г. Владивосток |
Дело |
03 июля 2009 г. |
N А51-8557/2008 41-243 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей: И.Л. Яковенко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.И. Граждан
при участии:
от ОАО "Российские железные дороги" - Кузина А.Е. (уд. N III 001887, дов. N 610 от 06.10.2008).
от ЗАО "Трансбункер-Находка" - представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Трансбункер-Находка"
на решение от 16.03.2009
судьи С.М. Синицыной
по делу N А51-8557/2008 41-243 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ЗАО "Трансбункер-Находка"
о взыскании 87 513 руб. 17 коп.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ЗАО "Трансбункер-Находка" о взыскании 87 513 руб. 17 коп., составляющих плату за пользование вагонами, в обоснование заявленных требований указав, что взыскиваемая задолженность образовалась за период с 11.08.2007 по 15.08.2007 в результате длительного простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика, вследствие отказа ответчика в приеме вагонов под выгрузку.
Решением от 16.03.2009 с ЗАО "Трансбункер-Находка" в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 23 824 руб. 51 коп., из них 23 003 руб. 16 коп. платы за пользование вагонами, 821 руб. 35 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Трансбункер-Находка" и ОАО "Российские железные дороги" обратились в суд с апелляционными жалобами.
Обжалуя решение суда, ОАО "Российские железные дороги" просит его отменить в части отказа в иске и удовлетворить требования в полном объеме. Не согласен с выводом суда о том, что условиями договора не предусмотрен порядок внесения платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Считает, что в отношениях, не урегулированных договором, стороны обязаны руководствоваться Тарифным руководством N 2, утв. Постановлением ФЭК РФ N 35/12 от 19.06.2002.
Обжалуя решение суда, ЗАО "Трансбункер-Находка" просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что возникший простой вагонов является следствием виновных действий истца. Истец подавал вагоны в каждой группе в большем количестве, чем это предусмотрено в договоре N 246/1, таким образом, подача вагонов в большем количестве, чем это предусмотрено инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования и договором способствовало возникновению простоя вагонов на станции Рыбники, так как владелец пути необщего пользования не мог своевременно подавать (убирать) вагоны. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что истец предъявлял требования о внесении платы за пользование вагонами за время их нахождения на путях необщего пользования к ЗАО "Трансбункер-Находка", тогда как в соответствии с договором указанную плату должен вносить владелец путей необщего пользования, то есть ЗАО "Порт Восточные Ворота-Приморский завод". Истец, обратившись с исковыми требованиями о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими истцу, не представил никаких доказательств права собственности на данные вагоны.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившейся стороны.
Решение проверяется в порядке ст.ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения истца, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (владелец) заключен договор на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования от 19.02.2004 N 246, по условиям которого (пункты 1, 7) осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Рыбники через стрелку N 15, локомотивом владельца. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути, дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки-выгрузки производится локомотивом владельца. Срок действия данного договора установлен с 30.01.2004 по 29.01.2009.
Пунктом 18 договора предусмотрено, что на условиях данного договора вагоны подаются контрагентам, в том числе ЗАО "Трансбункер- Находка".
Между ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (исполнитель) и ЗАО "Трансбункер - Находка" (контрагент) заключен договор на выполнение железнодорожных услуг, связанных с поставкой- уборкой вагонов на подъездные пути необщего пользования от 01.01.2006 N ЖД 182/2006. Данный договор регламентирует взаимоотношения сторон и порядок их взаиморасчетов при предоставлении исполнителем контрагенту железнодорожных услуг, связанных с поставкой-уборкой вагонов на железнодорожные пути необщего пользования. Срок действия договора от 01.01.2006 N ЖД 182/2006 установлен с 01.01.2006 по 31.12.2007 с условием ежегодной пролонгации, в связи с чем отношения между сторонами в спорный период регулировались условиями данного договора.
В адрес ЗАО "Трансбункер - Находка" с 11.08.2007 по 15.08.2007 прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Рыбники по вине ответчика в связи с невозможностью подачи их на подъездной путь под выгрузку ввиду занятости фронтов выгрузки. В подтверждение данного факта были составлены акты общей формы N N 601682, 601692, 601670, 601671, 601699.
На основании указанных документов истцом составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 901876, 901879, 901895, 901897, 901904, 901905 и начислена плата за простой вагонов в сумме 87 513 руб. 17 коп.
Так как ЗАО "Трансбункер - Находка" не оплатило в добровольном порядке начисленную ему плату за пользование вагонами, то ОАО "Российские железные дороги" обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьями 39, 119 УЖТ РФ и Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.03 N 45, задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя. Из представленных истцом актов общей формы видно, что они составлены в соответствии с Правилами составления актов.
