008-Р и N 042983 2-2008-Р по ставке 15%, установленной статьей 333.3 НК РФ в редакции Закона N 258-ФЗ, в связи с чем решение налогового органа от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 660.000 рублей в связи с неверным применением льготной ставки в размере 15%, и отказа в уменьшении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 126900 рублей по разрешениям серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р является недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению, а требования общества - удовлетворению.
На основании п.2 ст.110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд первой инстанции, в сумме 1000 рублей при подаче апелляционной жалобы, подлежат взысканию с ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.02.2009 по делу N А51-12420/2008 37-326 изменить.
Признать недействительными решения Инспекции ФНС России по Первомайскому району гг. Владивостока от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Гульбиновича, 4, госпошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей в пользу ЗАО "Исток-АБ".
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12420/2008
Истец: ЗАО "Исток-АБ"
Ответчик: ИФНС России по Первомайскому району