В материалах дела представлены акты общей формы за N N 601682, 601692, 601670, 601671, 601699, ведомости подачи и уборки вагонов за N 901876, 901879, 901895, 901897, 901904, 901905, в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ЗАО "Трансбункер - Находка", с указанием их номеров. Причинами задержки указано: вагоны простаивают на путях станции ввиду занятости фронта выгрузки; указано время начала и окончания задержки.
На основании актов общей формы истцом, в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, составлены ведомости подачи-уборки вагонов, в которых произведен расчет платы за простой.
Указанные ведомости подачи-уборки вагонов подписаны представителем с возражениями. В возражениях на ведомости ответчик указал, что акты не были предъявлены на подпись в момент совершения операции, о составлении актов ответчик не был уведомлен, отсутствовало уведомление о готовности к подаче вагонов, не учтен технологический срок оборота вагонов, вагоны прибыли ранее срока доставки, норма суточной переработки вагонов превышала перерабатывающую способность - 40 вагонов в сутки.
Заказным письмом от 23.08.2007 N 54 истец направил ответчику неподписанные акты общей формы и ведомости подачи-уборки вагонов, подписанные с возражениями.
Согласно п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы, что сделано ответчиком не было.
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Факт предъявления ответчику актов общей формы и соответственно отказ от подписи зафиксирован в актах в соответствии с п.3.2.4 Правил составления актов.
Ответчиком не представлено доказательств вручения ОАО "Российские железные дороги" возражений или разногласий к актам в течение суток, как того требуют положения п.3.2.4 названных Правил составления актов, а также доказательств того, что ЗАО "Трансбункер-Находка" в адрес истца направлялись уведомления о неготовности подачи вагонов под выгрузку.
В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Пунктом 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003) о времени подачи вагонов, контейнеров также предусмотрено, что перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.
Порядок передачи уведомлений о времени подачи вагонов устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пунктам 5 и 7 договора об эксплуатации подъездного железнодорожного пути подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передается по телефону.
Технический конторщик станции вносит разнарядку порта в натурный лист, с указанием фамилии диспетчера. Груженые вагоны подаются в порт по разнарядке, указанной в натурном листе. При не предоставлении в течение двух часов после прибытия разнарядки на прибывшие вагоны, они числятся на ответственности порта.
Каких-либо доказательств того, что данный порядок истцом не выполнялся, суду не представлено. В процессе исполнения обязательств по договору ЗАО "Трансбункер-Находка" не высказывал претензий ОАО "Российские железные дороги" по отсутствию уведомлений на подачу вагонов под выгрузку, либо передачу уведомлений неуполномоченным лицам.
Факт извещения о готовности вагонов к выгрузке подтвержден выпиской из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которой указаны номера вагонов, планируемое время подачи вагонов, время подачи уведомления, Ф.И.О. и должность лица, принявшего уведомление. Оформленная в соответствии с параграфом 89 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, последняя является надлежащим доказательством уведомления грузополучателя о подаче вагона под выгрузку.
Кроме того, ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил каких-либо доказательств, что им направлялись уведомления в адрес истца о том, что последний не уведомляет о готовности подачи вагонов под выгрузку.
Возражения ответчика о том, что простой вагонов был вызван превышением ОАО "Российские железные дороги" подачи вагонов под выгрузку, превышением среднесуточной нормы выгрузки вагонов, не был учтен технологический срок оборота вагонов, вагоны прибыли раньше срока доставки, суд правомерно отклонил, поскольку плата в данном случае взимается не за время нахождения вагонов под выгрузкой, а за время простоя их на станции в ожидании подачи под разгрузку. Обязательство ответчика оплатить простой вагонов следует из ст.39 УЖТ РФ, поскольку является платой за время ожидания подачи вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя и применяется в данном случае именно указанная норма, а не ст.60, 62 Устава ЖТ РФ, согласно которым плата вносится владельцем пути необщего пользования при нахождении вагонов у грузополучателя, простаивающих на путях необщего пользования.
Согласно пунктам 8, 9 договора на эксплуатацию подъездного пути от 19.02.2004, заключенного между истцом и ЗАО "Порт восточные ворота - Приморский завод", технологический срок оборота вагонов составляет 8 часов 50 минут, при этом только при подаче 20 вагонов в зимний период данный срок увеличивается до 16 часов. Доказательства подачи 20 вагонов суду не представлено, в связи, с чем истец правомерно установил технологический срок при расчете 8 часов 50 минут. В актах общей формы отражено количество вагонов, не превышающее предельное количество вагонов, а именно 20, установленное договором с учетом вместимости мест погрузки-выгрузки. Норма обработки вагонов в сутки с владельцем пути необщего пользования (третьим лицом) не установлена.
Кроме того, среднесуточное поступление вагонов регулируется ветвевладельцем (грузополучателями) при заключении договоров перевозок или иных гражданско-правовых договоров и не зависит от действий перевозчика.
Вместе с тем, судом установлено, что в период с 11.08.2007 по 15.08.2007 в адрес ответчика на подъездные пути станции Рыбники прибывали не только вагоны, принадлежащие истцу, но и вагоны, находящиеся в собственности иных лиц.
Из представленного истцом расчета суммы иска, составленного на основании имеющихся в материалах дела актов общей формы, ведомостей, следует, что истец начисляет плату за пользование вагонами как принадлежащими ОАО "Российские железные дороги", так и не принадлежащими истцу. При этом плата за пользование вагонами, принадлежащими истцу, составляет 23 003 руб. 16 коп., задолженность за пользование вагонами, принадлежащими иным лицам, составляет 64 510 руб. 01 коп.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца (ОАО "Российские железные дороги") при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов либо при условии наличия в договоре соглашения сторон о взимании платы за вагоны грузополучателя с определением ее размера.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, принадлежащим другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками (п. 34).
Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном пункте Постановления, плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
Установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке.
Вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу, должен быть согласован в договоре.
Как следует из материалов дела, в расчет исковых требований ОАО "Российские железные дороги" включило 64 510 руб. 01 коп. платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги".
Обязанность ответчика оплачивать использование вагонов, принадлежащих другим перевозчикам, следует из положений пункта 24 договора от 19.02.2004 N 246, предусматривающего, что по вопросам, не урегулированным данным договором, стороны руководствуются Уставом ЖТ, ФЗ "О железнодорожном транспорте", Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования и иными нормативными актами, по следующим основаниям.
ЗАО "Трансбункер-Находка" не является стороной договора от 19.02.2004 N 246, как следует из материалов дела, договорные отношения между истцом и ответчиком в спорный период отсутствовали. В силу ч.3 ст.308 ГК РФ обязательства, возникшие по данному договору между ОАО "Российские железные дороги" и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", не создают обязанностей для третьих лиц, в том числе, для ответчика. По смыслу ч.3 ст.308 ГК РФ для третьих лиц, не участвующих в обязательстве, последнее в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, может создавать лишь права (а не обязанности).
Кроме того, согласно п.п.2.1.5, 2.1.13 договора на выполнение железнодорожных услуг, связанных с поставкой-уборкой вагонов на подъездные пути необщего пользования от 01.01.2006 N ЖД 182/2006, заключенного ответчиком с ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод", ответчик обязан самостоятельно разрешать все вопросы, связанные с перевозкой грузов и возникающие между ЗАО "Трансбункер - Находка" и ОАО "Российские железные дороги".
При таких обстоятельствах начисление истцом платы за пользование не принадлежащими ОАО "Российские железные дороги" вагонами необоснованно. Такая плата может быть взыскана в пользу истца при условии наличия соглашения с ответчиком о взимании платы за вагоны, принадлежащие другим перевозчикам, с определением ее размера, которое в данном случае отсутствует.
Суд, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под разгрузку в сумме 23 003 руб. 16 коп. Из представленных актов общей формы, ведомостей подачи-уборки вагонов, памяток приемосдатчика судом установлена вина ответчика в простое вагонов, время простоя и сумма платы за пользование вагонами. В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о простое вагонов не по его вине или об отсутствии простоя.
Довод ответчика о том, что истец, обратившись с исковыми требованиями о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "Российские железные дороги", не представил никаких доказательств права собственности на данные вагоны, судебной коллегией не принимается, поскольку из актов общей формы, памяток приемосдатчика, ведомостей, договора аренды вагонов и контейнеров от 09.09.2006 N 69/ЦФТОАПС-36/1 следует факт принадлежности спорных вагонов истцу. Доказательств принадлежности на праве собственности спорных вагонов другому юридическому лицу ответчиком в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.
Довод истца о том, что внесение платы за время ожидания подачи или приема вагонов на путях общего пользования законодательством не связывается с правом собственности на данные вагоны, судебной коллегией также не принимается, поскольку из буквального и систематического толкования ст.39 и других положений Устава ЖТ следует, что плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам; установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке. Сторонами путем заключения договора не урегулирован вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства N 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Приморского края от 16.03.2009 по делу N А51-8557/2008 41-243 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
С.В. Шевченко |
Судьи |
И.С. Чижиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8557/2008
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
Ответчик: ЗАО "Трансбункер-Находка
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2009 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1682/2009